Дорожный нацпроект сделал возможным завершение строительства большого моста через Устью в Устьянском округе, а также капитальный ремонт моста через Ухту и ремонт моста через Волошку в Каргопольском округе. За эти крупные и важные объекты отвечало АО «АвтодорМост» — единственное государственное специализированное мостовое предприятие региона

Устья: первая стройка

В стартовом году мостовой части нацпроекта предприятие с успехом отработало по двум объектам. Это прежде всего капитальный ремонт моста через реку Лапу на автодороге Подъезд к деревне Лапоминке от автодороги Ижма — Лапоминка — Патракеевка. Небольшой объект длиной 30 метров обеспечил надежный проезд к старинной поморской деревне.

Однако главным мостовым объектом года — как для предприятия, так и в целом для региональной сети автодорог — стало завершение строительства большого капитального моста через реку Устью у деревни Лихачево на 139‑м километре автодороги Шангалы — Квазеньга — Кизема, который был введен в эксплуатацию в ноябре 2022 года. Еще в 2017 году старый деревянный мост был признан аварийным и разобран. Движение осуществлялось по низководному мосту. На период паводка он разбирался, люди оставались без транспортной связи с районным центром — поселком Октябрьский.

Помимо большой социальной важности нового моста через Устью, который пришел на смену разрушенному деревянному сооружению, объект стал важнейшей вехой для развития самого предприятия: это первый в его истории строительный объект.

— Возведение моста было начато нами в апреле 2021 года. Мостовой переход состоит из шести опор и пяти 24‑метровых пролетов, общая его длина — 130 метров. В период проведения работ движение осуществлялось по временному объездному мосту. Приведены в норматив также подходы к мостовому сооружению общей протяженностью 5,6 километра, — рассказывает главный инженер АО «АвтодорМост» Вячеслав Тропин.

«Соединяя берега, объединяем людей»

Этот давний девиз предприятия «АвтодорМост» в полной мере справедлив по отношению к обоим объектам 2023 года, находящимся в Каргопольском округе. Это мост через Волошку на автодороге Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож и мост через Ухту на автодороге Песок — Никифоровская. И если первый объект расположен между двух высоких берегов на дороге с интенсивным движением, связывающей два соседних райцентра и две федеральные автотрассы, то второй находится посреди большой деревни Песок, две части которой долгое время фактически не имели автомобильного сообщения друг с другом из‑за пришедшего в негодность деревянного моста. Минувшим летом его заменила новая современная конструкция на надежных железобетонных опорах. Подрядчиком был фактически возведен новый комбинированный мост. Для этого специалистам пришлось использовать технологию буронабивных свай, уходящих в жесткий каменный грунт на глубину до девяти метров. Длина нового моста — 90 метров.

В новом сезоне предприятие продолжит работу в Каргопольском округе. В портфеле контрактов АО «АвтодорМост» — капитальный ремонт мостового перехода через реку Кинему на 33‑м километре автодороги Каргополь — Калитинка — Слобода — Нокола.

Качественно содержать то, что построили

Впрочем, мало отремонтировать или построить мост. Не менее важно его грамотно содержать. На сегодняшний день АО «АвтодорМост» не только строит и ремонтирует, но и обслуживает 405 мостов по всей Архангельской области. Это более двух третей всех региональных мостов.

— Мост является инженерным сооружением, требующим постоянного ухода и мониторинга. Не нужно забывать и о том, что немало мостов у нас находится в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Поэтому надо постоянно следить за их состоянием и при необходимости своевременно вводить ограничения массы, — отмечает заместитель директора агентства «Архангельскавтодор» Антон Верещагин.

В планах регионального дорожного агентства — постепенно прийти к тому, чтобы все региональные автодорожные мосты содержались специализированной организацией. Именно такая практика принята оптимальной на общероссийском уровне.

Комментарий

Нацпроект — это гарантии развития предприятия

Алексей Прожерин, генеральный директор АО «АвтодорМост»:

— Завершен второй год действия мостовой части национального проекта «Безопасные качественные дороги». Работа в рамках нацпроекта имеет большие плюсы для подрядчика. Прежде всего это своевременное финансирование ремонтов и капремонтов, а значит — надежные гарантии будущего для предприятия. Сформировав портфель контрактов по результатам торгов в текущем году, мы обеспечиваем себя работой на следующий сезон. Данный фактор очень важен для любого предприятия, ведь оно может планировать закупку материалов и обновление парка спецтехники под конкретные объекты.

Справка

«АвтодорМосту» — 10 лет!

В 1993 году по инициативе «Росавтодора» и «Архангельскавтодора» в Архангельской области была создана государственная компания по содержанию мостов — ОАО «Поморское мостовое управление». Она стала первой компанией подобного рода в России. В 2003 году создано ОАО «Вельское мостовое управление». В 2013 году в ходе реструктуризации и территориальных объединений на их базе была учреждена новая единая организация — АО «АвтодорМост». Сегодня она структурно входит в состав Котласского ДРСУ, предприятия, акции которого принадлежат Архангельской области. За две пятилетки работы силами АО «АвтодорМост» капитально отремонтированы 16 мостовых сооружений, еще на четырех мостовых сооружениях проведен ремонт, один мост построен вновь. Предприятие обслуживает мосты и путепроводы, находящиеся во всех 19 районах Поморья.