Железная дорога в истории города
Котласский транспортный узел возник в 1899 году с открытием движения грузовых поездов по железной дороге Пермь — Вятка — Котлас. Это сделало город одним из важнейших логистических центров Европейского Севера России. Что этому предшествовало и как развивался Котласский транспортный узел дальше?
- 1858 — архангельский уроженец и вятский купец Александр Назарович Кузнецов выдвигает идею о проведении железной дороги от реки Вятки (г. Орлов) к Котласу.
- 1867 — изыскательские работы на маршруте Орлов — Котлас.
- 1869 — изыскательские работы на маршруте Котельнич — Котлас.
1894 — изыскательские работы на маршруте Вятка — Котлас.
1894 г., 15 / 27 июня — прибывший в Котлас министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте на месте оценивает перспективы Котласа как будущей железнодорожной станции.
1895 г., 13 / 25 мая — император Николай II утверждает постановление комитета Сибирской железной дороги о строительстве магистрали Пермь — Вятка — Котлас.
1899 г., 1 / 13 января — открытие движения по железной дороге Пермь — Вятка — Котлас.
1906 — открытие в Котласе железнодорожного училища (ныне — школа № 76).
1913 — приезд в Котлас министра путей сообщения Сергея Васильевича Рухлова, обсуждение вопроса о преобразовании станционного поселка Котлас в город.
1915 — художник Александр Алексеевич Борисов выдвигает идею о проведении через Котлас Обь-Мурманской железной дороги с мостом через Северную Двину.
1915 — строительство железнодорожной ветки от Котласа на остров Михейков в устье Вычегды и создание здесь поселка Лименда, позже вошедшего в состав Котласа.
1916 — завершено строительство комплекса зданий паровозного депо станции Котлас.
1917 г., 3 / 16 июня — постановлением Временного правительства поселок при станции Котлас преобразован в город.
1936 — создано пассажирское вагонное депо станции Котлас.
1937 г., 28 октября — принято решение о строительстве железной дороги Коноша — Котлас — Воркута (Северо-Печорской железной дороги) с применением труда заключенных.
1942 г., 6 июня — пуск в эксплуатацию железнодорожного моста через Северную Двину.
1942 г., июнь — создание в Котласе управления Северо-Печорской железной дороги на основе кадров эвакуированного управления Ленинградской железной дороги. Одновременно создается Котласское отделение дороги.
1942 г., август — открытие сквозного движения от Коноши до Воркуты. Котлас превращается в радиальный железнодорожный узел.
1942 г., октябрь — открыта Котласская дорожная техническая школа (ныне — Котласский учебный центр Северной железой дороги).
1948 — открытие сортировочной станции Сольвычегодск как части Котласского железнодорожного узла, перевод Котласского отделения дороги на станцию Сольвычегодск.
1951 — переименование Котласского отделения дороги в Сольвычегодское.
1954 — сдача в эксплуатацию здания управления Печорской железной дороги.
1956 — сдача в эксплуатацию нового железнодорожного вокзала станции Котлас.
1959 — открытие Дома культуры железнодорожников станции Котлас (ныне — Котласский Дворец культуры) и отделенческой больницы в Котласе.
1959 — включение Печорской железной дороги в состав Северной железой дороги с управлением в Ярославле.
1960 — открытие в здании бывшего управления Печорской железной дороги школы-интерната для детей железнодорожников.
1965 — начало перехода с паровозной на тепловозную тягу.
2010 — Сольвычегодское отделение преобразовано в Сольвычегодский регион Северной железной дороги.
Благодарим Котласский краеведческий музей и лично кандидата исторических наук Сергея Гладких за информационное сопровождение материала и предоставленные фотографии.