Нарьян-Марский объединенный авиаотряд — единственное авиапредприятие НАО и эксплуатант аэропорта Нарьян-Мар. Пилоты предприятия перевозят пассажиров и грузы в отдаленные населенные пункты региона и на нефтяные месторождения, выполняют санитарные рейсы и участвуют в спасательных операциях
Цифры
- 600 человек — коллектив Нарьян-Марского авиаотряда
- 80 человек из них — летный состав
- > 25000 пассажиров ежегодно пользуются услугами Нарьян-Марского авиаотряда
- 680 часов санитарных вылетов произведено экипажами в 2023 году
- 4878 километров — общая протяженность трасс на местных воздушных линиях
18 населенных пунктов НАО связаны с Нарьян-Маром авиасообщением: Нижняя Пеша, Белушье, Вижас, Волоковая, Индига, Каратайка, Коткино, Лабожское, Несь, Ома, Снопа, Усть-Кара, Харута, Хорей-Вер, Чижа, Шойна, Бугрино, Варнек.
Ровно 25 лет назад, в 1999 году, Яков Николаевич был утвержден в должности командира вертолета Ми-8. С высоты он видел весь Ненецкий автономный округ, бывал и на месторождениях, и в оленеводческих бригадах, и на самых отдаленных арктических островах… Сегодня его карьера продолжается на посту генерального директора Нарьян-Марского объединенного авиаотряда
Чувство полета
— Яков Николаевич, вы родились в глубинке Архангельской области, Вилегодском районе. Оттуда ушли в армию, служили в Афганистане. Почему делом всей вашей жизни стала именно авиация?
— В учебке я совершил свои первые парашютные прыжки, затем попал в 103‑ю Витебскую гвардейскую воздушно-десантную дивизию, первый раз увидел там военные вертолеты. Сослуживцы рассказали о Кременчугском летном училище, куда я и поступил после демобилизации.
В конце первого курса, в 1989 году, впервые испытал чувство полета, когда оторвался от земли на Ми‑2 и взглянул на убегающую под собой землю. Было ощущение, что именно это — мое, что я нашел свое призвание. После училища выбрал местом работы Нарьян-Мар. И не пожалел — Заполярье стало мне родным. Предприятие выделило место в общежитии, сразу появились друзья. Мы были молодые, сильные, все трудности преодолевали вместе, верили в хорошее будущее для авиации.
И в шторм, и в ясную погоду
— Вы пришли в авиаотряд в 1991‑м. Кто стал вашим наставником? У кого перенимали опыт?
— Практически сразу после дополнительной подготовки получил допуск к полетам. Пережив нелегкие 1990‑е, авиапредприятие встало на ноги с развитием нефтянки. Много работы было на строительстве нефтепроводов, перевозили большое количество грузов на месторождения, причем на подвеске, что считается достаточно сложным делом. Первыми моими командирами в экипаже были Николай Сергеевич Хлыбов, Владимир Викторович Недвига. Инструктором был очень опытный пилот, советы которого помню до сих пор, нынешний начальник летного штаба Асхат Гарафутдинович Бадрутдинов.
— Расскажите о ваших самых запоминающихся вылетах.
— Об этом можно книгу написать! К примеру, о том, как высаживали на норвежское судно в Баренцевом море специалиста для срочного ремонта плавучей буровой установки. Происходило это ночью, во время шторма, при ветре 25 метров в секунду. С капитаном судна общался по-английски, благо до этого я работал в Африке, обладал языковой практикой. В экипаже со мной в тот раз летел Игорь Викторович Образок, вдвоем мы справились с задачей. Хотя пот по спине тек ручьем — от концентрации внимания, от напряжения, да и эмоционально было непросто. Вообще, к стихии, к природе, считаю, нужно подходить с почтением, она ошибок не прощает. И если в Заполярье мы асы, то вот в горах, к примеру, будет сложно. В летном деле в каждой местности своя специфика.
Конечно, самый лучший полет — это когда небольшая загрузка, отличная погода, нет болтанки. Тогда получаешь удовольствие от процесса.
Главное — реконструкция ВПП
— Яков Николаевич, в качестве генерального директора вы отработали уже год. Какие основные задачи ставите перед собой?
— Начиная с 2016 года на предприятии реализуется программа «10 лет — 10 вертолетов». Сегодня в парке Нарьян-Марского авиапредприятия 24 вертолета и пять самолетов, из них шесть — новые лизинговые, более современные, более энерговооруженные.
Для нас самая важная из текущих задач — это реконструкция взлетно-посадочной полосы, по которой сегодня идет процесс проектирования. Надеемся, работы начнутся уже в 2025 году, причем без остановки авиасообщения — округу без него не прожить.
Авиапредприятие — это город в городе. У нас своя электростанция, свой парк автомобильной спецтехники и даже свои водозабор и очистная станция. Все это хозяйство требует постоянного внимания и модернизации. А еще необходимо обновить ангары для ремонта авиатехники, построить отдельный аэровокзал для пассажиров, ведь после реконструкции ВПП мы будем принимать самолеты большей вместимости.
Кадры решают все
— Пополняется ли коллектив авиаотряда новыми кадрами?
— Гордость авиаотряда — семейные трудовые династии: Молодовские, Вокуевы, Шмарыгины, Шараповы, Циваши, Короли, Коровины, Дубинские, Орловы, Ушкановы, Бзычкины, Шестаковы, Безумовы, Мезенцевы, Поповы. Отцы передают наработанный годами опыт сыновьям. Все они специалисты высочайшего уровня. Отмечу, что новые кадры приходят в коллектив постоянно. Тем не менее мы испытываем потребность в авиационном и инженерно-техническом персонале, а также нам нужны электрики, водители, слесари.
— Каким вам видится будущее авиапредприятия?
— Мы уверенно стоим на ногах. Нет сомнений, что в связи с промышленным развитием Арктической зоны РФ потребности в малой авиации будут только расти. Продолжатся сотрудничество с предприятиями нефтегазовой отрасли, обслуживание морских судов и буровых установок, регулярная перевозка пассажиров на внутренних и внешних авиалиниях, доставка грузов, санитарные вылеты и многое другое. География полетов авиаотряда велика. Это не только 25 населенных пунктов Архангельской области и НАО, но и Республика Коми, острова Баренцева моря.
— За годы жизни в Нарьян-Маре какое чувство вы испытываете к этой земле?
— Конечно, главное для меня здесь — это люди, их поддержка. Я командный игрок, для меня важно чувство локтя. Поэтому мои друзья — среди коллег и еще среди тех, кто любит спорт. Когда учился в училище, играл в баскетбольной сборной. Сейчас предпочитаю футбол.