Музыкальные инструменты, подлинные костюмы и песни, имена и важные даты — вот что мы увидели и услышали, когда попросили фольклорные коллективы открыть символический сундук и показать свои главные сокровища.

Поморский девичий головной убор — повязка
Поморский девичий головной убор — повязка

Фольклорно-­этнографический театр «Новиця»

Специалист по фольклору отдела этнографических программ и массовых мероприятий музея-­заповедника «Малые Корелы» Ирина Лоренц:

— Настоящие реликвии нашего коллектива — подлинный поморский девичий головной убор — повязка и жемчужные серьги, которые были найдены на чердаке старого дома в Приморском районе. Мне их отдала моя знакомая. Эти вещи долгое время просто лежали без дела, но в ­какой-то момент мы начали изучать материалы по истории и культуре Нёноксы, и я поняла: ­повязка-то наша, поморская! И решила ее восстановить.

У нее сохранился верх из позумента, ленты-­завязки из красного кумача и позумента. Внутреннюю часть мне пришлось разобрать и заменить, но прежнюю я не выбросила, потому что она сама по себе — предмет истории. Видно, что она была сделана из домотканого льняного или конопляного полотна, хорошо проклеена, а очерелье (часть, которая прикрывает лоб) подбито газетой. Что это была за газета — неизвестно, но сохранились ее дата — 6 апреля 1906 года — и часть страницы с заголовком «Объявления по казенным и судебным делам».

Мы восстановили поднизь, заменили фольгу, которая подкладывалась под вышивку (обрывки прежней я сохранила), и вышили бисером узоры-­снежинки такими, какие они должны быть. Теперь эта повязка «участвует» в программе «Новици» «Петровские кружания» — это главный и самый большой праздник Нёноксы.

А что касается сережек — одна из них полностью рассыпалась, вторая же сохранила форму. Они были длинными, до самых плеч, из настоящего мелкого речного жемчуга, похожими на кружево — до того тонкая работа. Швензы, скорее всего, изготовлены из латуни, а жемчуг нанизан, вероятно, на конский волос. Участницы коллектива сделали реплики этих сережек из бисера.

Можно представить, какой красивой, величественной была девушка в таких серьгах и головном уборе! Недаром раньше говорилось: девушка в наряде, что икона в окладе.

Гудок фольклорного театра «Сузёмье»
Гудок фольклорного театра «Сузёмье»

Фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье»

Руководитель коллектива Елена Оводова:

— Я расскажу вам о том, как талисманом «Сузёмья» стал гудок. Гудок упоминается во многих старых песнях — да взять ту же «Катеньку»: «Сватался на Катеньке деревенский музыкант, / Сказывал-­рассказывал про богатство про свое: / «У меня у молодца только гусли да гудок…» Мы пели эти песни и все время думали, что гудок — это ­что-то вроде рожка или свистули: не было же на Пинеге такого инструмента.

Наш коллектив дружит с музеем-­институтом семьи Рерихов в Санкт-­Петербурге и часто там выступает. Вот мы приехали в музей Рерихов, стали исполнять старину «Вавило и скоморохи», которая была записана за Марией Кривополеновой, и на словах: «Заиграл Вавило во гудоцек…» — давай показывать, как будто мы играем на рожке. Сотрудница музея (она музыкант) поняла, что мы делаем ­что-то не то. Сказала: «Подождите» — и вынесла нам гудок из коллекции музея. Как же мы удивились!

В 2016 году она познакомила нас с Сергеем Плотниковым и его супругой, которые открыли в Воронеже чудесный Музей забытой музыки. Сергей подарил нам гудок, и с этого гудка наше творчество пошло совсем по-другому, он как будто стал нашим талисманом. Нет, конечно, мы не играем на нем — это не в нашей традиции — но носим его на концерты, показываем и рассказываем людям, что это за инструмент.

В 2019 году в Чаколе открывался музей Марии Кривополеновой «Марьин дом». Мы собирались ехать на открытие и думали: что бы такое интересное подарить музею? Я написала Сергею Плотникову: «Разреши передарить твой подарок!» Так гудок оказался в «Марьином доме», а потом и на выставке в Архангельском областном краеведческом музее, посвященной 180‑летию сказительницы. А в ноябре 2022 года Сергей подарил «Сузёмью» новый прекрасный гудок!

Гармонь Лешуконского народного хора
Гармонь Лешуконского народного хора

Лешуконский народный хор

Руководитель Анимаиса Леонидовна Шишова:

— Визитная карточка хора — хороводная песня «Вдоль по морю», которую мы поем еще со времен первой руководительницы коллектива Параскевы Павловны Масленниковой. А реликвией Лешуконского хора стала гармонь, которую нам вручили в качестве приза на конкурсе имени Антонины Колотиловой в 1979 году. Мы очень ее бережем. Есть в нашем гардеробе и старинные наряды, сохранившиеся с давних пор. Мы их надеваем по особым случаям, когда выезжаем на значимые конкурсы.

В этом году коллективу исполняется 70 лет. Его создательница Параскева Масленникова говорила, что «к песне мы, лешуконцы, с детства приучены, с песней рождаемся, старимся, с песней и умираем».

В основе нашего репертуара — протяжные, лирические, хороводные, свадебные, исторические, плясовые, игровые песни. Мы бережем традиции и обряды Русского Севера, они стали основой наших спектаклей «Лешуконская свадьба», «Рождественские вечера», «Вечеренька», «Петровщина». У хора есть опыт записи грампластинки, участия в съемках телепередач для центрального телевидения. Мы также участвовали в съемках таких известных советских фильмов, как «Матвеева радость», «Михайло Ломоносов».

Где бы ни выступал хор — в родной Архангельской области, Москве, Санкт-­Петербурге, Эстонии, Латвии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, США — везде уникальную лешуконскую песню встречали и встречают с восхищением и радостью. Хору удается показать самобытность коллектива, красоту костюмов, неповторимость и зажигательность плясок и кадрилей.

Театр фольклора «Радеюшка»

Руководитель Зинаида Васильевна Попова:

— Через два года нашему коллективу исполнится 90 лет: он был создан в 1935 году. Первым руководителем хора стал уроженец Лешуконского района Михаил Николаевич Мякушин. И материальные реликвии «Радеюшки» связаны именно с его именем.

Почетные грамоты Михаила Мякушина
Почетные грамоты Михаила Мякушина

У нас сохранились почетные грамоты, которыми Михаил Николаевич был награжден в 1940 и 1945 годах. Первую вручила военно-­шефская комиссия при обкоме работников искусств за «художественное обслуживание рабоче-­крестьянской Красной армии, Военно-­морского флота и частей НКВД». Вторую — Архангельская городская комиссия по проведению смотра художественной самодеятельности за «организацию и руководство хоровым коллективом» и как «хранителю северной песни». Дважды наш коллектив был чуть ли не под угрозой закрытия, мы неоднократно меняли свое месторасположение, но каждый раз нам удавалось забрать эти грамоты с собой.

Другая наша реликвия — оригинал пьесы 1946 года «Свадьба в северной деревне», написанной Мякушиным. На ее титульной странице есть резолюция Крайреперткома: разрешено к постановке в рабочих клубах. В 1980–1990‑х годах мы считали ее утерянной. Но спустя двадцать лет пьеса вдруг вернулась.

Нина Алексеевна Маршалко
Нина Алексеевна Маршалко

А самое главное наше богатство — люди. У нас в «Радеюшке» все женочки хорошие. Гордость коллектива — Нина Алексеевна Маршалко, которая пришла в хор в 1957 году. Нине Алексеевне скоро исполнится 80 лет, но, увидев ее, ни за что в это не поверишь. Невысокого росточка, с прекрасной осанкой, она до сих пор держит у нас сопрановую партию. В «Свадьбе северной деревни» она играла роль невесты — ее даже можно увидеть в десятиминутном фильме с фрагментами этой постановки, который у нас сохранился.

Всю жизнь Нина Алексеевна работала на Кузнечевском заводе ЖБИ мотористом бетономешалки. Коллеги порой удивлялись: «Какая тебе репетиция, иди отдыхай!» Она отвечала: «На репетиции я не устаю, а отдыхаю душой!» И вот так всю жизнь — в труде. Сейчас она помогает нянчить троих внуков. Я считаю, вот такие люди — настоящее достояние Русского Севера.

Карпогорский народный хор

Руководитель Людмила Александровна Ранцева:

— В этом году наш коллектив отмечает 70‑летие. Самый большой вклад в его развитие внесла заслуженный работник культуры РСФСР Зинаида Григорьевна Пашкова, которая руководила хором более 30 лет. Она проехала по пинежским деревням, собрала репертуар, нашла голосистых бабушек, которые были знатоками местных обрядов — свадебных, рекрутских, праздничных. При ней исполнительский уровень поднялся на новый уровень. Специалисты сравнивали звучание хора с музыкой Баха, настолько оно было мощным. Артистов хора стали снимать в кино, они давали концерты в зале имени Петра Ильича Чайковского в Москве, участвовали в «Голубом огоньке» на телевидении, гастролировали по стране и за рубежом. Хор дважды становился лауреатом конкурса имени Антонины Колотиловой, участником множества фестивалей и смотров.

Сегодня хор сохраняет заявленный высокий уровень мастерства. Наши заслуги в том, что мы омолодили хор, научились достойно и правильно носить пинежский костюм, восстановили весь фольклорный репертуар. Наша любимая старинная песня «Уж ты взойди, солнце красное!» — это гимн коллектива, его визитная карточка.

Наш костюм — самый красивый! Мы сшили реплики и носим наряды в соответствии с возрастным и семейным статусом. Самостоятельно делаем к костюму все атрибуты — пояс, повой­ник, нижние юбки, наборошник и перлышко. На зиму у всех есть варежки и шали, которые завязываем по-пинежски завязухами — концы за плечи. Приглашаем специалистов-­музейщиков и тесно сотрудничаем с нашим земляком дизайнером Николаем Терюхиным, сохраняя местные традиции.

Главная наша заслуга в том, что мы восстановили старинный праздник Мечище. Теперь он ежегодно проводится на высоком угоре реки Пинеги. В старину это гулянье с играми и хороводами было главным событием деревни: парни выбирали невест, а девушки показывали свои лучшие наряды.

Фольклорный коллектив «Здарье»

Руководитель Александр Мальцев:

— Изюминка «Здарья» — целезерская кадриль, которую принесла в коллектив Анна Александровна Лукина — хранительница традиционной культуры. Анне Александровне 92 года, она удостоена региональной общественной награды «Достояние Севера».

Наш хор носит звание «Народный самодеятельный коллектив». Он основан в 1992 году Ниной Алексеевной Дроздовой. Я руковожу хором более 20 лет.

Репертуар — протяжные песни, хороводы и пляски среднего По­двинья и нижнего Поважья, более 90 песен. В составе коллектива 18 человек, в основном женщины, уроженки Виноградовского района, люди разных профессий, ценители своих традиций, безмерно любящие культуру родного края. Они выступают в подлинных костюмах — пестрядинных сарафанах.

Коллектив занимается сохранением местного материала, сбором фольк­лорных обрядов, песен, плясок своего района. Мы активно работаем над привлечением молодежи к изучению и сохранению фольклорных традиций, проводим мастер-­классы для школьников и студентов, организуем фольклорные праздники и игровые программы.

«Здарье» сотрудничает с другими фольклорными коллективами и музеями, участвует в различных культурных проектах и программах.

Целезерская кадриль
Целезерская кадриль

Материал из издания «Архангельская область. Открытый Север»: