— Изначально роспись появилась в селе Палащелье, ее так и называли — палащельская роспись. Палащелье находится в нынешнем Лешуконском районе, но раньше это была единая территория — Мезенский уезд. — рассказывает Ирина Огородник, директор Детской школы народных ремесел Архангельска.
В основном, это прялочная роспись и роспись коробеек. Рисовалась она гусиным пером, не кисточкой. Изображались бегущие кони, олени и различные символические знаки, которые можно трактовать как знаки воды, земли, солнца, неба…
Традиционно использовалась черная сажа. Колонизационный поток, который пришел в XVII–XVIII веках на территорию Мезенского уезда, — это выходцы из Причерноморья. Если мы вспомним древнегреческие амфоры, увидим и тонкие ноги, как у мезенских оленей и коней, и вот эту сдержанность по оттенкам. Это архаичная, древняя роспись.
Изображения коней «покраснели» уже в двадцатом веке, когда стали доступны анилиновые краски, гуашь… От охры, которая давала оттенок золота, мастера отошли. Для меня это означает исчезновение старого колористического ряда и переход на современный красный цвет.