в Высшей школе энергетики, нефти и газа САФУ
Пожалуй, здесь «работают» все самые интересные образовательные тренды. Что такое сетевое сотрудничество, как можно обмениваться студентами и профессурой с ведущими вузами страны и зачем учиться у производственников — об этом рассказывает директор Высшей школы энергетики, нефти и газа Павел Марьяндышев.
Инженеры и министры
— Павел Андреевич, вы выпускаете специалистов, которых можно назвать краеугольными для жизнеспособности нашего региона. А много их потом идет работать по специальности?
— Наша Высшая школа образована на базе Института энергетики и транспорта и Института нефти и газа. Студенты проходят обучение по всем трем уровням образования — бакалавриат, магистратура, аспирантура. И 99 процентов наших выпускников устраиваются работать по своему профилю.
Мы основной поставщик кадров для Архангельской ТЭЦ ТГК-2, для Архангельского ЦБК и Группы компаний «Титан», управляющих компаний, профильных государственных учреждений. Среди наших выпускников, например, заместитель губернатора Виктор Иконников, областной министр ТЭК и ЖКХ Андрей Поташев и все его заместители, начальник отдела электроэнергетики министерства… Мы гордимся тем, что наши выпускники есть как на производстве, так и в органах власти.
— Название у вас, скажем так, увлекательное. Я как мать вижу слова «нефть» и «газ» — и сразу хочу привести к вам своего ребенка. Уже рисую себе картинку его финансового благополучия. Вы занимаетесь профориентацией, чтобы к вам шел абитуриент, понимающий, что к чему?
— Конечно, профориентацию мы ведем очень активно — как среди родителей, так и среди школьников. В архангельской гимназии № 3 имени К. П. Гемп работает профильный «Роснефть-класс». Сейчас мы планируем открыть «Энергокласс».
У нас есть программа «Студент на один день». Старшеклассник, потенциальный абитуриент, обращается к нам — и мы его принимаем на один день, обычно на 2-й или 3-й курс. За ним закрепляют действующего студента, и они ходят вместе на лекции, лабораторные работы, практические занятия… Как правило, такого дня хватает, чтобы человек понял, нравится ему это или нет. Часто устраиваем экскурсии в Высшую школу и проводим дни открытых дверей.
Кроме того, у нас есть лаборатория энергоменеджмента, энергоэффективности и экологии энергетики, где мы проводим популяризацию энергосберегающего поведения среди населения, в том числе и в рамках профориентационной работы. Для нас важно отобрать лучших!
Где тебя найдет работодатель
— С производственной практикой, наверное, нет проблем?
— У нас география практик очень обширная: начиная с ТГК-2, АЦБК, филиала Группы компаний «Илим», Группы компаний «Титан» — и далее по России. Буквально перед вами мы разговаривали с Сыктывкарским целлюлозно-бумажным комбинатом: они с удовольствием ждут наших студентов на практику.
— Бывает, что работодатель присматривает себе студента с третьего курса и «ведет» его до выпуска?
— Конечно, мы всегда стараемся, чтобы студент проходил практику на рабочем месте, потому что именно там к нему присматривается потенциальный работодатель. Потом студент возвращается туда на преддипломную практику, пишет диплом и благополучно трудоустраивается. Все начинается с практики.
Это новый тренд
— Какие новые направления в образовании вы используете? Дистанционное обучение, например?
— Да, тренды меняются, преподаватели меняются, студенты меняются. Определенная часть основной образовательной программы проходит сейчас у студентов в дистанционной форме.
Мы стараемся реализовывать не просто образовательные программы, а так называемые сетевые образовательные программы по заказу предприятия. Возьмем филиал Группы компаний «Илим» в Коряжме: здесь у нас работает совместная сетевая программа уровня магистратуры «Энергообеспечение предприятий». Если коротко, не все специалисты, работающие на комбинате, имеют профильное высшее образование. Мы принимаем в магистратуру человека с любым базовым высшим образованием и даем ему профильное образование. Это новый тренд — подготовка кадров по заказу предприятия.
Также мы стараемся реализовывать сетевое сотрудничество в партнерстве с другими ведущими вузами. У нас договор с Санкт-Петербургским университетом промышленных технологий и дизайна, установлен контакт с Балтийским федеральным университетом.
Мы можем использовать ресурс по тематике, на которой специализируется тот или иной вуз: это обмен обучающими модулями, местом практики, кадровыми ресурсами, непосредственно студентами. И пытаемся организовывать в этих рамках летние школы.
Кроме того, большое внимание мы уделяем программам дополнительного образования. Под конкретный заказ предприятия разрабатываем курс повышения квалификации длительностью от 8 до 512 часов. Большим спросом пользуются программы по энергоэффективности и энергоресурсосбережению, повышению энергоэффективности производства. Сейчас у нас разработана программа «Энергоменеджмент в строительстве и ЖКХ», и обучать мы будем управляющую компанию, которая находится в городе Набережные Челны. Все в дистанционной форме. Этому тренду мы уделяем сейчас много внимания.
Программы допобразования реализуем не только своими силами — приглашаем преподавателей с предприятий. Например, мы обучали начальников смены ТГК-2. И для проведения практических занятий привлекали начальника котлотурбинного цеха Архангельского ЦБК. Мы же больше теоретики и, чтобы соблюсти баланс, привлекаем практиков с производства.
Придумали и внедрили
— Павел Андреевич, вы председатель совета молодых ученых САФУ, и понятно, что с научно-исследовательской деятельностью в Высшей школе все хорошо. Но расскажите, какие наработки уже внедрены и реально работают?
— Возьмем самую свежую разработку: команда бакалавров занимается исследованием ветроэнергетики и адаптацией ветроэнергетической установки для условий Крайнего Севера. Они подали заявку на грант конкурса «Умник», выступали с презентацией в Московском энергетическом институте. И эта наработка уже реализуется на базе ветро-солнечной станции, которая снабжает энергией нашу лабораторию. То есть она работает на реальном объекте.
Также у нас исторически сложилась сильная научная школа по повышению эффективности энергетической утилизации древесного топлива. Мы же живем в дереволесоперерабатывающем регионе! Под руководством профессора Виктора Любова у нас идет достаточно много наработок по оптимизации работы котельных агрегатов, использующих древесное топливо.
Эти наработки внедрены на всех предприятиях Архангельской области. Все новое пеллетное производство, все ТЭЦ, больше десяти новых электростанций были обследованы сотрудниками нашей кафедры — и везде даны необходимые рекомендации.
То есть мы активно сотрудничаем с региональными предприятиями и вовлекаем студентов в научно-исследовательскую работу. Поскольку я являюсь председателем совета молодых ученых, популяризация научной деятельности — одна из главных моих задач.
Цифры и факты
За весь период обучения работников нефтегазового дела в САФУ и вузах-предшественниках
- 20 кандидатов наук подготовлено
- >2 000 специалистов выпущено