В статье о Николае Ершове из книги «Почетные граждане Красноборского района» читаем: «Много сил и энергии вкладывал в развитие поселка Комарово, зарекомендовал себя грамотным, знающим дело специалистом…» Сам о себе он рассказывает очень скупо, но известно же: часто за немногословием стоит многоделание. Всего один красноречивый факт: когда Николай Игнатьевич — начальник Ипишского лесопункта, лесничий Комаровского лесничества — вышел на пенсию, еще долго к нему за помощью и советами люди шли прямо домой.
В детстве все было хорошим
Семью Ершовых знают во всем Красноборском районе, да, пожалуй, и в области тоже. Николай Игнатьевич и Нина Павловна оба работали в лесной отрасли, оба занимались и занимаются общественной работой. Он многократно избирался депутатом Куликовского сельского Совета, дважды — депутатом районного Собрания. Она — депутат местного Совета и председатель ветеранской организации Комарово, участница художественной самодеятельности в Комаровском ДК, человек активный, неравнодушный, по-хорошему пробивной. Поэтому и разговор наш — на троих.
— Николай Игнатьевич, кем были ваши родители?
— Родом я из деревни Кваши Красноборского района — это в ста километрах от райцентра. Отец мой Игнат Ильич воевал, а вернувшись с войны, работал вальщиком леса. Мать трудилась в колхозе заведующей отделением. С самого детства мы с сестрами помогали старшим по хозяйству, выгоняли в поле лошадей. Что хорошего помню из детства? Так все было хорошим.
— Мать у него была такая рукодельница! — подхватывает Нина Павловна. — Ткала половики, хорошо шила — могла сшить хоть одеяло ватное, хоть платье себе. У нее все росло в огороде, а особенно она любила клубнику выращивать. Отец тоже был очень хозяйственным человеком. Всем своим троим детям они дали образование. Я рада, что попала в такую хорошую семью.
Начальник Ипишского лесопункта
— В первый класс я пошел в Кваше, а окончил начальную школу в Комарово, куда мы с семьей переехали, когда закрыли совхоз, — продолжает Николай Игнатьевич. — После школы-восьмилетки поступил в Архангельский лесотехнический техникум на механика. Сразу после техникума меня забрали в армию, служил я в Латвии, в авиации, обслуживал аэропорт в Риге. Мы нормально служили — особой строгости и каких-то негативных явлений не было. И после армии я вернулся домой в Комарово.
— Человек с образованием, отслуживший срочную службу, — это ценный кадр. Вам наверняка предлагали какие-то другие варианты?
— Да, предлагали, но я не захотел. Да и родители к тому времени состарились и нуждались в помощи.
Так что я поработал слесарем и механиком в ремонтно-механических мастерских лесопункта, а потом меня отправили учиться в Архангельский лесотехнический институт, который я окончил с красным дипломом.
— Но все равно вернулись в Комарово?
— Николаю Игнатьевичу поступали разные предложения о работе, и даже на кафедре в АЛТИ, — уточняет Нина Павловна, — но мы так и остались в своем лесном поселке.
— Действительно, — говорит Николай Игнатьевич, — после института я в 1976 году вернулся домой, меня назначили начальником Ипишского лесопункта Красноборского ЛПХ. Лесопункт занимался заготовкой леса, у меня в подчинении было около сотни человек.
— Нина Павловна, так вы, наверное, мужа и не видели? Все время пропадал на работе?
— Как не видела? Я ведь тоже окончила лесотехнический техникум и, когда Николай Игнатьевич был начальником лесопункта, там же работала мастером. Утром вставала в 4:40, а в 5:00 уже бежала на вывозку леса. Потом перешла на работу диспетчером — и это, я вам скажу, тоже дело не для слабонервных, приходилось быть очень упорной и настойчивой. Я помню, в газете вышла публикация: мой портрет и заметка о том, что у Нины Ершовой все мужики-работники были под пятой — ведь планы надо выполнять!
Мы работали очень много, да к тому же иногда приходилось задерживаться на партийных собраниях. Так что дети наши росли самостоятельными.
Прикипели к своей деревне
— А каким начальником был Николай Игнатьевич?
— Мой муж был очень уважаемым в районе, хорошим, сильным руководителем. Строгим, честным и порядочным. И его не подкупишь, и сам чужого не возьмет. Так его воспитали родители.
Ипишский лесопункт под его руководством выполнял и перевыполнял пятилетние планы, и я до сих пор уверена, что труд Николая Игнатьевича в то время остался недооценен. Спасибо Ольге Леонидовне Смирновой, которая была главой района с 2004 по 2010 год: в 2009-м ему присвоили звание «Почетный гражданин Красноборского района».
— Николай Игнатьевич, в 1990 году вы стали лесничим Комаровского лесничества. Трудно было работать?
— Трудновато. Но мы с коллективом старались: отводили лесфонд, отпускали лес лесорубам, следили за их работой, чтобы не было нарушений. Вставал я, как и на прежней работе, рано, рабочий день начинался с восьми утра. Так и проработал до выхода на пенсию.
— Николай Игнатьевич, работая в лесничестве, продолжал помогать и давать наставления работникам лесопункта, много раз их выручал, — добавляет Нина Павловна. — И даже потом, когда он уже был на пенсии, к нему все время обращались за советами, даже приезжали к нам домой. Он отлично знал лесфонд. Один старый опытный красноборский руководитель говорил лесникам: «Есть такой в Комарово Ершов, который вам поможет во всем. Не забывайте к нему обращаться».
— Чем вы занимаетесь теперь, когда у вас больше свободного времени?
— Ну у нас тут без работы не посидишь! — смеется Нина Павловна. — Когда в лесу идут грибы и ягоды, Николая Игнатьевича дома не удержишь, его еще мама к лесу приучила. Я участвую в самодеятельности, как председатель совета ветеранов — хожу поздравляю всех наших юбиляров, как депутат — пробиваю на районном и областном уровне важные для Комарово вопросы. У нас огород, теплицы… Конечно, с возрастом жить здесь становится непросто: нужно и дрова колоть, и мостки делать, и крышу ремонтировать, и зимой снег чистить. У нас двое детей: сын — в Ярославле, дочь — в Москве, есть две внучки и внук. Дети заботятся, зовут к себе, но мы прикипели к Комарово, и я думаю, не сможем уже в городе жить.
— Я же вас не спросила — а как вы друг с другом познакомились?
— Николай Игнатьевич мне сказал: «Я тебя заприметил, когда ты еще с косичками ходила». Он работал механиком, а я временно — в школе. И вот он за мной начал ухаживать, целый год мы дружили. А в прошлом году отметили золотую свадьбу.