Сотрудники ПАО «Севералмаз» — выпускники кафедры геологии и горных работ САФУ рассказывают о своем выборе профессии
Денис Логинов, выпускник 2003 года, начальник карьера Ломоносовского ГОКа, горный инженер:
— Во время моего обучения в университете кафедра называлась «Открытые горные работы». После вуза — дорога стандартная. Почти год — служба в вооруженных силах. Служил на Новой Земле, это довольно популярное направление для архангелогородцев. Не могу сказать, что время потрачено впустую. Любой опыт я всегда оцениваю как положительный, а тут изменился круг общения, причем довольно резко. Я научился определять по общению, чего можно ожидать от человека, как он воспринимает окружающий мир.
Демобилизовался под Новый год. И столкнулся с ситуацией, с которой сталкивается большинство выпускников: у тебя есть образование и нет никакого опыта. Тут не до жиру. Нужно нарабатывать репутацию. Задача номер один — найти работу, максимально приближенную к специальности.
Начал трудиться в небольшой компании. Работа в основном для головы: сидеть за компьютером, делать проекты. Но резюме в «Севералмаз» отнес сразу, как из армии вернулся. Была цель — попасть в «Севералмаз».
Месяцев через восемь мне сказали, что место появилось. Приняли сразу на инженерную должность — горного мастера. Сейчас, когда ребята к нам на карьер приходят, начинают все же с рабочих должностей, с горнорабочих.
Почти четыре года я проработал горным мастером. Затем временно — диспетчером, и мне предложили перейти на должность начальника горного участка. Если горный мастер — низовой руководящий состав, то теперь я стал «менеджером среднего звена», руководил работой мастеров.
Еще через три года перешел на должность главного инженера карьера. Спустя года два — на нынешнюю, начальника карьера. Но я считаю, что во всем моем карьерном росте есть и доля везения. Были перестановки в структуре предприятия, люди менялись, переходили на другие должности, в другие подразделения.
Одно могу сказать точно: каждая новая должность была интереснее и сложнее предыдущей. Когда случались новые назначения, переводы, было сложно. Да и в течение работы постоянно возникали какие‑то проблемы. Кстати, тут армейский опыт очень пригодился.
За эти годы я убедился: учиться нужно постоянно. Не стоит ждать, что раз ты закончил учебное заведение, то полученного багажа знаний тебе хватит на всю трудовую деятельность. Любой вуз закладывает некую базу, фундамент. А как ты потом этой базой распорядишься, зависит только от тебя.
Если подытожить, то считаю, что образование, которое я получил, — хорошее. Оно позволяет спокойно смотреть на диплом другого вуза. В любом университете есть те, кто учится, и те, кто получает корочки.
Что же касается преподавательского состава, методического сопровождения процесса обучения, я ни разу не испытал чувства, что мне чего‑то не хватало, что я недополучил каких‑то знаний. Нам повезло, кстати, что на некоторые курсы приглашали преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга.
Сегодня, обращаясь к самому себе тогдашнему, могу сказать, что можно было бы и лучше учиться, больше взять от преподавателей. Учили нас хорошо.
А учиться я продолжаю. Помимо разных курсов повышения квалификации последнее мое образование — двухлетние курсы MBA Российской академии народного хозяйства при Президенте России, достаточно серьезное управленческое образование.
Андрей Чашев, выпускник 2005 года, заместитель начальника производственно-технического управления ПАО «Севералмаз», горный инженер:
— Поступил я в университет в 2000 году. Почему выбрал горное направление? В то время в средствах массовой информации стали много рассказывать о горнодобывающем предприятии «Севералмаз», которое здесь, у нас, планировала построить компания «АЛРОСА». Тема алмазов очень интересная, а специальность «горный инженер» для Архангельской области была несколько загадочной. И конечно, я рассчитывал, что буду востребован в новой для региона отрасли производства.
В то время в области было мало людей с такой специальностью, наш выпуск — всего лишь третий. Группы небольшие, человек по десять, и большинство — по целевым направлениям. Практически все они продолжили семейную династию горняков. От них я узнал подробнее о горнодобывающих предприятиях и особенностях жизни людей, связавших свою жизнь с горным производством. Тем самым утвердился в своем выборе профессии.
Вот такие три причины и повлияли на выбор — новизна, интересная профессия и востребованность на производстве.
Для родителей мой выбор стал неожиданным: у нас в роду несколько поколений врачей. Да я и сам до 9‑го класса планировал стать врачом-педиатром, но установившиеся в нашей стране рыночные отношения все изменили. В начале 2000‑х в медицине было все очень сложно, вот и решил идти в производство.
После окончания университета за трудоустройством обратился к Сергею Николаевичу Белому — начальнику научно-технического управления «Севералмаза», где я проходил практику. Но на тот момент вакансий не было. И я уехал работать дорожным мастером в НАО. Строил дорогу в Нарьян-Мар для нефтяников, на Усинском направлении.
Отработал две вахты. И мне позвонили из «Севералмаза», предложили место инженера. И хотя в зарплате я сильно проигрывал, перспектива работы на развивающемся крупном предприятии рядом с домом, со своей семьей перевесила материальный интерес.
Начинал инженером второй категории, потом получил первую, стал ведущим инженером управления, и в 2009 году меня перевели на производство. В управлении вел в основном документальное сопровождение производства: выполнял расчеты производительности, эффективности, графики, проекты, нормирование. А тут — на карьер, непосредственно на горно-обогатительный комбинат. Режим работы — пятидневный. В понедельник уезжал, в пятницу возвращался обратно.
Назначили меня начальником производственно-технического отдела комбината. И если в управлении мы работали на перспективу, на 5–10 ближайших лет, то на карьере занимались текущим сопровождением производства. Ежедневно, правильнее даже сказать — ежечасно, решали инженерно-технические вопросы производства. Эта работа была интереснее тем, что я видел всю цепочку событий: постановка задачи, выработка решений и выполнение поставленной задачи. Когда ты видишь, ощущаешь результат своей деятельности, это доставляет настоящее удовольствие от работы.
Дополнительно на ГОКе руководил диспетчерской службой, которая работала круглосуточно, поэтому часто приходилось решать вопросы и в ночное время, и в выходные. Следует отметить, что диспетчеры горных комбинатов также должны иметь горное образование. В диспетчерский пункт в режиме реального времени поступала вся информация со всех подразделений. Объем информации огромный! Интересная работа, хоть и очень интенсивная.
В руководимом мною отделе работали также инженеры — выпускники нашей кафедры открытых горных работ и Санкт-Петербургского горного университета. Не могу сказать, что наши выпускники в чем‑то уступали по качеству инженерной подготовки.
Конечно, теория, которую нам преподавали в университете, и производство — вещи немного разные. Но в целом какого‑то недостатка знаний при переходе из студентов в инженеры не было. Базовая подготовка хорошая, на уровне. Нам дали крепкое образование.
Большим плюсом обучения было то, что мы не только изучали горные работы, сидя в аудитории, но и посещали производства.
Мы с большим интересом ждали периода ежегодных производственных практик, когда нас направляли на действующие горные предприятия. Первые горные предприятия Архангельской области, на которых я побывал, — Ломоносовский горно-обогатительный комбинат — крупнейшее месторождение алмазов в Европе, Североонежский бокситовый рудник — одно из крупнейших месторождений бокситов. Даже сейчас, вспоминая те дни, я чувствую прилив сил и эмоций, те первые ощущения от вида мощного горного предприятия: шум карьера, самосвалов, экскаваторов.
Во время прохождения практики нам предлагали оставаться работать на период каникул, что, считаю, было признанием нашего потенциала как будущих горных инженеров.
И сегодня такая практика продолжается. Сейчас все горнодобывающие предприятия Северо-Западного региона принимают студентов. И крупные, и небольшие. Специальность горного инженера востребована везде.