О миссии, этапах и реализации Патриаршего проекта «Русская Арктика и Антарктида» рассказывает епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков

Благословением преподобного Сергия

Самая северная епархия России обрела начало своего бытия в 2012 году решением Священноначалия Русской православной церкви. Таковой стала Нарьян-­Марская епархия. И в этом историческом деянии заложен глубокий смысл.

Совсем недалеко от нынешнего Нарьян-­Мара, всего лишь в 20 километрах от города, «у Печоры у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки», 525 лет тому назад был основан первый город Русской Арктики. Это достославный в истории нашего Отечества град Пустозерск, которому уготовано было стать арктическим форпостом Московской державы.

Пустозерск основан волей великого князя Московского и всея Руси Иоанна III, которого все европейские дипломатические документы именуют самодержцем. Он действительно стал таковым. И приращение арктических просторов земель, побережий, островов не есть только его заслуга. Иоанн III явился исполнителем промыслительного благословения игумена земли Русской богоносного аввы Сергия, устроителя Троицкой обители, со временем ставшей главным монастырем Московской Руси.

Благословением преподобного Сергия началось созидание духовного основания для возведения величественного здания российской государственности, вобравшей в себя многие племена и народы, обитавшие на бескрайних просторах Евразии, в необъятности земли меж трех океанов — Великой России.

Роль Севера в судьбе России беспрецедентна. На нескольких страницах ее невозможно полноценно отобразить: это воистину летопись деяний, свершений, подвига народа, жившего и созидавшего себя, свою душу, свою судьбу верой православной.

С упованием на помощь Божию

Русские поморы, первооткрыватели нашего Севера, вступая на берега новообретенных земель, ставили православные кресты: так было на побережьях Баренцева и Белого морей. Потом, в продвижении все дальше на север и на восток, границы известного им мира расширялись, и «крестовые» мысы, бухты, заливы появлялись с понятной закономерностью и регулярной частотой на всем протяжении морских границ — сначала от берегов Колы до Железных Ворот — пролива, ведущего из Баренцева моря в акваторию моря Карского, а затем, с совершением географических экспедиций Петровской эпохи, — вплоть до Берингова пролива, Камчатки и дальше — до Курил и Русской Америки.

Известное присловие поморов: «От Архангельска до Колы тридцать три Николы», описывающее особое упование русских первопроходцев Севера на помощь святителя Николая Чудотворца, изъявляет религиозность поморов, их связь с Богом: religare по-латыни означает «связывать». Хотя упомянутая поговорка «От Архангельска до Колы…» сложена много позже, нежели появление нового названия архипелага Новая Земля (прежде первопроходцы-­поморы именовали ее Матица) на картах мореплавателей, однако она верно отражает крепкую веру поморов.

Отправляясь в опасный путь, а мореплавание в северных широтах никогда не было простым делом, они молились. Молитва странствующих по просторам Арктики являла их упование на помощь Божию. Еще в большей степени, чем Никольские часовни на берегах Баренцева и Белого морей, свидетельствует о вере поморов множество поклонных и приметных крестов. Их ставили и открывая новые земли, и обретая спасение в трудных и опасных плаваниях. Один из авторитетных исследователей и историков Арктики Петр Владимирович Боярский совершенно справедливо говорит о существовании «единой духовной системы бытия поморских мореплавателей и зимовщиков»: «И главным в ней была православная вера, которая формировала духовную стойкость и определяла многие стороны повседневного быта…» Это вполне подтверждают арктическая археология (кресты, которые ставили поморы на путях своих странствий, зимовок, берегах новооткрытых островов и земель) и топонимика арктических островов, мысов, бухт…

Не начинали, не помолившись Богу

Изучение топографического тезауруса Русской Арктики обнаруживает ценнейший историко-­цивилизационный кладезь сведений, своего рода расшифровку кода освоения и жизни на просторах российского Севера. Надеемся, что в будущем это ­все-таки станет предметом серьезных научных трудов. Не будем здесь повторять уже не единожды сделанное и перечислять исторические вехи свершений, предпринятых Русью.

Обратим внимание на то, что даже в российский дореволюционный период нередко ускользало от большинства историков, описывавших перипетии арктических странствий. Отправляясь в неизведанные широты Крайнего Севера, русские православные люди вверяли себя Богу, потому что странствия по бескрайним просторам заполярных тундр и морей были настоящим подвигом, требовавшим напряжения всех сил, знаний особенностей природных условий Арктики, мастерства мореходов — и веры. Это последнее зачастую находило лишь формальное отражение, как просто упоминание в последовательности событийной канвы.

Если говорить о сугубо исторических свидетельствах, то необходимо учитывать мировоззренческие реалии прошлого. Поясним: нужно понимать, например, то обстоятельство, что даже древние русские летописи, сохраняя в XI–XIV веках характер и суть сакральной письменности, зачастую не фиксировали иные факты и события — именно как само собой разумеющиеся. В них не запечатлено то, что в те времена было понятно абсолютно всем: от князя до последнего простолюдина.

Дабы стало ясно, что здесь имеется в виду, упомянем о сведениях, сообщаемых Никоновской или Патриаршей летописью, о походе новгородского воеводы Улеба к Железным Воротам в 1032 году. Речь идет о проливе Карские Ворота, открывающем путь на восток из акватории Баренцева (для древних поморов — Студеного) моря. Это летописное известие исследователи изъясняют по-разному. В данном случае важно, что новгородцы XI века (равно как и все жители иных земель и княжеств Руси) не могли отправляться в ­какое-либо дальнее — и тем более опасное — странствие (или начиная ­какое-либо иное дело, предприятие, имевшее для них значение), не испросив благословения епископа и не помолившись Богу. Если в летописях мы читаем о посещении той или иной обители князем или княжеской трапезе по тому или иному случаю — и не читаем, что тому предшествовала молитва, это означает лишь следующее: иного и не могло быть. Само собой разумеющееся не фиксировалось письменно по той самой причине, что это являлось слишком понятным, неизменным, не знающим исключения в порядке, строе и смысле жизни всякого христианина и христианского общества Руси.

То очевидное обстоятельство, что таковой бывший непреложным устав жизни — от семейной до государственной — неведом довольно многим современным авторам, пишущим о Русском Севере XI–XIV веков, — это, увы, мировоззренческая (и методологическая, если говорить о чисто науке) проблема некоторых историков, не обретших (хотя бы относительной) полноты понимания сути русской жизни и русской истории. Сакральный характер истории Русского Севера, особенно Русской Арктики, есть не упраздненная известными политическими потрясениями, имевшими место в жизни России, реальность и наших дней. Арктический архипелаг Новая Земля, его история имеет особенно важное значение в бытии Русской Арктики.

Самой важной вехой церковного возделывания Новой Земли служит, без всякого сомнения, грамота Патриарха Иоасафа II игумену Сийского монастыря, содержащая благословение Первоиерарха Церкви Русской на молитвенные труды именно на Новой Земле. Это повеление, направленное в Сийскую обитель игумену Сийского монастыря, было обусловлено не только задачами того времени, но и отчетливым осознанием необходимости согласных, единодушных действий и властей предержащих, то есть царя, и властей духовных, то есть Церкви.

«Бытие державы соединено с Севером»

Преемственность деяний не пресеклась. Русский Север жительствует: по слову нашего гениального соотечественника Михайлы Ломоносова, история, бытие, будущность державы Российской неразрывно соединены с Севером.

Моим представлением 20 августа 2012 года в стенах славной обители Соловецкой Святейший Патриарх Московский и всея Руси утвердил создание проекта «Русская Арктика», впоследствии наделив проект Патриаршим статусом. В 2014 году, по совершении мною благословением патриаршим великого освящения русского православного храма в Антарк­тиде, проект обрел еще большие масштабы, что отразилось в его наименовании: «Русская Арктика и Антарктида».

Летопись свершений во славу Божию, на благо Отечества и народа великой России продолжается!

Патриарший проект веры

«Русская Арктика и Антарктида». Этапы благословенных деяний российских полярников

15—16 августа 2012 года

Освящение самого северного храма земли — церкви Святителя Николая Чудотворца. Остров Земля Александры, погранзастава «Нагурская».

12 сентября 2012 года

Освящение Северного полюса. Российская высокоширотная экспедиция ААНИИ, «Росатомфлот».

Май 2013 года

Экологическая экспедиция. Остров Греэм-Белл (Земля Франца-Иосифа).

Июль — сентябрь 2013 года

Освящение Северного морского пути. Остров Земля Александры, погранзастава «Нагурская».

10—28 февраля 2014 года

Освящение храма Святой Живоначальной Троицы. Российская антарк­тическая станция «Беллинсгаузен».

7 апреля 2014 года

Освящение ледового полярного лагеря «Барнео».

С октября 2014 года

Созидание арктического форпоста России. Остров Земля Александры, погранзастава «Нагурская»; Новая Земля, Белушья Губа, Рогачево, Центральный полигон РФ; остров Средний (Северная Земля); остров Врангеля.

Строительство воинской часовни самого северного гарнизона России. Часовня освящена в 2016 году в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Остров Земля Александры.

14 октября 2014 года

Начало строительства Арктического собора России в Нарьян-Маре.

2017 год

Экспедиции на Новую Землю. Новые географические названия на карте Русской Арктики: сопка Рубежная, остров Патриарший, сопка Патриаршая, где установлены и освящены поклонные кресты.

Сентябрь 2017 года

Миссионерская экспедиция первопроходцев Арктики. Архипелаг Новая Земля, пролив Маточкин Шар.

3 июля — 5 августа 2019 года

Научно-исследовательская богословская экспедиция. Сооружение приметных гуриев и поклонных крестов в заливах Абросимова, Степового, Медвежий Карского моря.

Август 2020 года

Экспедиция по определению места нахождения парохода «Челюскин». Компания «Фертоинг» и Нарьян-­Марская епархия.

Август 2021 года

Установлен поклонный крест на мысе Бараний. Силами Северного флота, РГО, 12‑го ГУ МО, Центрального полигона РФ установлен крест в честь экспедиций Ф. П. Литке (1820–1824 годы) на месте креста, воздвигнутого Литке.

Октябрь 2021 года

Установлен поклонный крест на мысе Ефремов Камень. Экспедиция компании «Фертоинг». Мыс Ефремов Камень в Енисейском заливе вблизи места гибели ледокольного парохода «Вайгач».

Август 2022 года

Восхождение на гору Крузенштерна. Альпинисты Северного флота, 12‑го ГУ МО, РГО водрузили российский флаг и закрепили мемориальный знак.

27 августа 2022 года

Освящен 8‑метровый поклонный крест. Мыс Бараний (остров Северный Новой Земли) — в месте установки креста экспедицией основателя Русского Императорского географического общества, адмирала флота Ф. П. Литке.

5 августа 2023 года

Установлен и освящен 6‑метровый крест. При содействии российских горняков-­полярников. Взгорье поселения Пирамида на Груманте (Шпицберген)

3 сентября 2023 года

Освящена мемориальная часовня в честь Владимирской иконы Богородицы. Бухта Северная острова Земля Александры.

8 сентября 2023 года

Освящен 8‑метровый поклонный крест в ознаменование вечного бытия Русской Арктики. Мыс Двой­ной острова Земля Александры.

23—24 июля 2024 года

Установлен и освящен 6‑метровый крест в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. Окрестности Амдермы.