Уже 117 лет во славу отечественного кораблестроения трудится в поселке Лайский Док одноименный судоремонтный завод. Сегодня это современное предприятие ежегодно обслуживает порядка 140 судов, которые доставляют грузы в районы Крайнего Севера, работают на ледовых переправах в межсезонье и обеспечивают пассажирскую навигацию на Северной Двине. О традициях северного судоремонта и перспективах отрасли мы беседуем с генеральным директором ООО «Лая-Девелопмент» Константином Кузнецовым.
— Константин Александрович, СРЗ «Лайский док» успешно работает 117 лет, не меняя своего профиля. В чем формула успеха? Подобные предприятия — и не только в нашей области — давно канули в Лету.
— Лайский судоремонтный завод действительно старейшее предприятие в Приморском округе и единственное в Архангельской области, которое имеет сухой док для ремонта судов. Что немаловажно, наш завод ни разу не менял своего профиля за всю историю работы. Он имеет очень выгодное географическое расположение — руководство Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства грамотно подошло к выбору места, словно смотрело в будущее. В конце XIX века в этом районе были одни болота и с десяток деревень, но выход в Северную Двину через речку Лаю перечеркнул все неудобства. Сейчас «Лайский док» расположен посередине федеральной трассы, в развитой агломерации. В 2027 году судоремонтный завод отметит 120 лет. И все это время он был востребован.
— Сегодня на предприятии что‑то напоминает о том, что заводу больше ста лет?
— В «Лайском доке» сложились целые трудовые династии. Если в 1899 году котлован под будущий док начинали рыть выходцы из Рикасихи, Шихирихи, Глинника и Заостровья, то сегодня на предприятии трудятся их потомки, праправнуки. На предприятии до сих пор в работе клепаные ворота, с которых началась история завода, изготовленные на Бутырском заводе в 1905 году. Они — наша гордость. Сам док изначально был вымощен лиственницей, а в 1980‑х годах его забетонировали. В наши годы мы уже не раз его капитально ремонтировали. Сейчас на территории предприятия ведется масштабная реконструкция.
Модернизация производства
— Производства советского формата, которые достались современным управленцам, давно себя изжили. От разных руководителей можно услышать такое мнение, что подобные предприятия просто нежизнеспособны. Вы с этим согласны?
— Предприятия советского наследия, безусловно, устарели, хотя бы потому, что технологии во всех сферах нашей жизни шагнули далеко вперед. И мы не стоим на месте. Мы просто не смогли бы работать и обслуживать флот, если бы не применяли эти технологии. Поэтому предприятия, которые хотят быть конкурентоспособными, развиваются вместе со временем. Сегодня Лайский судоремонтный завод обслуживает до 140 единиц плавсредств ежегодно — это пассажирские суда, морские и речные буксиры, баржи, плавкраны. Наши специалисты проводят глубокую модернизацию флота. Реновацию в доке проходили речные теплоходы «Аквамарин», «Сапфир», «Москва-124». На базе металлического корпуса построены новые суда с современной технической начинкой и навигационным оборудованием. Сейчас они успешно работают на Северной Двине в составе флота Архангельского речного порта.
Для речников в прошлом году построили новый грузовой буксир «Капитан Есипов». Современное судно с хорошими характеристиками, оснащенное мощным двигателем, имеет прекрасные ходовые характеристики, может работать до глубокой осени, и даже битый лед ему не помеха.
В зимний период комплексное обслуживание проходит флот местных судоходных компаний, которые работают в северных широтах. В последние годы завод активно развивается и обновляет техническую базу, увеличивает производственные мощности. Сейчас на предприятии ведется строительство нового электроцеха, столярных и плотницких мастерских. Закупаем современное оборудование, новые станки.
В скором времени откроем участок плазменной резки металла, что позволит повысить производительность, значительно сократить объемы отходов металла при ремонте флота. Проводится реконструкция механического и токарного цехов.
«Лайский док» — одно из немногих предприятий, которое имеет собственную лабораторию и аккредитацию для поверки контрольно-измерительного оборудования. Организована лаборатория калибровки и испытаний, что позволяет калибровать судовое измерительное оборудование — датчики, манометры, термометры, технические и теплотехнические приборы — самостоятельно без привлечения сторонних организаций. Это существенная экономия времени и средств. К тому же наши специалисты могут выезжать на суда для ремонта. Это привлекательная составляющая для заказчиков-судовладельцев. В навигацию у судов очень напряженный график работы, и любой простой на ремонте оборачивается серьезными финансовыми потерями. А бригады «Лайского дока» обеспечивают ремонт и калибровку на выезде, и уже не требуется загонять судно в док для обследования. Кроме того, наши специалисты проводят вибродиагностику.
Современные условия труда
— Кто сегодня в основном работает на предприятии? Есть ли сложности с кадрами?
— Коллектив предприятия составляет около 150 человек — это специалисты из Архангельска, Северодвинска, Приморского округа. На заводе трудятся первоклассные судокорпусники, сварщики, электромеханики, токари, электрики — довольно широкий спектр профессий. На предприятии есть собственное конструкторское бюро. Судоремонт и судостроение — сфера сложная, требует и хорошей профессиональной подготовки, и физической отдачи, поэтому мы бережем свой трудовой коллектив. Для работников организована доставка на работу и домой. В этом году выполнены капитальный ремонт и комплексное оснащение бытовых помещений. У наших сотрудников появились удобные и красивые раздевалки, душевые, комнаты приема пищи. Все это играет очень важную роль в организации рабочего процесса, привлекает на предприятие молодежь. Сегодня комфорт и безопасность на производстве — одни из основополагающих составляющих в мотивации работников.
Конечно, как и многие предприятия, мы чувствуем кадровый голод. Не хватает квалифицированных сварщиков, электриков, токарей, слесарей, ремонтников судовых, плотников, водителей. Предприятие развивается, объемы работы растут, число заказов увеличивается, поэтому и кадровая нехватка ощущается. Пытаемся решать этот вопрос активным сотрудничеством с учебными заведениями. Нас связывает давняя дружба с техникумом водных магистралей. На заводе всегда много учащихся, которые проходят практику, некоторые впоследствии остаются работать. Привлекают условия труда и заработная плата. Сегодня средний уровень зарплаты по заводу — 70–80 тысяч рублей.
Мы активно поддерживаем спортивные увлечения сотрудников, есть залы для занятий волейболом и теннисом, тренажерный зал. Наши работники участвуют в городских и областных соревнованиях.
— Какими проектами вы гордитесь?
— В истории завода много проектов, которыми можно гордиться. «Лайский док» всегда имел огромное значение в судоремонте на Севере. В годы войны здесь ремонтировались военные корабли, в их числе знаменитый ледокольный пароход «Сибиряков».
Особо примечательно, что научный флот нашей страны зародился именно в «Лайском доке». Здесь было построено первое научно-исследовательское судно «Персей», с которого началась современная история ПИНРО. В морях Северного Ледовитого океана «Персей» провел 84 научные экспедиции, пройдя более 100 тысяч морских миль. В первый год Великой Отечественной войны судно снабжало защитников полуострова Рыбачий, пока не подверглось бомбардировке и не затонуло. По морской традиции последующим судам ПИНРО присваивались имена «Персей-2», «Персей-3».
Если говорить о современном судостроении, то «Лайский док» по праву может гордиться серией буксиров ледового класса, которые были построены по собственным проектам. Эти суда знакомы архангелогородцам по работе на речных переправах в межсезонье. В навигацию этот флот трудится на северном завозе, доставляя практически все виды грузов на труднодоступные территории Белого и Баренцева морей.
— Завод находится внутри поселка Лайский Док. В свое время он и был построен для работников предприятия. Сегодня производство и местное население что‑то связывает?
— Скажу больше, поселок был построен заводом. Конечно, он уже давно муниципальный, но нас связывают общая история, трудовые династии и, конечно, общие традиции. Завод на протяжении всей своей работы оказывает помощь поселку, его жителям. Мы реализуем множество совместных проектов по благоустройству, поддерживаем совет ветеранов. Пожалуй, нет ни одного праздника, который прошел бы без участия работников завода. К 80‑й годовщине Победы в Великой Отечественной войне сообща готовим проект по реконструкции обелиска Славы. Впоследствии в его окрестностях появится сквер Победы. Сейчас работаем над проектом. Жители поселка видят и ощущают участие завода в их жизни, и это важно. Мы находимся на одной территории, добрые и результативные отношения помогают развиваться предприятию и улучшают качество жизни в самом поселке Лайский Док.
Справка
Судоремонтный завод «Лайский док» построен по заказу Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства. Заложен в 1899 году, а введен в эксплуатацию 30 мая 1907 года. О начале работы Лайского судоремонтного завода возвестил гудок парохода «Император Николай II», первым вошедшего в док предприятия.
Цифры
- ≈140 плавсредств Лайский судоремонтный завод обслуживает ежегодно
- ≈150 человек составляет коллектив предприятия