полвека на контроле потоков черного золота

НПС «Урдома» — это промежуточная станция магистрального трубопровода Ухта — Ярославль. Здесь принимают нефть из Республики Коми, передают ее на станцию «Приводино», а далее она транспортируется в Ярославль на нефтеперерабатывающий завод. Сегодня это одно из важных градообразующих предприятий Ленского района.

Традиции Нефтянки

История НПС началась в 1974 году, основной ее особенностью стало расположение — станция находится в болотистой местности, окруженной лесом.

Александр Медведев, начальник НПС «Урдома»
Александр Медведев, начальник НПС «Урдома»

— Поэтому самое первое, что сделали строители, — провели сюда пятикилометровую дорогу от поселка Урдома. Именно тогда НПС в народе стали называть Нефтянкой, — рассказывает ее начальник Александр Медведев.

Кроме самой станции в поселке были построены два 12‑квартирных дома для ее сотрудников, причем практически все они были жителями Урдомы. Эта традиция сохраняется по сей день: в штате НПС мало приезжих, и они тоже уроженцы Котласа и Ленского района — из Яренска, Козьмино.

В 1995 году станция была законсервирована из‑за сокращения поставок нефти, но уже в 2000‑м, когда увеличился экспорт нефтепродуктов, НПС была снова пущена в работу. Увеличился и штат предприятия. Сегодня в коллективе трудятся 68 человек.

Важные составляющие

Важное направление работы сотрудников НПС заключается в эффективной эксплуатации магистрального нефтепровода, поддержании его в работоспособном состоянии. За это отвечают специалисты ЛАЭС — линейной аварийно-эксплуатационной службы. В ее составе три инженерно-технических работника, пять линейных трубопроводчиков, один электрогазосварщик, один обходчик. Под их опекой находятся 138 километров линейной части нефтепровода. Особого внимания требуют 14 задвижек (узлов запорной арматуры), другое оборудование.

Кроме того, в ведении ЛАЭС находятся два однониточных подводных перехода — через реки Верхняя Лупья и Нижняя Лупья — и двухниточный подводный переход через реку Вычегду. Важная часть работы на них — своевременное обслуживание, диагностика и учебно-тренировочные занятия.

— В целом мы проводим частые диагностики по оценке технического состояния нефтепровода, чтобы не допустить аварий, — отмечает Александр Медведев.

Кроме того, на территории предприятия находится узел связи «Урдома» Приводинского ЦЭС филиала АО «Связьтранснефть». Его работники обслуживают магистральный оптико-волоконный кабель связи.

Работы хватает всем

Конечно, северный климат влияет на работу сотрудников НПС, которым приходится преодолевать его суровый характер. Болотистая местность создает затрудненность доступа к некоторым участкам трубы во время устранения дефектов. Но предприятие имеет в своем арсенале специальные автомобили с болотной оснасткой, сборно-разборные дорожные покрытия, обеспечивающие оперативную доставку оборудования и персонала в труднопроходимой местности.

За исправностью оборудования следят работники участка обслуживания механико-технологического оборудования. Их задача — проводить своевременное качественное обслуживание и ремонт магистральных насосов, механико-технологического оборудования.

За жизнеобеспечение станции отвечает электротехнический персонал, за пожарную безопасность — вневедомственная пожарная охрана и добровольная пожарная дружина. Работы хватает всем!

Самая многочисленная группа сотрудников НПС (17 человек) трудится на участке транспортных средств и спецтехники. Это водители, слесарь по ремонту автомобилей, механизаторы, трактористы, экскаваторщики, бульдозеристы, механик.

Александр Дружинин, слесарь по РТУ
Александр Дружинин, слесарь по РТУ

Сегодня автопарк предприятия составляет 28 единиц техники. Ежегодно он обновляется. Например, в 2020 году в нем появился новый пожарный автомобиль «КамАЗ», в 2022‑м — коммунально-уборочная машина на базе МТЗ.

Фильтры-грязеуловители очищают нефть от механических примесей
Фильтры-грязеуловители очищают нефть от механических примесей

Сердце НПС

Все службы на станции, несомненно, значимые. Но сердце НПС — автоматизированная система управления технологическим процессом. Это микропроцессорная система автоматики, которая в 2015 году пришла на смену релейной. Она организует безопасный рабочий процесс самой станции — перекачку нефти. А контролирует ее параметры оперативный персонал — их шесть человек.

— К примеру, когда начинаются комплексные учебно-тренировочные занятия, оператору нужно принять важные решения, от которых зависят бесперебойная работа и слаженность всего коллектива, — рассказывает Александр Медведев.

Надежность функционирования станции обеспечивается постоянной заменой оборудования. Начиная с 2000‑х производится замена узлов, агрегатов, а также линейной части нефтепровода. В 2012 году начался процесс замены участка трубы протяженностью 45 километров по северному направлению. На данный момент реализуются два этапа по замене трубы на южном направлении. Всего за два года заменят 14 километров линейной части.

Кроме того, проведена большая работа по обновлению магистральных насосов. В 2022‑м осуществлен капитальный ремонт здания магистральной насосной. В этом году реализуется программа по замене системы автоматического пожаротушения. Кроме того, увеличивается в четыре раза запас воды на противопожарное водоснабжение.

Еще один большой проект — замена системы канализации. Скоро здесь будет установлен блок-бокс биологической очистки сточных вод, что, несомненно, улучшит экологическую обстановку.

Достойное место работы

Александр Медведев трудится на НПС более 20 лет. Он родом из Урдомы. После школы прошел обучение в учебно-производственном центре ООО «Газпром трансгаз Ухта». Там получил специальности трубопроводчика линейного, электросварщика и бульдозериста. В 2003 году после армии пришел на станцию линейным трубопроводчиком, позже стал мастером. Затем окончил Ухтинский государственный технический университет, с 2007‑го работал здесь инженером, а в 2017‑м стал начальником НПС.

— Отмечу, что это работа 24 / 7. Постоянно находишься в оперативном реагировании, — говорит он.

Предприятие регулярно участвует в жизни Урдомы, поддерживая качество жизни земляков, помогая местному муниципалитету и техникой, и финансами. Самым значимым вкладом в развитие поселка стало участие АО «Транснефть — Север» в строительстве новой школы в 2016 году. В этом была острая необходимость, ведь деревянное здание школы частично сгорело, дети учились в малоприспособленных для занятий помещениях. А в 2019 году предприятие отремонтировало и оснастило в школе три кабинета точных наук. Такая поддержка в том числе служит и работе по профориентации. Цель программы модернизации школьных кабинетов — создание кадрового резерва для нефтепроводной отрасли.

— Мы рассказываем школьникам о возможности поступить на платной основе за счет средств «Транснефти» в Ухтинский государственный технический университет, проводим беседы о своей работе, о возможностях карьерного роста в компании, о том, что мы постоянно участвуем в профессиональных конкурсах и получаем награды, — поделился Александр Медведев. — Например, в 2021 году оператор НПС Владимир Басарев занял второе место по России. Уверен, что Нефтянка — достойное место работы с возможностью самореализации, соцпакетом и стабильной зарплатой, которая индексируется два раза в год.

Владимир Басарев, оператор НПС
Владимир Басарев, оператор НПС

На своем месте

Начальник ЛАЭС НПС «Урдома» Сергей Ковзан тоже уроженец Урдомы. После армии он устроился на НПС водителем пожарного автомобиля. Затем переучился на слесаря по ремонту технологических установок в Тюмени, где тогда был учебный центр «Транснефти». В 2005‑м стал главным инженером НПС, для чего получил высшее образование.

— На станции тружусь уже 26 лет. Сегодня отвечаю за эксплуатацию линейной и площадочной частей нефтепровода. Считаю, что нахожусь на своем месте, работой доволен, — рассказывает Сергей Ковзан. — Несколько раз удалось съездить в командировки на строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Это был интересный опыт. Работал там как инженер-механик по наладке оборудования, запуску его в эксплуатацию.

По словам начальника ЛАЭС, за последние годы увеличилась поставка новейшего оборудования на НПС, что также очень важно для ее безаварийной эксплуатации. Мини-электростанции, шлифмашины — вся необходимая малая механизация есть в наличии. Сегодня здесь проводят опытные испытания новых отечественных ледорезов на гусеничном ходу. Такие машины можно использовать и для земляных работ, у них есть дополнительные навесы.

— Родной НПС желаю процветания, чтобы объемы перекачки не снижались, чтобы сохранялась потребность в нашей российской нефти, — улыбается Сергей Ковзан.

Трубопроводчик линейный НПС «Урдома», победитель конкурса «Лучший по профессии» Виктор Журавлев — один из самых опытных сотрудников предприятия. Работает на НПС с 1997 года, уроженец поселка Гыжег Ленского района. В его обязанности входят обслуживание запорной арматуры, внутритрубная очистка, диагностика. Профессия такая, что в любое время суток могут вызвать на работу, но благодаря постоянным тренировкам трубопроводчики готовы к любым аварийным выездам.

Трубопроводчик Виктор Журавлев, победитель конкурса «Лучший по профессии»
Трубопроводчик Виктор Журавлев, победитель конкурса «Лучший по профессии»

Техник НПС «Урдома» Ольга Агеева родилась в Урдоме. На станцию пришла в 2018 году сначала бухгалтером, затем переучилась на техника. В основном это работа с документами, сканирование, передача и прием актов выдачи спецодежды, СИЗов, транспортных накладных от подрядчиков. На нее также возложена обязанность вести табель учета рабочего времени сотрудников.

Ольга Агеева, техник НПС «Урдома»
Ольга Агеева, техник НПС «Урдома»

Вся работа техника компьютеризирована. От него требуются внимательность, ответственность, скорость обработки документов. При этом необходимо постоянно осваивать новые обучающие программы, например — по складскому учету.

— Мне нравится наш коллектив, радует, что предприятие заботится о наших детях. Профсоюз проводит праздники на Новый год, отмечаем День защиты детей. Если ребенок пошел в первый класс либо окончил школу или у сотрудника юбилей — эти события не обходят вниманием, вручают подарки, поощряют денежными премиями, — рассказала Ольга Агеева.

Благотворительность

АО «Транснефть — Север» — жителям Урдомы

2015

Безвозмездно переданы трубы для содействия работам по благоустройству и должному содержанию зданий, объектов на территории муниципального образования МО «Урдомское».

2019

АО «Транснефть — Север» отремонтировало кабинеты химии, физики и математики в Урдомской средней школы. Работы выполнялись в рамках корпоративной благотворительной программы ПАО «Транснефть». Цель программы — содействие развитию школьного образования в малых городах и поселках, создание кадрового резерва для нефтепроводной отрасли. В школьных кабинетах были заменены окна и двери, инженерные сети, отремонтированы потолочные покрытия, пол и стены. Выполнен ремонт и в лабораторных комнатах. Кабинеты оснащены современными лабораторными и демонстрационными образовательными наборами и оборудованы мультимедийными комплектами.

2020

Предприятие выделило средства на приобретение и установку памятника «Труженикам тыла и детям войны» и проведение мероприятий, посвященных празднованию 75‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Кроме того, безвозмездно переданы трубы в целях использования для организации временного проезда на строительную площадку детского сада в поселке Урдома.

2022

Безвозмездно переданы трубы для обустройства водопропусков под автомобильными дорогами общего пользования МО «Урдомское».

Урдомской средней школе выделено 150 тысяч рублей на приобретение оборудования, учебно-методических и расходных материалов.

2023

На благотворительное пожертвование АО «Транснефть — Север» приобретены памятные доски для увековечивания памяти солдат, погибших в горячих точках.

2024

Урдомской средней школе выделено 245 тысяч рублей на материально-техническое оснащение кабинета физики.

Цифры

  • 138 километров линейного нефтепровода обслуживает НПС «Урдома»
  • цифра
  • 28 единиц техники составляет сегодня автопарк предприятия