Потребительской кооперации в Архангельской области — 130 лет

Мезенский черный пряник, лешуконская подлипка, пертоминский хлеб, вилегодский калач, вельские колбасы, каргопольские тонкие пирожки… Вся гастрономическая география региона представлена в продукции потребительских обществ, которые сегодня работают в городах и районах Архангельской области. Здесь, на Севере, потребкооперация помогает сохранять традиции, дает рабочие места и поддерживает жизнь даже в самых маленьких деревнях.

Елена Шепелева, председатель правления Архангельского облпотребсоюза
Елена Шепелева, председатель правления Архангельского облпотребсоюза

Лидер российской кооперации

— Архангельский областной союз потребительских обществ — один из лидеров российской кооперации. На протяжении последних трех лет мы входим в десятку лучших среди 73 потребительских союзов. По производству мы завоевываем первые места среди региональных союзов Северо-Западного федерального округа, — рассказывает председатель правления Архангельского облпотребсоюза Елена Шепелева.

Сегодня кооператоры занимаются розничной торговлей и общественным питанием, производят хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, кулинарную продукцию, мясные и рыбные полуфабрикаты, консервы, безалкогольные напитки, есть в регионе и потребительские общества, которые занимаются фармацевтической деятельностью. В Каргополе сохранился консервный цех, в Вельске — колбасный цех «Модуль Вельский райпотребсоюз» и рыбный цех, где солят и коптят рыбу по ГОСТу.

ГОСТ красной нитью проходит через производство потребкооперации. Вся продукция, за редким исключением, сделана по ГОСТу, сертифицирована и задекларирована, часто участвует в конкурсе «Архангельское качество» и завоевывает высокие награды.

— У нас иногда спрашивают, почему мы не отказываемся от работы по ГОСТу, — объясняет Елена Анатольевна. — Все очень просто: мы предъявляем высокие требования к нашей продукции, нам хочется кормить местное население вкусно и качественно. Именно ГОСТ позволяет нам быть уверенными в качестве, закрепляет наши позиции.

Плечо для ПО

В год 130‑летия потребительской кооперации облпотребсоюз реализовал сразу несколько новых проектов. Так, правление союза впервые решило провести областной конкурс по поддержке своих кооператоров. Суть его в том, что потребительские общества самостоятельно разрабатывали свои бизнес-планы — например, по строительству и ремонту недвижимости, модернизации и техническому оснащению производственных объектов, приобретению специализированного автотранспорта, а союз взял на себя софинансирование 50 процентов заявленных расходов.

Суммарный объем выделенных средств составил 10 миллионов рублей. Участие в конкурсе приняли 16 организаций, все представленные бизнес-идеи были одобрены, и уже в июле этого года кооператоры получили средства на софинансирование своих расходов.

Фудтрак удобен для покупателей и продавцов
Фудтрак удобен для покупателей и продавцов

Также в этом году кооператоры опробовали работу в новом формате: союз приобрел два фудтрака: один для работы в Архангельске, другой — в Кенозерском национальном парке. А на первом этаже здания на улице Поморской, 2 в областном центре открылся уникальный магазин, где можно приобрести продукцию, произведенную исключительно в Архангельской области.

«Это наша социальная миссия»

Сегодня одна из основных проблем потребительской кооперации — это приход в районы федеральных торговых сетей.

— Конкурировать с ними сложно и, пожалуй, бессмысленно, — убеждена начальник отдела экономики, финансов, бухгалтерского учета, налогообложения, контроля, автоматизации и механизации производственных процессов облпотребсоюза Татьяна Козьмина. — Как говорят наши старшие наставники из Центросоюза РФ и обучающие нас известные маркетологи, не надо конкурировать — надо уметь сотрудничать с сетями, при этом сохраняя свою эксклюзивность. Наш формат — это магазин у дома со своей уникальной продукцией. И в этом контексте очень радует, что многие организации начали делать акцент на расширении ассортимента с изюминкой в собственном производстве: полуфабрикаты, готовые блюда, кондитерская продукция.

Деликатесы по ГОСТу
Деликатесы по ГОСТу

Заместитель начальника управления по маркетингу, общественному питанию, фармацевтической деятельности, бытовому обслуживанию, производственной и заготовительной деятельности облпотребсоюза Татьяна Москвичева уверена: сельские магазины по‑прежнему остаются центрами и снабжения, и общения.

— А там, где по тем или иным причинам магазин приходится закрыть, потребкооперация налаживает выездную торговлю — но не оставляет ни одного человека без внимания! Это наша социальная миссия, и мы ее сохраняем, несмотря ни на что. Люди, работающие в потребкооперации, сильны духом, своей слаженностью, внутренней дисциплиной, требовательностью, в первую очередь к себе, — говорит Татьяна Николаевна. — Мы надеемся, что молодое поколение, которое приходит на работу, сохранит этот дух, продолжит традиции потребительской кооперации и станет работать на благо людей, а система возродится в новом современном формате и будет востребована, как прежде.

Факт

Архангельский облпотребсоюз сегодня объединяет 102 потребительских общества, 27 из которых работают в НАО, а 75 кооперативных организации представлены в 19 муниципальных районах Архангельской области.