Даже если вы не гонщик, приезжайте на «Ледовую милю»

Отворотка от трассы М-8 в сторону деревни Костинской, 720 метров пути — и вот она, «Ледовая миля». Длина — 1830 метров, ширина — от 20 до 40 метров, перепад высот — полтора метра, и ни с чем не сравнимая петляющая траектория. Прима среди зимних гоночных трасс России!

Дух товарищеский, а не коммерческий

Представьте, 30 градусов мороза. Снежная пыль, которую вздымают в воздух несколько десятков колес, при такой температуре не оседает. Видимость почти нулевая: «зрячим» едет только лидер, а все остальные участники идут за ним. Прибавьте сюда сложную конфигурацию ледяной трассы с восемью виражами и петлей-«джокером». Мастерство пилота в таких условиях должно быть на высоте!

За это и ценят гонщики «Ледовую милю» и ежегодно приезжают на нее со всей России — от Екатеринбурга до Мурманска. Если зимние гонки в других городах собирают по 10–15 участников, то на «Ледовую милю» стремятся попасть до пятидесяти пилотов.

Среди них, например, победитель Кубка России по кольцевым гонкам Андрей Масленников из Подмосковья, а также легендарный орловский гонщик, многократный чемпион России в самых разных дисциплинах автоспорта Владимир Черевань. В прошлом году в интервью одному из профильных СМИ Черевань посетовал, что в новейшее время гонки «слишком загнаны в рамки», и добавил: «Но и сейчас кое‑где можно найти веселые соревнования. Зимой часто езжу на ледовые гонки в Вельск. Там отличная трасса, нет всякой бюрократической волокиты. Имеется еще в глубинке дух товарищеский, а не коммерческий».

За этот дух и неповторимые эмоции любят «Ледовую милю» и зрители. Самое малое количество болельщиков — семьсот — пришло на гонки, когда стояли совсем уж лютые морозы. Но если погода позволяет, на трибунах собирается до пяти тысяч человек. Гонщики обязательно привозят с собой группу поддержки, плюс делает свое дело слава «Ледовой мили» как самой крутой гонки в России. Когда начинается сезон, не остается свободных мест ни в гостиницах, ни в съемных квартирах Вельска и округи.

Гонка выигрывается в гараже

Как говорит один из участников соревнований — череповецкий гонщик Михаил Баринов, гонка выигрывается в гараже. В успешном выступлении две составляющие: профессионализм, накатка и идеально подготовленное авто.

Человеку несведущему может показаться: ну что там подготавливать? Прошел техосмотр, сел в машину и приехал. Но так можно думать, если не знать, что автомобиль, который принимает участие в гонках, — это совсем не тот автомобиль, что сошел с конвейера…

По правилам выходить на трассу можно на 1600‑кубовых машинах всех марок, также регламентируется размер шипов на шинах — отдельно состязаются владельцы 1,5‑миллиметровых и 4,5‑миллиметровых шипов. А вот почти все остальное — предмет технического творчества гонщика, у которого две цели: скорость и безопасность.

Из машины убираются практически все «внутренности». В кабину вваривается жесткий каркас, устанавливаются специальное сидение-«ковш», четырех- и шеститочечные ремни безопасности. Родной двигатель может быть заменен на двигатель любого производителя, причем потом его много раз перебирают и модернизируют. То же самое происходит с подвеской и другими элементами. На соревнования гонщики приезжают со своими механиками и техподдержкой, запчастями и дополнительными двигателями — случись что, полное техобслуживание машины можно провести прямо на трассе.

Уникальная трасса длиной 1830 метров
Уникальная трасса длиной 1830 метров

Анатомия трассы

Что стоит за любым ярким событием? Большой труд. По словам инициатора соревнований «Ледовая миля» Андрея Подоляна, в организации гонок участвуют около сорока человек — начиная от судей и волонтеров и заканчивая теми, кто заливает трассу и ухаживает за ней.

— Готовиться к мероприятиям мы начинаем с осени, — рассказывает Андрей Владимирович. — Трассу нужно отгрейдировать, подсыпать, выкосить кусты вдоль нее, наметить траекторию, скорректировать повороты, внести какие‑то изменения, чтобы гонщикам было еще интереснее.

Над заливкой трассы работают 10–12 человек, используются четыре единицы снегоуборочной техники, расходуется 3,5 тысячи кубов воды за сезон. Почему так много? Уникальность «Ледовой мили» состоит в том, что заезды на автомобилях с 4,5‑миллиметровыми шипами на шинах проводятся только здесь. Такие «гвозди» сильно изнашивают трассу, поэтому от них отказались другие организаторы автогонок в России. Но не организаторы «Ледовой мили».

Новый автофестиваль

В 2023 году мероприятие пройдет в новом формате: нас ждет автофестиваль «YUKA FEST Ледовая миля», который станет совершенно иным этапом в истории зимнего автоспорта. Для зрителей подготовлено зрелищное шоу с выставками ледовых скульптур, интерактивами и праздничным фейерверком.

— Мы стараемся организовывать гонки так, чтобы вызвать к ним интерес, чтобы люди на них пришли, — объясняет Андрей Подолян. — Нужно обязательно соблюдать баланс: создавать комфортные условия для гонщиков — это раз, и комфортные условия для зрителей — это два. Если следовать этому правилу, все будет хорошо. Поэтому, кстати, мы установили совсем небольшие стартовые взносы для гонщиков и сделали соревнования бесплатными для зрителей. По печальному опыту других регионов могу сказать: если люди пытаются зарабатывать на таких мероприятиях деньги, на задний план уходит сам дух, идея гонок. А ведь идея, интерес — это то, что ведет и организовывает людей, собирает их вместе, как это и происходит с «Ледовой милей».

Расписание зимнего сезона:

  • 6—7 января — ледовые гонки «YUKA FEST Ледовая миля», 1‑й этап
  • 21—22 января — ледовые гонки «YUKA FEST Ледовая миля», 2‑й этап
  • 4—5 февраля — ледовые гонки «YUKA FEST Ледовая миля», 3‑й этап
  • 8—19 февраля — ледовые гонки «YUKA FEST Ледовая миля», 4‑й этап

За новостями следите здесь: группа в соцсети «ВКонтакте» «YUKA FEST Ледовая миля»:

vk.com/club6854881

Материал из журнала «Итоги 2022»: