Няндомскому железнодорожному колледжу — 100 лет

Сегодня диплом Няндомского железнодорожного колледжа — это гарантия востребованности на рынке труда. О том, как вчерашние школьники становятся машинистами поездов, слесарями, медсестрами, рассказывают директор Няндомского железнодорожного колледжа Тигран Матевосян и его коллеги.

Тигран Матевосян
Тигран Матевосян

Тигран Матевосян, директор Няндомского педагогического колледжа, депутат областного Собрания, почетный работник общего образования РФ:

— Наш колледж — это единственное учебное заведение среднего профессионального образования в регионе, где обучают железнодорожным профессиям и специальностям. Это машинист тепловоза, электровоза, проводник на железнодорожном транспорте, техник, слесарь по ремонту подвижного состава. К нам приезжают учиться ребята из Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Вологды, Ярославля, других регионов России. Это говорит о высокой репутации и востребованности колледжа.

В 2008 году после присоединения Няндомского медицинского училища у нас появились и специальности медицинского профиля. Как это произошло? Мы первые в Архангельской области пошли путем слияния двух учебных заведений. Стояла задача спасать медучилище, которое передали муниципалитету. У района тогда не было средств ни на содержание здания, ни на зарплаты педагогам. Бюджетные места вообще закрылись, остались только платные. В итоге в училище получали образование всего 15 студентов.

Чтобы изменить ситуацию, надо было получить согласие областного департамента образования, начальником которого был в то время Александр Петрович Таран, а его заместителем — Александр Алексеевич Кирьянов, очень прогрессивный специалист. И они сказали мне: действуй! Как видите, сегодня больше 160 студентов учатся на медицинском отделении. И мы закрываем потребность в медсестрах нескольких районов области.

Меня как директора прежде всего заботит материально-техническое обеспечение учебного процесса. В последние годы мы многое сделали, чтобы соответствовать предъявляемым нам требованиям. В колледже открыты четыре компьютерных класса, лаборатория технической эксплуатации подвижного состава с компьютеризированными стендами. В учебных лабораториях студенты проходят практику на тренажерах, максимально имитирующих оборудование, установленное на железнодорожных станциях. Наше достижение — лаборатория последнего поколения по электротехнике, электронике и микропроцессорам. Учебные кабинеты оборудованы выходом в Интернет, подключены к единому цифровому образовательному кольцу и дают возможность организации дистанционного обучения.

Для медицинского отделения на средства национального проекта «Образование» в этом году открыта симуляционная лаборатория. Там есть все, что необходимо для работы фельдшера или медсестры. Это манекены для отработки приемов оказания первой помощи, процедурные столы, кровати для больных с пультами управления.

Отмечу, что в колледже самый большой конкурс при поступлении на специальность «медсестра». А вот на лечебное дело недобор, хотя фельдшеры очень востребованы. Чтобы решить эту проблему, в следующем году будущих фельдшеров будем принимать на учебу после 9‑го класса.

А самая насущная задача сегодня — обеспечить всех нуждающихся местами в общежитии. Аренда квартир в Няндоме дорогая, поэтому нередко абитуриенты отказываются учиться у нас. Очень надеемся, что претворим в жизнь мечту о строительстве нового корпуса колледжа с общежитием: уже готова проектно-сметная документация, подана заявка в министерство образования. Это небыстрая история, но мы непременно будем добиваться решения проблемы с жильем для наших студентов.

Также в планах колледжа — дальнейшее оснащение современных автоматических компьютерных рабочих мест по основным профессиональным образовательным программам, введение новых направлений подготовки, создание интерактивных творческих зон для педагогов и обучающихся.

Ирина Хабарова, заместитель директора по учебно-методической работе:

— Мой педагогический стаж в колледже — почти 20 лет. Учебно-методическая деятельность — важная составляющая профессиональной деятельности педагогов. За годы в колледже сложился сплоченный высококвалифицированный педагогический коллектив. Это ответственные, творческие, стремящиеся к постоянному росту и развитию педагоги. Они регулярно повышают профессиональный уровень, участвуя в семинарах, конференциях, конкурсах регионального и всероссийского уровня, таких как «Педагог года», «Лидер в образовании», «Фестиваль мастерства и вдохновения», «Мой лучший урок», «Достояние Севера». Наградами за победы в них отмечены преподаватели И. А. Скакунова, Е. А. Попова, А. В. Осипов, Н. А. Чайка, Е. А. Гоголевская, Е. Ю. Кротова, О. В. Чужакова. Подчеркну, педагоги колледжа любят то, что преподают, и тех, кому преподают.

В нашем коллективе есть люди, которые пришли с железной дороги и успешно справляются с педагогической деятельностью. Это Ю. А. Царегородцева, А. А. Богданов, Е. Ю. Шилов. Нельзя забывать и про ветеранов труда. Они долгое время делились опытом и знаниями как со студентами, так и были наставниками молодых коллег. Это О. А. Макарова, В. Т. Навроцкий, В. П. Кочнева, Н. И. Онищенко.

Алексей Богданов, заместитель директора по учебно-производственной работе:

— Я пришел в колледж в 2016 году, при этом совмещал работу в локомотивном депо Няндома и преподавание. По образованию я железнодорожник, окончил Московский институт инженеров транспорта. Обучаю студентов дисциплине «Конструкция, обслуживание и ремонт локомотива». Сначала было нелегко, но коллеги приходили ко мне на уроки, подсказывали. С сентября 2022 года работаю в колледже в должности заместителя директора по учебно-производственной работе. В 2023 году буду получать педагогическое образование — сегодня это необходимо. Много времени отдаю организации производственной практики, вопросам охраны труда, трудоустройства выпускников. Перечень мест, где проходят практику наши студенты, обширный: это почти все станции Архангельского отделения Северной железной дороги, начиная с Ерцево и заканчивая Карпогорами. Ребят принимают и депо в Коноше, Обозерской, Исакогорке, Малошуйке.

Наши выпускники пользуются спросом, они востребованы в Ленинградской, Вологодской областях и других регионах страны. По специальности трудоустраиваются порядка 70 процентов выпускников, и это хороший показатель. Мы получаем благодарственные письма от организаций, где работают наши ребята. Среди выпускников есть не только машинисты, но и руководители линейных предприятий. Это говорит о высоком уровне подготовки кадров для железной дороги.

Екатерина Обвинцева, заместитель директора по воспитательной работе:

— Я работаю в колледже уже 20 лет. Направлений в воспитательной работе много: это и гражданско-патриотическое воспитание, и формирование здорового образа жизни, и волонтерство и многое другое.

В колледже 24 группы. У каждой есть свой куратор. В двух общежитиях колледжа тоже есть свои воспитатели, ведь иногородние студенты — это половина от всех обучающихся. С теми, кто живет на съемных квартирах, тоже ведется воспитательная работа. Есть дети-сироты, с ними взаимодействует социальный педагог. Мы ведем большую работу по профилактике правонарушений, употребления алкоголя, табака. Конечно, в своей деятельности опираемся на активистов, у нас есть студенческий совет, ребята помогают друг другу.

Любимых мероприятий в колледже много. Среди них отмечу военно-патриотическую игру «Салют», художественный фестиваль «Родники», на который приезжают гости со всей области. У нас есть собственный вокально-инструментальный ансамбль, его участники выступают не только на концертах в колледже, но и на городских мероприятиях.

Главное, что атмосфера в колледже доброжелательная. Мы помогаем студентам, а они — нам. Ребята понимают, что учатся в дружном коллективе.

Ирина Скакунова, преподаватель химии и биологии, куратор групп ТЭПС:

— Я 17 лет преподаю химию и биологию в колледже. Свои предметы очень люблю и стремлюсь пробудить к ним интерес у студентов. Результаты моей работы — это личное участие в конкурсах, фестивалях, конференциях и призовые места студентов в областных олимпиадах по химии.

Преподаватель — это в первую очередь наставник. На протяжении многих лет курирую студентов технического профиля. Помогаю им раскрыть таланты, о которых они порой и не знают. Горжусь своими мальчишками! На первом курсе называю их юношами, на четвертом — юными мужчинами. Огромную радость доставляют их блеск в глазах, победы и желание достигать большего.

Колледжу в связи с юбилеем желаю обновления материальной базы, нового корпуса с общежитием.

Елена Степанова, методист медицинского отделения, преподаватель:

— Я выпускница Няндомского медицинского училища. В колледж пришла работать в 2014 году после окончания Северного государственного медицинского университета. Преподаю основы микробиологи и иммунологии, профилактическую деятельность. Наши выпускники работают в отделениях скорой и неотложной медицинской помощи, на терапевтических и педиатрических участках, в отделениях круглосуточного наблюдения больниц Архангельской области. Некоторые продолжают обучение в высших учебных заведениях. От работодателей мы получаем положительные отзывы о наших выпускниках.

Большим подарком для нас стало недавнее открытие учебных мастерских по компетенциям «Медицинский и социальный уход» и «Лечебная деятельность». Обучающиеся в мастерских будут отрабатывать практические навыки, готовиться к экзаменам, первичной аккредитации.

В этом году наша студентка четвертого курса по специальности «лечебное дело» Анастасия Попова приняла участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» и подготовительном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс» президентской платформы «Россия — страна возможностей», где заняла первые места. Участие в таких конкурсах мотивирует педагогов и студентов к образовательной и творческой деятельности.

Андрей Осипов, преподаватель спецдисциплин:

— Я пришел в колледж в 2011 году после окончания факультета технологии и предпринимательства САФУ. Преподаю профессиональные модули по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава»: «Организация деятельности коллектива», «Участие в конструкторско-технологической деятельности», а также черчение, инженерную графику. Главное подтверждение необходимости моей работы — это когда выпускники говорят мне спасибо.

Два раза участвовал в областном конкурсе «Учитель года», занял третье место. Это был очень полезный опыт. Пришлось серьезно готовиться, изучать новую литературу. Мне интересно работать с цифровыми технологиями обучения. Мой кабинет оснащен интерактивной панелью, ребята работают на ноутбуках. Сегодня мы делаем акцент на визуализацию информации, это интересно и студентам, и преподавателям.

Елена Супакова, преподаватель, куратор групп «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»:

— Я выпускница нашего колледжа, обучалась по профессии «дежурный по станции», получила диплом с отличием. Стаж работы в колледже — 17 лет.

На своих уроках профильной направленности, на занятиях учебной и производственной практик я использую имитационные тренажеры, которые располагаются в лаборатории по управлению движением поездов. Применение тренажеров в учебном процессе резко повышает эффективность обучения, так как дает возможность создать условия, приближенные к производственным, и подготовить обучающихся для работы на промышленном оборудовании.

В этом году я выпускаю свою первую группу, куратором которой являюсь. Желаю своим ребятам отличной сдачи экзаменов, успешной защиты дипломных работ и дальнейшего трудоустройства по специальности.

Контакты

Архангельская область, г. Няндома, ул. Строителей, 23а

www.ngk29.ru

Материал из журнала «Итоги 2022»: