Именно Поморье сохранило для русской культуры традиционное устное народное творчество, именно Архангельская область является «главной по фольклору» в России, убежден фольклорист, основатель неофолк-группы MOON FAR AWAY Алексей Шептунов. Почему? Кто сохраняет традицию и чем она жива сегодня?

— Алексей Михайлович, если кратко: какое место наша поморская устная традиция занимает в русской национальной культуре в целом?

— Я глубоко убежден в том, что бренд «Заповедник русского фольклора» мог бы стать мощнейшим и всеобъемлющим культурным брендом Архангельской области. Этот статус подтвержден множеством специалистов. Для чего нужно придумывать искусственные сказочные бренды, если сама реальность говорит нам о том, что по факту Архангельская область — «главная по фольклору» в России?

Объем записанного на территории региона фольклора, его важность для русской национальной культуры в целом — колоссальны. Когда специалисты говорят «севернорусский фольклор» — они имеют в виду, что он подлинно русский, причем в максимально концентрированном и разнообразном виде.

То есть не просто песни, сказки, былины и частушки, а подлинный национальный код, важнейшая составляющая национальной идентичности. Подозреваю, что та самая Тайна, которую безуспешно выпытывали буржуины у Мальчиша-­Кибальчиша…

Поморье дало русской культуре не только сохранение в чистом виде народной традиции в целом — у нас здесь существует сразу несколько локальных, отличающихся друг от друга ее сокровищниц: поморская, пинежская, онежская, мезенская… С нашим регионом связаны богатейшие собрания русского эпоса — былин, духовных стихов и исторических песен. Имена сказителей Крюковых и Марьи Кривополеновой, а также писателя-­сказителя и интерпретатора фольклора Бориса Шергина вошли в золотой фонд национальной культуры. И это только то, что лежит, что называется, на поверхности.

— А кто и где в области сохраняет это знание?

— К сожалению, сегодня в Архан­гельской области нет общего центра традиционной культуры, единого архива записей, сделанных в регионе, некоего мозгового центра, где шла бы работа по изучению, интерпретации и пропаганде традиционной культуры. Однако есть несколько не связанных между собой организаций, которые этим занимаются каждый на своем уровне. Музей «В начале было Слово…» в деревне Вершинино в Кенозерском нацпарке — прекрасный и современный пример центра, посвященного конкретной узкорегиональной традиции, в данном случае — народной культуре Кенозерья. К созданию музея были подключены специалисты Пушкинского Дома, МГУ и других признанных научных центров России.

В принципе это тот путь, по которому могут и должны идти региональные фолк-центры и музеи. Ведь фольклор всегда четко регионален, неразрывно связан с конкретной территорией — в этом его главное отличие от уровня общенациональной культуры, элементы которой, однако, всегда унифицированы.

Занимается исследованием и сохранением фольклора Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера САФУ, который в свое время создала Наталья Дранникова, очень много сделавшая для изучения фольклора Поморья.

Вообще, думается, работа по сохранению и систематизации фольклорных архивов Русского Севера однажды будет продолжена на ­каком-то более серьезном, фундаментальном уровне с обширной государственной поддержкой и проектами, которые не только изучают прошлое, но и нацелены на будущее.

— Какие наши фольклорные коллективы можно считать брендами своих территорий?

— Широкие рамки эпохи постмодерна позволяют быть городским жителем и носителем деревенского фольк­лора одновременно. Идеальные, на мой взгляд, примеры — театр поморской культуры «Сузёмье», объединивший участниц пинежского происхождения, хорошо помнящих песни своей малой родины, или фольклорный театр «Новиця», участники которого — выходцы из различных районов Поморья -воспроизводят более широкую, общесеверную фолк-традицию. Этот коллектив вырастил в своих кругах уже несколько поколений исполнителей — так, как это происходит в живой традиции!

Сразу несколько сильных фольк­лорных хоров существуют также на Пинеге, этой песенной мекке России. Ну и Государственный Северный хор, конечно, тоже настоящий бренд региона. Хотя этот коллектив нельзя назвать фольк­лорным, он работает с так называемой народной культурой.

— Совсем по-другому работает с традицией ваша неофолк-­группа MOON FAR AWAY. В чем ее идея и какие экспедиции, интересные находки, встречи с ней связаны?

— Это давняя история, начавшаяся со времен моей учебы на гумфаке ПГУ и ставшая со временем довольно заметной даже на уровне мировой неофолк-­сцены. Заслуга в этом не моя, а того удивительного материала, фольклорных песен Архангельской области, с которыми мы стали работать начиная с альбома «Беловодие», выпущенного в 2005 году.

Когда MOON FAR AWAY все это начинала, подобных проектов, экспериментирующих одновременно с глубинным обрядовым и лирическим фольклором Поморья и актуальной европейской музыкой, попросту не было. Сейчас этим путем, по-своему его понимая, идут многие коллективы.

Потом я окончил магистратуру по северному фольклору и погрузился в тему на более серьезном уровне. До сих пор стараюсь ездить в экспедиции — например, навещать Александру Васильевну Кокорину из Устьян, исполнительницу традиционных песен юга Архангельской области, открытую нами в 2007 году. Я записал и спродюсировал ее двой­ной альбом «Песни Устьи», вышедший на лучшем российском фолк-лейбле, несколько ее песен мы постоянно поем на наших концертах в собственной аранжировке.

Я фанат Поморья и горд тем, что смог сделать фольклор этой мощнейшей в культурном плане территории чуть-чуть более известным в мире.

Дмитрий Покровский (1944–1996). Фольклорист, председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО, родоначальник современного фольклорного движения в России:

— Я помню, что впервые я был потрясен до слез, когда в архангельской деревне пять старушек, не напрягаясь, почти не двигаясь, запели ­какую-то свадебную песню — и возникло звучание, которое, пожалуй, можно сравнить только со звучанием органа. Для многих фольклористов, как я потом узнал, фольклор стал делом жизни именно после такого потрясения…

 

Материал из издания «Архангельская область. Открытый Север»: