О том, как у Нарьян-Мара открылось второе дыхание, почему всем ветвям власти важно быть в одной связке и что стоит за принципом «не мешать людям работать», рассказывает Юрий Родионовский, мэр города в 2001–2005 и 2008–2012 годах
«Тогда в наши планы мало кто верил»
— Я родом из Ивановской области. В Нарьян-Мар приехал по комсомольской путевке — да так и остался здесь. С Ненецким автономным округом связана большая и очень важная часть моей жизни.
В 1996 году губернатором округа был избран Владимир Яковлевич Бутов. Он пригласил меня работать своим первым заместителем. Это должность не политическая, а скорее хозяйственная: на протяжении четырех лет в условиях полного безденежья я курировал муниципалитеты, работу предприятий и так далее. Этот опыт подтолкнул меня к тому, чтобы в 2001 году выставить свою кандидатуру на пост мэра Нарьян-Мара. И люди за меня проголосовали.
С чем мы столкнулись в первое время работы в городе? Крайне ограниченные возможности муниципального бюджета, низкие зарплаты и фактически отсутствие финансирования строительства. Ветхое жилье почти не сносили, новые квартиры вводили редко… И эти трудности мы преодолели.
Когда я шел на выборы, сказал: мы построим в Нарьян-Маре тысячу квартир. Тогда в это мало кто поверил. Но посмотрите, сколько сейчас введено в Нарьян-Маре нового благоустроенного жилья. А ведь начало этому было положено в 2002–2003 годах, когда строились грандиозные планы по полной реконструкции города, по сносу старых домов и, главное, под эти планы были созданы соответствующие программы.
Город в будущем
— Мы разработали полную концепцию развития города, согласовали ее с округом и всеми федеральными структурами. Это позволило нам смотреть вперед и видеть перспективу: каким город должен стать — и станет — в будущем.
Когда в администрацию приходил тот или иной предприниматель, чтобы попросить место под магазин, и мы показывали ему участок на карте, он удивлялся: «Вы предлагаете строить магазин в чистом поле?» Я отвечал: «Увидите, что здесь будет через несколько лет». И спустя некоторое время он возвращался и благодарил, потому что его торговая точка оказалась чуть ли не в центре города. То, что было окраиной или пустырем, стало развитым районом.
При этом, работая на перспективу, мы не забывали о насущных заботах. В городе всегда были почищены дороги, коммунальные службы работали без перебоев, в бюджетных учреждениях выплачивалась зарплата и так далее. Повседневная жизнь города шла своим чередом.
Это командная работа
— На протяжении всего времени, что я был на посту мэра, нам удавалось найти взаимопонимание и работать в тесном контакте и с администрацией округа, и с депутатским корпусом, и с представителями нефтяной отрасли. Кроме того, мы создали клуб руководителей, чтобы первые лица предприятий и организаций могли собираться, выстраивать отношения.
Строительство города — это командная работа под руководством губернатора. Мэр ничего не может сделать в одиночку. В городском бюджете денег на строительство нет — они есть в окружном бюджете либо у нефтяных компаний. А у города есть земля. И задача городской власти в этом контексте — создать благоприятные условия: работать так, чтобы ни у застройщиков, ни у предпринимателей, ни у граждан, которые хотят построить дачу или частный дом, не было препятствий. Нельзя мешать людям работать и созидать.
Порой от жителей поступали справедливые замечания, что мы развиваем только центральную часть города и забываем про микрорайоны. Поэтому в 2008–2012 годах мы работали в том числе над инженерной инфраструктурой, необходимой для строительства и развития в микрорайонах. Итог этого труда налицо: сегодня Нарьян-Мар — современный и удобный для жизни город.