Жизнь верхнетоемского предпринимателя Алексея Мысова, как полноводная северная река, была насыщена идеями, планами, развитием, добрыми делами. Полтора года назад его не стало — и это огромная утрата для его друзей, родных, коллег. Сегодня они вспоминают Алексея Геннадьевича и его необыкновенную историю, в которой было все — и надежды, и потери, и новые обретения…
«Я благодарна судьбе за Алешу»
Лилия Мысова:
— Алексей Геннадьевич Мысов… Мой муж. Вся его жизнь, деятельность — яркий пример целеустремленности, упорного труда и успеха. В 1993 году, когда Алексею был всего двадцать один год, он стал индивидуальным предпринимателем. Начинал с малого, как и многие в то непростое время. Но благодаря качествам, заложенным в характере, умственным способностям, огромному трудолюбию за годы предпринимательства добился того успеха, о котором можно лишь мечтать.
В 1994 году мы познакомились и создали семью. В декабре у нас родился первенец. А в стране происходили перемены. Жить было не на что. Трудности с работой, зарплатой, жильем. Нам помогала семья. Но нужно было самим вставать на ноги. Именно в этот период выручило предпринимательство. Алексей не только заботился о нас, помогал во всем, но и обеспечивал материальный достаток. Один, почти мальчишка.
В 2002 году было решено открыть первый магазин. Через пять лет арендованную площадь увеличили почти в 10 раз. Шли в ногу со временем. Алексей занимался поставками, организацией, менеджментом, логистикой. Без специального образования. Методом проб и ошибок. Но настойчиво. А моя задача — порядок в бухгалтерии, обязательствах, налогах. С появлением Интернета и сотовой связи учились по‑новому строить работу с банками, деловыми партнерами, покупателями.
В 2003 году у нас родился второй сын. Алексей души в нем не чаял. И брал на себя заботы о детях, пока я получала второе образование. За дипломом мы ездили всей семьей.
В это же время строили свой уютный дом, посадили прекрасный сад, в котором только кустарников и деревьев около двухсот. У меня не было необходимости просить или уговаривать Алексея. Стоило мне подумать, а он уже сделал. Менее чем за три года был обустроен участок, плиткой выложен тротуар, поставлены изгородь, гараж, хозяйственные постройки. Я, глядя на его работу, как‑то раз сказала ему: «Если бы я знала, какой ты, я бы еще раньше за тебя замуж вышла». Он умел работать с любыми материалами и инструментами. Но самое главное — качество и эстетика.
Я очень благодарна судьбе за Алешу. У меня два прекрасных сына, похожих на своего отца не только внешностью, но и характером, добротой души. Настоящие друзья нашей семьи — моя поддержка и опора. Рядом со мной надежный коллектив единомышленников и коллег. Теплый родной дом. Цветущий сад с яблонями, посаженными его руками. У дороги Алешина березовая рощица. И дело всей нашей жизни, которое он создал, выпестовал, которым мы гордимся и продолжаем в память о нем.
«У него был девиз: захотел — сделал»
Надежда Гришина, сестра:
— В детстве мы называли Алешу Рыжиком — за его огненные кудри. Самый младший — лучший брат! Алешу баловали, все лучшее доставалось ему. Самым любимым был он и у нас, и у родителей.
Всего в семье росло пятеро детей. Мама работала в детском саду, отец — в сплавконторе, был капитаном-механиком. Все время проводил на реке: а как иначе, если нужно поднимать детей, семья‑то большая. Отец никогда не кричал и не ругал нас, и своим спокойным характером Алеша пошел в него.
Алексей получил специальность токаря в Вельском техникуме, отец помог ему устроиться в сплавконтору. Но денег там платили мало, и, кроме того, настали 1990‑е годы. Чтобы выжить, многие стали заниматься бизнесом. В том числе и мы. Алексей начал с нами, сестрами, ездить в Москву за товаром, и можно сказать, что именно тогда задумался о собственном деле. Набрался опыта, самостоятельности и открыл свое дело. Начинал с продажи видеокассет, а в начале 2000‑х стал расширять бизнес: в Верхней Тойме появились магазины бытовой техники, хозтоваров, мебели…
Бывали у него и проблемы, и потери, но в целом все, что он задумывал, исполнялось. Если Алексей хотел воплотить в жизнь какую‑то свою идею, никогда не откладывал дело в долгий ящик. Девиз у него был такой: захотел — сделал. Упрямый, настойчивый, от намеченной цели не отступал. Конечно, очень хочется, чтобы дело его продолжалось.
Я часто вспоминаю, как мы собирались всей семьей, отмечали праздники, дни рождения, общались и радовались друг другу. Алеша был добрым, веселым, жизнерадостным — таким и останется в нашей памяти.
«По Северной Двине будет ходить катер „Алексей Мысов“»
Брат Алексея Андрей Мысов, предприниматель:
— В семь утра Алексей уже был на ногах и трудился без отдыха: сам все запланирует, сам и сделает. Других предпринимателей поддерживал и всегда им помогал, а сам редко просил о помощи. К нему все относились с большим уважением.
А если говорить о личном… Алексей настоящий мужик. Ездил с друзьями на рыбалку, охоту, у него были лодка и «Буран». Любил жить и Верхнюю Тойму любил. В память о нем мы планируем переименовать катер: будет ходить по Северной Двине «Алексей Мысов»!
«Мы были настоящими друзьями»
Эдуард Мысов, старший сын:
— С отцом мы были настоящими друзьями. Случались, конечно, и разногласия, но разрешались они быстро. Он бывал по‑отечески строг там, где это было необходимо для воспитания. При этом отец навсегда останется для меня примером человеческой доброты. Он всегда помогал своим друзьям в любой трудной ситуации.
Я горжусь тем, что отец достиг очень многого в бизнесе и прожил интересную жизнь. Своим упорным трудом он подавал нам пример. Каждое лето я работал у него в магазине, помогал как мог. И сейчас задача в том, чтобы не только сохранить тот задел, который создал отец, но и идти по пути развития его бизнеса. Достигать большего, не стоять на месте — думаю, таким был его жизненный девиз. Стараюсь ему следовать.
«Отец показал нам мир»
Роман Мысов, младший сын:
— Об отце у меня осталось много ярких воспоминаний. Он был очень добр к своей семье, к знакомым, к друзьям. Много работал. Мне кажется, не было людей, которые бы не относились к отцу хорошо, не любили его.
Мы вместе много путешествовали — он показал нам с братом мир. Я очень благодарен отцу за то, как он меня воспитал.
«Много сделал для Верхней Тоймы и всего района»
Наталья Вьюхина, глава МО «Верхнетоемский район»:
— Алексей Геннадьевич многое сделал для Верхней Тоймы и всего района в целом. Земляки уважали его за личные и деловые качества. Благодаря его предпринимательскому таланту в районе были созданы и до сих пор действуют несколько организаций в сфере торговли, грузоперевозок. Во многих экономических сферах деятельности он был первопроходцем, чувствовал, какие потребности испытывают земляки, всегда шел людям навстречу. Особо отмечу благотворительную помощь учебным заведениям, детскому спорту, в которой он никогда не отказывал.
«Если бы не ранний уход…»
Виталий Шергин, учредитель ООО «Тойма»:
— Алексей Мысов запомнился прежде всего как успешный предприниматель, обладающий особым чутьем, деловой интуицией. Он видел ситуацию на много шагов вперед. И конечно, в работе ему помогало то, что рядом была жена и соратница Лилия, его правая рука. Такой крепкий тандем служил опорой процветания их общего семейного дела.
В целом для района, для Верхней Тоймы он успел сделать много полезного в различных сферах — и торговле, и транспорте. И что важно, всегда принимал участие в благотворительных проектах. Нужно ли было выделить средства на проведение спортивных мероприятий или помочь отправить детей на художественный конкурс — в этом он никогда не отказывал. И если бы не его ранний уход, возможно, Алексею Мысову удалось бы осуществить еще много добрых дел.
«У него был особенный талант»
Олег Аввакумов, генеральный директор ООО «Верхнетоемский хлебокомбинат»:
— У разных людей — разные таланты. У Алексея Мысова был особенный талант в торговле. Знал, любил свое дело, твердо занимал свою нишу. При этом не стоял на месте, развивался, заходил в другие сферы — паромная переправа, транспортные услуги. Все у него спорилось, получалось. Если приходилось общаться по делам — относился с пониманием, когда нужно — шел навстречу. Нормальный был мужик! Рыбак, охотник. Жаль, что жизнь его рано оборвалась. Он бы многое еще успел сделать.
«На такого бизнес-партнера всегда можно было положиться»
Татьяна Скрипова, председатель правления ПО «Верхнетоемское»:
— Алексея Геннадьевича Мысова помню как достойного человека, серьезного предпринимателя, который не только сумел за короткий период времени с нуля грамотно выстроить свое дело, но и развить его, добиться значимых успехов. Наши предприятия находятся в одинаково непростых условиях транспортной труднодоступности Верхнетоемского района. И решали мы одинаковые задачи — по доставке товаров, к примеру. Как бизнес-партнер он был очень обязательным, ответственным, никогда не нарушал договоренности, на него всегда можно было положиться.
«Своих близких друзей Алексей встретил еще в начальной школе»
Галина Смирнова, учитель начальных классов:
— Алеша был спокойным, уравновешенным, доброжелательным и самостоятельным ребенком. В начальной школе Алексей учился очень хорошо — на четверки и пятерки. Дашь ему задание — выслушает, спросит, что непонятно, и обязательно доведет дело до конца. Не нужно было стоять рядом с ним и контролировать. Большой интерес проявлял к математике. Одноклассники его уважали. И своих близких друзей он встретил еще в начальной школе. На него можно было положиться. Мне работалось с ним легко.
«Я удивлялся: когда он успевает спать?»
Сергей Грязных, адвокат, одноклассник:
— Мы с Алексеем учились в одном классе. Мальчишками озорничали, было дело, даже на доску позора как‑то попали. После армии оба вернулись в родную Верхнюю Тойму.
Я хорошо его знал. Скромный, очень порядочный, человек дела, крепкий хозяйственник. Неконфликтный, эмоции всегда держал при себе — я ни разу не слышал, чтобы он говорил на повышенных тонах. И, кстати, от его работников не слышал о нем как о начальнике ни одного плохого слова.
А самое главное — Алексей был очень трудолюбивым. Это, я думаю, и помогло ему построить свой бизнес, создать в Верхней Тойме свою маленькую торговую империю.
Коммерческая жилка была у него с самого детства. Помню, что деньги он не транжирил, к вещам, имуществу относился бережно — причем и к своему, и к чужому. Когда Алексей начинал в 1990‑е свое дело, я даже ездил как‑то раз с ним на старом жигуленке в Москву в Лужники за видеокассетами. Еще тогда удивлялся: когда он успевает спать? И в те времена, и потом он все время был в работе.
«Добрый и щедрый человек, который помогал многим людям»
Иван Вежливцев, предприниматель:
— Алексея я знал лет десять, мы были хорошими друзьями. Вместе и работали, и отдыхали, общались семьями, ходили на рыбалку. Это был спокойный, надежный, добрый и щедрый человек, который помогал очень многим людям. Настоящий мужчина. Мы вынашивали общие планы — хотели открывать совместный бизнес, связанный с автосервисом. Но, к сожалению, этим планам не удалось осуществиться.
Алексей успел очень многое сделать для своей малой родины. Надеюсь, люди будут его помнить.
«Без начальственного высокомерия»
Дмитрий Ильин, сотрудник магазина бытовой техники:
— Алексей Геннадьевич был моим начальником на протяжении 15 лет — именно столько я работаю в созданном им магазине. Разве я отдал бы 15 лет жизни этой компании, если бы меня что‑то не устраивало? Нет, конечно. Мне нравилось его отношение и к делу, и к нам, его сотрудникам. Он нас уважал, понимал, помогал нам. В общении был простым и доступным, не смотрел свысока, не было в нем начальственного высокомерия. Но если возникали конфликтные ситуации — работа есть работа — всегда решал вопросы строго, но справедливо.
Главное, что Алексей Геннадьевич создавал рабочие места и давал людям надежду на лучшую жизнь. Сегодня Лилия Борисовна Мысова продолжает его дело, сохранив коллектив сотрудников, а мы работаем уже под ее началом.
«Такая надежная стена»
Александр Орехов, друг:
— Алексей был моим лучшим другом. Мы учились в одном классе и по жизни шли вместе: дружили семьями, отмечали вместе праздники, наши дети тоже ходили в один класс. Мы оба любили спорт, занимались в школе лыжами, баскетболом, волейболом. Ездили на охоту, рыбалку… Ремонтировали велосипеды и мотоциклы — к технике Алексей был неравнодушен. Человек с золотыми руками, он мог починить что угодно и ремонт дома всегда делал сам.
Спокойный, рассудительный, надежный, добрый. Никогда не кричал, не любил выяснять отношения. Такая надежная стена, на которую можно опереться. Помогал очень многим. Идеальный для мужчины характер!
В бизнесе был последователен. Строил его постепенно: не хватался за все сразу, а доводил одно дело до конца, ставил его основательно на рельсы — и только затем начинал осваивать новую для себя сферу деятельности. Ему был интересен сам процесс реализации новых проектов: открытие магазинов, организация доставки товаров землякам, речные перевозки…
Последняя его задумка — ремонт и строительство дорог в районе. Алексей даже закупил необходимую технику, но осуществить свою идею не успел. Очень жаль. Думаю, она бы тоже была ему по плечу. Очень он был самостоятельный, если и спрашивал совета, все равно делал по‑своему, как задумал.
До сих пор не верится, что он ушел из жизни. Это огромная потеря и для нас, его друзей, и для всей Верхней Тоймы.
«Всегда хотел быть первым в своем деле»
Анна Коноплева, менеджер ТД «СтройОптТорг» (г. Вологда):
— Наша компания сотрудничала с Алексеем Геннадьевичем с 2010 года. Нам удалось наладить крепкие деловые отношения, основанные на доверии и взаимоуважении. Как партнер он шел на компромисс, умел договариваться, работать с ним было легко. Импонировало то, что он всегда хотел быть первым в своем деле: открыть новый магазин, завезти новую для Верхней Тоймы линейку товаров. В этом плане советовался с нами, консультировался. А в человеческом плане был отзывчивым, позитивным, комфортным в общении. Редко бывает, когда с клиентами налаживаются по‑настоящему дружеские связи. Здесь был как раз такой случай. Мы поздравляли друг друга с днями рождения, с праздниками. Алексей Геннадьевич был достойным человеком. Таким и останется в нашей памяти.
«Баржу построил с нуля»
Игорь Вепрев, эксперт Котласского участка Северного филиала Российского речного регистра:
— Алексея Мысова я знал как очень серьезного, ответственного, разбирающегося в речном судоходстве человека. Принадлежащие ему суда он содержал в должном порядке. Катер отремонтировал полностью, вкладывал в него средства, заботился о безопасности экипажа и перевозок. И что особенно хочу отметить, свои суда берег, эксплуатировал бережно, не давал работать на износ. А баржу (несамоходный паром) вообще построил с нуля, заказал предприятию в Лименде, за что ему отдельное спасибо от судостроителей.