Главный штурман АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Василий Шелыгинский — коренной нарьянмарец. Здесь родился, вырос, окончил школу. 1 октября 2021 года ему присвоено почетное звание «Заслуженный штурман Российской Федерации»
Где родился — там и пригодился
— Мои родители всю жизнь отдали Нарьян-Мару, — улыбается Василий Николаевич Шелыгинский. — И до сих пор находятся здесь на заслуженном отдыхе. В мою юность профессии, связанные с авиацией, были очень популярны и престижны среди молодежи, это летные и технические специальности. Очень многое здесь, в Заполярье, завязано на авиации.
После окончания средней школы № 1 города Нарьян-Мара в 1988 году Василий поступил в Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации. Он благодарен педагогам своей школы за качественные знания, ведь у него не возникло проблем при сдаче вступительных экзаменов. Самые яркие воспоминания остались о годах учебы в училище. У каждого однокурсника жизнь сложилась по-своему, кто-то еще в строю, кто-то на пенсии, у кого-то свой бизнес, но они до сих пор общаются в соцсетях и даже в прошлом году собирались на 30‑летие выпуска.

После успешного окончания училища Василий Николаевич начинал свою деятельность в авиакомпаниях «Архангельские воздушные линии» и «Архангельск» — с 1992 по 1995 год летал штурманом на Ту‑134.
— Летом 1992 года, когда я устраивался на работу, в авиакомпании был большой парк воздушных судов: это Ан‑24, Ан‑26, Ту‑134 и Ту‑154. У нас только маленьких «тушек» было две эскадрильи. Волею судьбы на период программы ввода в строй я был закреплен за штурманом-инструктором Александром Ивановичем Лысенко, который был родом из Кировограда и научил меня многому в освоении профессии.
Отлетал чуть более трех лет, приобрел уже какой-то опыт, казалось, жизнь только начинается, и тут — оп! — сокращение штатов, — эмоционально рассказывает Василий Николаевич. — Всех штурманов, кто последними пришел на Ту‑134, сократили, для нас это был шок.
Год не работал по специальности, приехал в Нарьян-Мар, и меня взяли в авиаотряд на должность штурмана летного отряда. В то время старшим штурманом в авиаотряде был Валерий Леонидович Дитятев, заслуженный штурман. Чуть менее десяти лет мы с ним работали в тесной связке, он дал мне допуск на выполнение полетов на вертолете Ми‑8 и самолете Ан‑2, делился практическим опытом работы на командной должности.
Как говорится, где родился — там и пригодился. Теперь Василий Николаевич Шелыгинский сам готовит молодое пополнение авиаотряда. С 2003 года он — старший, а с 2006‑го — главный штурман, а всего в авиации — более тридцати лет. 1 октября 2021 года ему присвоено почетное звание «Заслуженный штурман Российской Федерации».
Навигация — прикладная наука
Мой собеседник просветил, что навигация — это прикладная наука о точном, надежном и безопасном вождении воздушного судна из одной точки земного шара в другую по установленным пространственно-временным траекториям. Есть воздушные суда, в которых штурман предусмотрен в штатном составе экипажа, например, на таких типах воздушных судов, как Ту‑134, Ан‑26, Ан‑74, Ил‑76, Ми‑26 и т. д. Экипаж — это четыре человека: командир, второй пилот, штурман и бортинженер.
На вертолетах Ми‑8 минимальный состав экипажа — три человека, и штурман может включаться в экипаж при полетах в горных районах, приграничной полосе, над малоориентирной местностью, над водной поверхностью, в Арктике, учебных и тренировочных полетов, при выполнении проверки навыков техники навигации у пилотов. Значит, пилот должен обладать навыками и пилотирования, и навигации.
— АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» — уникальное авиапредприятие, — уверен Василий Шелыгинский. — Мы и авиакомпания, и аэропорт, как говорится, два в одном. Таких в России осталось мало. В свое время не стали делиться и сейчас работаем как унитарное предприятие. Поэтому наша штурманская служба включает работу по двум направлениям.
Первое направление — летная деятельность. Приходят молодые вторые пилоты и сдают теорию по воздушной навигации, знанию района полетов, умению рассчитывать навигационные элементы при подготовке и непосредственно в полете по маршруту (безопасную высоту и скорость полета, ветер на высоте), умению пользоваться служебной документацией и знанию нормативно-правовой базы. Также перед каждым вылетом экипажи воздушных судов получают служебную документацию, рассчитывают рабочий план и проходят контроль готовности к предстоящему полету.
Второе направление — это аэропортовая деятельность. Аэропорт Нарьян-Мар принимает много типов воздушных судов. Есть такое понятие, как аэронавигационный паспорт аэродрома (АНПА), ведение которого возложено на штурманскую службу, в нем содержится вся необходимая для выполнения полетов на аэродром информация. В него включаются данные по взлетно-посадочным полосам, рулежным дорожкам, перронам, препятствиям, средствам навигации, посадки и связи, работе служб аэропорта, правила полетов и схемы маневрирования в районе аэродрома, которые применяют пилоты для захода на посадку. Все данные из АНПА публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, так что работа наша очень ответственная, напрямую связана с обеспечением безопасности полетов на аэродроме, так как незначительная ошибка даже в одной цифре может привести к роковым последствиям.
Итак, контроль готовности к полету летного состава, разработка и внесение изменений в документы аэронавигационной информации, обеспечение летного состава штурманским снаряжением и т. д. — все это входит в задачи штурманской службы, а если сказать коротко, то штурманская служба осуществляет штурманское и аэронавигационное обеспечение полетов.
— При подготовке к полету в другой аэропорт экипаж должен знать всю информацию по аэродрому назначения, запасным, по ограничению или запрету использования воздушного пространства, в том числе временные изменения в аэронавигационной информации, — рассказывает Василий Николаевич. — Например, у нас в Нарьян-Маре летом при заходе на посадку с западным курсом снимают несколько огней светосистемы по причине того, что оттаивает озеро (зимой огни устанавливают на лед, и все попытки решить эту проблему летом не увенчались успехом), и накануне демонтажа мастер службы электросветотехнического обеспечения полетов сообщает нам об этом, мы делаем заявку на издание извещения — и весь авиационный персонал уже предупрежден: в Нарьян-Маре — укороченная система огней приближения, что может повлиять на эксплуатационный минимум аэродрома.

Научить молодых
Как любая северянка, летаю с раннего детства и, надеюсь, буду летать до глубокой старости. Потому что за нашу, пассажиров, безопасность и за нашу жизнь отвечают высокопрофессиональные сотрудники авиаотряда. Хотя проблема нехватки кадров — летных и технических — руководство службы и авиапредприятия беспокоит давно. Так, место штурмана летного отряда в настоящее время вакантно. Почему кадров не хватает? По словам моего собеседника, система обучения кадров для гражданской авиации и авиационная промышленность, мягко говоря, сильно пострадали в постсоветское время.
— Подготовка кадров в гражданской авиации в Советском Союзе была на высоком уровне, — считает Василий Шелыгинский. — Существовало Министерство гражданской авиации, при нем — управление учебных заведений, которое курировало это направление. Был единый «Аэрофлот» и одинаковые правила полетов для всей страны с единообразной трактовкой всех нормативно-правовых документов. Сегодня на пилотов вертолетов учат в Омском летно-техническом колледже. После окончания теоретической подготовки курсанты долго ждут прохождения летной подготовки, существует дефицит авиационной техники и инструкторского состава. А пилотов Ан‑2 вообще нигде не выпускают, штурманов готовят только в единственном в стране учебном заведении Министерства обороны. Нормативно-правовая база устроена на данный момент таким образом, что эксплуатанты сейчас вынуждены сами разрабатывать программы периодической подготовки и правила выполнения полетов на основании федеральных авиационных правил, которые в свою очередь порой бывают несовершенны. Иногда случаются периоды, когда мы «зарастаем» в бумагах, и это сильно отвлекает от основного вида деятельности.
По мнению главного штурмана, выпускники приходят, имея небольшие практические навыки, порой даже и слабые теоретические знания, и задача командно-летного, летного и инструкторского состава — научить молодых пилотов, так сказать, ввести их в строй. Проводятся наземная, тренажерная и летная подготовки, разборы, учеба, сезонная подготовка, и постепенно у человека нарабатывается опыт, он приобретает необходимые знания. Короче говоря, вся основная подготовка ложится на плечи летных подразделений.
Штурманская служба работает во взаимодействии с диспетчерами управления воздушного движения.
— Эта традиция была заложена еще в объединенном авиаотряде, — отмечает Василий Николаевич. — Мы приглашаем друг друга для участия в конференциях при прохождении сезонной подготовки, процесс учебы у нас примерно одинаков: каждые полгода изучаем опыт прошлых лет, происшествия, анализируем ошибки, повторяем теоретические аспекты и обмениваемся наработанным опытом. Также проводим совместные совещания по различным вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов на аэродроме, тесно взаимодействуем при разработке документов аэронавигационной информации.

У Василия Шелыгинского все спорится на работе еще и потому, что тыл крепкий — жена Татьяна Борисовна и двое взрослых сыновей.
Приятно осознавать, что наших нарьян-марских пилотов, бортмехаников, штурманов и диспетчеров считают элитой российской авиации. А это значит — курс проложили верный.