Железная дорога в истории города

Котласский транспортный узел возник в 1899 году с открытием движения грузовых поездов по железной дороге Пермь — Вятка — Котлас. Это сделало город одним из важнейших логистических центров Европейского Севера России. Что этому предшествовало и как развивался Котласский транспортный узел дальше?

  • 1858 — архангельский уроженец и вятский купец Александр Назарович Кузнецов выдвигает идею о проведении железной дороги от реки Вятки (г. Орлов) к Котласу.
  • 1867 — изыскательские работы на маршруте Орлов — Котлас.
  • 1869 — изыскательские работы на маршруте Котельнич — Котлас.

1894 — изыскательские работы на маршруте Вятка — Котлас.

Сергей Юльевич Витте

    Сергей Юльевич Витте

1894 г., 15 / 27 июня — прибывший в Котлас министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте на месте оценивает перспективы Котласа как будущей железнодорожной станции.

Император Николай II
Император Николай II

1895 г., 13 / 25 мая — император Николай II утверждает постановление комитета Сибирской железной дороги о строительстве магистрали Пермь — Вятка — Котлас.

1899 г., 1 / 13 января — открытие движения по железной дороге Пермь — Вятка — Котлас.

Железнодорожное училище, начало ХХ века
Железнодорожное училище, начало ХХ века

1906 — открытие в Котласе железнодорожного училища (ныне — школа № 76).

Министр путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов
Министр путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов

1913 — приезд в Котлас министра путей сообщения Сергея Васильевича Рухлова, обсуждение вопроса о преобразовании станционного поселка Котлас в город.

Художник Александр Алексеевич Борисов
Художник Александр Алексеевич Борисов

1915 — художник Александр Алексеевич Борисов выдвигает идею о проведении через Котлас Обь-Мурманской железной дороги с мостом через Северную Двину.

1915 — строительство железнодорожной ветки от Котласа на остров Михейков в устье Вычегды и создание здесь поселка Лименда, позже вошедшего в состав Котласа.

1916 — завершено строительство комплекса зданий паровозного депо станции Котлас.

Вокзал, начало ХХ века
Вокзал, начало ХХ века

1917 г., 3 / 16 июня — постановлением Временного правительства поселок при станции Котлас преобразован в город.

1936 — создано пассажирское вагонное депо станции Котлас.

Здание паровозного депо, 1920–1930-е годы
Здание паровозного депо,
1920–1930-е годы

1937 г., 28 октября — принято решение о строительстве железной дороги Коноша — Котлас — Воркута (Северо-Печорской железной дороги) с применением труда заключенных.

Церемония открытия моста, июнь 1942 года
Церемония открытия моста, июнь 1942 года

1942 г., 6 июня — пуск в эксплуатацию железнодорожного моста через Северную Двину.

1942 г., июнь — создание в Котласе управления Северо-Печорской железной дороги на основе кадров эвакуированного управления Ленинградской железной дороги. Одновременно создается Котласское отделение дороги.

1942 г., август — открытие сквозного движения от Коноши до Воркуты. Котлас превращается в радиальный железнодорожный узел.

1942 г., октябрь — открыта Котласская дорожная техническая школа (ныне — Котласский учебный центр Северной железой дороги).

1948 — открытие сортировочной станции Сольвычегодск как части Котласского железнодорожного узла, перевод Котласского отделения дороги на станцию Сольвычегодск.

1951 — переименование Котласского отделения дороги в Сольвычегодское.

Управление Печорской железной дороги
Управление Печорской железной дороги

1954 — сдача в эксплуатацию здания управления Печорской железной дороги.

1956 — сдача в эксплуатацию нового железнодорожного вокзала станции Котлас.

1959 — открытие Дома культуры железнодорожников станции Котлас (ныне — Котласский Дворец культуры) и отделенческой больницы в Котласе.

1959 — включение Печорской железной дороги в состав Северной железой дороги с управлением в Ярославле.

1960 — открытие в здании бывшего управления Печорской железной дороги школы-интерната для детей железнодорожников.

Первый тепловоз с угольным составом, 1965 год
Первый тепловоз с угольным составом, 1965 год

1965 — начало перехода с паровозной на тепловозную тягу.

Грузы на ж/д станции Сольвычегодск, 1970‑е годы
Грузы на ж/д станции Сольвычегодск, 1970‑е годы
ДК железнодорожников, 1970-е годы
ДК железнодорожников,
1970-е годы

2010 — Сольвычегодское отделение преобразовано в Сольвычегодский регион Северной железной дороги.

Благодарим Котласский краеведческий музей и лично кандидата исторических наук Сергея Гладких за информационное сопровождение материала и предоставленные фотографии.

Материал из журнала к 105-летию города Котлас Архангельской области: