К столетию Федора Абрамова Архангельский литературный музей выпустил книгу Людмилы Егоровой «Всамделишные истории»: невыдуманные рассказы, фотопортреты, откровения писателя Юрия Галкина. По словам литературного критика Шамиля Галимова, творчество Людмилы Егоровой, первого в России лауреата литературной премии имени Федора Абрамова, по праву считается новаторским, не имеющим ни аналогов, ни образцов в современном литературоведении. А вот мнение о ее творчестве писателя Владимира Личутина: «Людмила Егорова — мастер фотопортрета, и вот это редкое единство текста и фотографии создает особенный путеводитель не только по романам Абрамова, но и по его жизни. Как бы из марева вытаиваются прежде затаившиеся в тени земляки, попутчики, свидетели, соработники по жизни и настигают писателя, и вот уже все они поравнялись, идут рядышком, дружиною, плечо к плечу, подпирая земляка в невзгодах, потом растворяются за околицей на погосте, но уже не бессловесные, но запечатленные, постоянно живые спопутчики Абрамова, обретшие благодаря таланту Егоровой новую литературную судьбу» («Душа неизъяснимая»).
![Литератор Людмила Егорова в традиционном пинежском наряде. 2006 год. Фото Бориса Егорова](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2020/11/егорова.jpg)
…От Карпогор до Верколы добиралась, стоя в битком набитом рейсовом автобусе. Выйдя на конечной остановке, стала обходить лужи и прижиматься к обочине, где еще лежал снег. Навстречу шла приветливая крестьянка в стеганке. Пока с улыбкой она объясняла, в каком направлении идти к могиле Абрамова, я ее сфотографировала. Как потом выяснилось, то была Александра Андреевна Клопова, прототип главной героини рассказа Федора Абрамова «Самая богатая невеста». По ее наводке я запечатлела тогда и зимнюю избенку, в которой родила Феденьку его мама Степанида Павловна, и усадьбу писателя с его знаменитой пекашинской лиственницей, и односельчан, чьи судьбы так или иначе вошли в когорту прототипов и собирательных образов абрамовских произведений.
Именно в 1988 году до меня (наконец‑то!) дошло, где меня давно дожидаются россыпи былей-небылей, из которых пригоршнями черпал Федор Абрамов. С тех пор в канву моих рассказов стали вплетаться те же люди, что и у Федора Александровича, но уже под своими собственными именами и фамилиями. И остались они у меня жить в фотопортретах и во всамделишных историях.
![Александра Андреевна Клопова, прототип главной героини рассказа Федора Абрамова «Самая богатая невеста». 1988 год. Фото Людмилы Егоровой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2020/11/klopova_photos_v2_x8.jpg)
![Александра Михайловна Яковлева, прототип главной героини рассказа Федора Абрамова «От жалости». 1990 год. Фото Людмилы Егоровой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2020/11/егорова02.jpg)
![Анна Васильевна Абрамова. 1988 год. Дом Анны Васильевны — знаменитый дом с конем — стал логотипом Архангельского литературного музея. Фото Людмилы Егоровой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2020/11/Анна-Вас-Абрамова.jpg)
![Анастасия Степановна Вороницына, героиня рассказа «Во крестьянстве выросла». 1989 год. Фото Людмилы Егоровой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2020/11/Анастасия-Степановна-Вороницына.jpg)
![Ефимья Федоровна Клевакина, героиня рассказа «Офимьин хлебец». 1988 год. Фото Людмилы Егоровой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2020/11/Ефимья-Федоровна-Клевакина.jpg)
![Надежда Григорьевна Абрамова, героиня рассказа «Босиком». 1990 год. Фото Людмилы Егоровой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2020/11/Надежда-Григорьевна-Абрамова-.jpg)