В 2023 году исполнилось 180 лет со дня рождения пинежской сказительницы Марии Кривополеновой, Махоньки из «Чистой книги» Федора Абрамова. историю о том, как в XXI веке Махонька помогла вернуть жизнь и голос маленькой деревне Чаколе, рассказывает дизайнер, директор арт-резиденции «Марьин дом» Анна Злотко.

Анна Злотко
Анна Злотко

Наше сокровище

— Несколько лет назад на одном из форумов по брендированию территорий выступал московский эксперт, который просто набрал в поисковике «Пинежский район» и тут же набросал несколько вариантов, как можно работать с культурой и традициями нашей территории. Он вывел на экран портрет Марии Кривополеновой — нет, даже не портрет, а лишь фрагмент, одни глаза — и сказал: «Вот ваше сокровище, а вы ничего не делаете».

Не все смогли узнать, кто на портрете. Мне стало очень грустно и стыдно — ­я-то хорошо знала эти глаза с детства: я родом из деревни Чаколы Пинежского района, моя мама Надежда Андрияновна Глухарева работала школьным библиотекарем, поэтому тема краеведения и весь северный пласт русской литературы были мне близки. И конечно, я знала историю Марии Кривополеновой, которая похоронена на чакольском кладбище…

Как, откуда появилась идея создать в деревне музей и арт-резиденцию? Я пыталась сформулировать это для себя. В 17 лет уехала из дома в Архангельск, поступила в вуз. Но в деревню меня все равно тянуло, и, сама став мамой, я начала все чаще приезжать туда. Думаю, я искала, чем привязать себя к деревне покрепче.

С Махонькиными «кусочками»

Мария Кривополенова
Мария Кривополенова

— Чакольская школа сгорела, закрылась сельская библиотека имени Марии Кривополеновой, жизнь в деревне замерла. Я поняла: если не начать здесь ­что-то делать, мои родители будут последним поколением жителей Чаколы.

Мама, бережно сохранившая материалы по краеведению, говорила мне — раз, другой, третий: «Вот бы сделать музей деревни» — я ее поддерживала, но головой понимала, что просто музей — неинтересен: нужен музей памяти Марии Кривополеновой, но еще больше нужна была большая идея, которая привлекла бы внимание моих современников и молодежи. Так мы нашли формат арт-резиденции и в 2018 году вместе со Светланой Пачиной из НКО «Открытая идея» написали заявку на президентский грант. В конце того же года получили грантовые средства, а в июне 2019‑го в здании бывшей библиотеки открыли музей и арт-резиденцию «Марьин дом».

Сегодня мама едва справляется с потоком туристов — причем их очень много даже из самого Пинежского района. Земляки заново открывают для себя Марию Кривополенову, и я этому очень рада. Мама встречает гостей Махонькиными сладко-­солеными «кусочками» (они символизируют ее жизнь, вроде бы и горькую, но и светлую, радостную), проводит экскурсию (я видела, как гости плачут и смеются во время маминого рассказа), поит чаем с нашими пинежскими угощениями…

А что касается арт-резиденции — мы стараемся сделать так, чтобы все проекты, которые здесь рождаются, были связаны с темой Русского Севера. Нам самим очень важно научиться смотреть другими глазами на то, что мы имеем и, давайте будем честны, не ­очень-то бережем. У нас побывало порядка 40 художников, и я была по-хорошему шокирована тем, какой у них свежий, допытливый взгляд. Их художественные проекты порой превращаются в художественно-­исследовательские.

Женское лицо резиденции

— Наши самые постоянные резиденты — Ульяна Подкорытова, Устина Яковлева, Анна Слобожанина. И если у Ульяны и Устины есть генетическая связь с Севером, то у Анны она ­какая-то космическая! Например, ее проект «Мое сердце внутри ракушки» основан на образе деревни как жемчужины Севера и России. Анна Коробейникова, Мария Иванова… Можно долго называть имена! В основном это девушки: ­как-то так получилось, что у арт-резиденции женское лицо. Я их всех люблю, и все они теперь вхожи в мою семью. Тем, кто у нас побывал, мама говорит: вы теперь — как наши дети, считайте, что у вас здесь есть родной дом.

В 2022 году я выиграла грант на проект «Мама дома»: купила в Чаколе еще один дом, куда смогут приезжать художницы с детьми. Я сама многодетная мама и понимаю, как часто приходится выбирать: дети или работа. Поэтому мы хотим создать творческим мамам максимально комфортные условия. Тема проекта — колыбельные песни. Что такое колыбельная по своей сути? Это посвящение ребенку. Нет разницы, в каком жанре или технике будет сделано это посвящение, главное — творить здесь и сейчас, по принципу пения колыбельных: что вижу и чувствую, то пою. Итоговая выставка запланирована на сентябрь в Гостиных дворах.

Жизнь возвращается

— Сейчас я понимаю, что мы, пожалуй, добились цели, которую ставили перед собой пять лет назад, — продлить жизнь нашей деревни. «Марьин дом» стал туристической точкой, люди едут к нам целыми автобусами. И это повлекло за собой изменения: прежде зимой мы протаптывали в снегу тропинки и ходили друг за другом гуськом — а теперь дороги чистит трактор. В Чаколу провели оптоволоконный Интернет. В соседних деревнях установлены вышки мобильной связи «Теле2» — до Чаколы они пока не достают, но нас заверили, что вопрос будет решен.

Еще недавно шли разговоры о том, чтобы объединить Чаколу с другими деревнями. А сегодня она очень ярко и самостоятельно живет в информационном поле. Мы принципиально не забираем себе то, что рождается в резиденции, — все проекты и выставки идут дальше и звучат по всей России. «Марьин дом» звучит, Чакола звучит.

Факт

Мария Дмитриевна Кривополенова: великая русская сказительница, песельница, сказочница родом из деревни Усть-Ежуга Пинежского уезда. С триумфом выступала в Москве, Петрограде, Твери, на Украине, Кавказе. Похоронена в деревне Чакола.

Контакты

164624, Архангельская область, Пинежский район, деревня Чакола, ул. Центральная, д. 21, +7-911-555-87-87

marindom29@ya.ru

Материал из издания «Архангельская область. Открытый Север»: