Опыт новодвинской средней общеобразовательной школы № 2 имени В. И. Захарова
Педагоги МОУ «СОШ № 2 имени В. И. Захарова» являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют» на муниципальном, региональном и всероссийском этапах, где постоянно показывают высокий уровень профессиональной подготовки.
Эстафета победителей
За всю историю конкурса профессионального мастерства «Учитель года» педагоги школы шесть раз становились победителями и семь раз — призерами на муниципальном этапе, три раза победителями и один раз — призером на региональном этапе, трижды участвовали во всероссийском этапе конкурса.
Одной из первых в финал конкурса «Учитель года России» в 2009 году вышла учитель обществознания и истории Татьяна Александровна Кривоногова (сегодня она является директором образовательной организации Новодвинска). В 2017 году эстафету победителей конкурсного движения подхватила учитель биологии Ирина Александровна Савина, а в 2018‑м учитель экономики, обществознания и права Ольга Андреевна Ковалева, став абсолютным победителем на региональном этапе конкурса, вновь достойно представила нашу школу.
Педагоги школы также принимают активное участие и в конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют». Победителями регионального и лауреатами всероссийского этапа стали Ольга Андреевна Ковалева (в 2013 году) и Диана Владиславовна Гладкова (в 2018 году), призерами муниципального и участниками регионального этапа конкурса — Вера Витальевна Сверлова (в 2016 году) и Татьяна Алексеевна Шалавина (в 2021 году).
Командная работа
Что же является залогом успешного выступления наших учителей на конкурсах? В первую очередь это решение самого педагога и его желание представить свое мастерство. Конечно, это решение нельзя назвать легким — конкурсы «Учитель года» и «Педагогический дебют» являются очными, то есть участникам предстоит публично продемонстрировать свой опыт, найти интересное решение учебной задачи, чтобы увлечь и повести за собой незнакомых учеников и педагогов. В чем заключается сложность? Одно дело — общаться со знакомыми тебе людьми: учениками, их родителями, коллегами, а другое — публично представить свой опыт и быть оцененным строгим жюри. Итак, решение принято.
А что дальше? А дальше начинается слаженная работа единомышленников, чувствующих свою ответственность за успех в начатом деле, так как победа педагога — это заслуга не одного человека, а работа всего коллектива. Именно так действует команда нашей школы при подготовке участников к конкурсу педагогического мастерства. Коллектив МОУ «СОШ № 2 имени В. И. Захарова» можно назвать не просто дружным, а настоящей семьей: у нас царит атмосфера взаимопонимания, взаимовыручки, творчества, каждый готов в любую минуту прийти на помощь и поддержать своего коллегу.
Собирается творческая группа, в которую входят администрация школы, а также участники конкурсов прошлых лет, заинтересованные коллеги, и с этого момента начинается самое интересное. Основной целью работы группы является методическое сопровождение участников конкурсов, которое проявляется в выявлении профессиональной индивидуальности педагога.
Сопровождение конкурсанта осуществляется на всех этапах конкурса: доконкурсный период, конкурс, постконкурсный период. Встречи творческой группы и конкурсанта происходят за круглым столом, что позволяет чувствовать себя свободнее и подчеркивает важность мнения каждого присутствующего, и начинается мозговой штурм. Выслушивается и активно обсуждается каждая идея, даже, казалось бы, самая абсурдная, ведь главное — помочь участнику подчеркнуть свою индивидуальность, самобытность.
Такие встречи проходят регулярно. Если что‑то не получается, выдвигаются новые предложения — и работа продолжается. Конкурсант знает, что он всегда может обратиться к любому из своих наставников за помощью и ему никто не откажет, обязательно поможет, а в такой момент поддержка коллег очень важна.
На каждом этапе конкурсных испытаний подводятся итоги совместной деятельности, проводится анализ проделанной работы, выявляются достоинства и недостатки выступления конкурсанта.
Система наставничества в конкурсном движении была создана и слаженно работает благодаря руководителям образовательной организации Татьяне Николаевне Семеновой, Людмиле Христофоровне Кислицыной, а также заместителям директора по учебно-воспитательной работе Марине Петровне Бечиной, Ларисе Викторовне Патровой, Гульнаре Анатольевне Лочехиной.
Расширяя границы
Независимо от результата любой конкурс — это всегда шаг вперед, который позволяет педагогу подняться еще на одну ступень выше, заставляет посмотреть по‑другому на себя и своих коллег, обогатить опыт и расширить границы профессиональной компетентности. Для коллектива нашей школы каждый победитель, призер или просто участник конкурса профессионального мастерства — это уже «Учитель года», который сумел преодолеть свои страхи и сомнения и принять непростое, но очень важное решение.
После конкурса педагоги не останавливаются на достигнутом, а продолжают саморазвиваться, принимая участие в работе семинаров, конференций, проводя открытые занятия и мастер-классы для коллег из школы, города, области, ведь, как говорил римский поэт Вергилий, «только в движении сила растет и набирает мощь». Мы уверены, что именно стремление педагога развиваться и командный дух коллектива являются залогом успеха нашей школы.
Факт
Владимир Иванович Захаров, чье имя носит школа с 18 августа 2021 года, — ветеран Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения, ветеран педагогического труда, почетный житель города Новодвинска. Он отдал педагогической деятельности 43 года, воспитав не одно поколение новодвинцев.
Официальная группа Средней общеобразовательной школы № 2 имени В. И. Захарова в соцсети «ВКонтакте»