«Дом» Абрамова — ​это любовь с первого взгляда, с первого слова. Я прочел роман подростком и поразился: как же тут все про меня написано, про деревню мою! Он захватил меня полностью — ​это все мое, я все это прожил. Ведь мне удалось хоть немного, но застать еще эту эпоху истинной, глубинной деревни, когда русский человек сумел своей страдающей, добросовестной душой переформатировать советский колхоз в первородную общину, где жили всем миром. Принимали решения, каялись, трудились сообща, соборно. И с Федором Александровичем Абрамовым я это душевное совпадение пережил. Все эти наши покосы, рыбалки, труд с раннего утра до позднего вечера, лес, закаты и восходы, общее дело — ​все создало своего рода духовную дугу.

А кони абрамовские — ​это особая моя любовь и родство. У нас в деревне были и двуглавые кони даже — ​прежде ведь каждый хозяин был мастером, для своего дома под свой характер коней создавал. Кони в небесах — ​это же души мастеров. Мне в детстве казалось, что дома в небе парят. В юности понял, что конь под венцом дома — ​это как купол и крест на храме. Венчает избу, сближает с небом, символизирует связь с богом, космосом. Когда посшибали коней — ​связь эту утратили, стали дома просто жилыми бараками…

Что до рисунков моих, то два особенно мне дороги. Егорша, сидящий перед пустотой, когда уже прожег жизнь свою, и Лиза, обнимающая деревянного коня. Женщина русская — ​целительница и спасительница, труженица, спасающая русскую душу…

Я творчеством своим воюю за то же, что и Федор Александрович, — ​чтобы вернуть русскую деревню в лоно русской души.

Сергей Сюхин, заслуженный художник России, скульптор