Нарьян-Марское городское потребительское общество — неотъемлемая часть славной и драматической истории потребительских обществ на Севере России. В тяжелых условиях оно зародилось и развивалось. В 1970‑е годы достигло своего расцвета. И оказалось на грани выживания в новых экономических условиях

При этом потребкооперация продолжает работать и в городе, и в глубинке, куда большой бизнес идет неохотно, а люди тем не менее там живут. И их надо кормить, одевать, обувать, предоставлять рабочие места.

Моложе НАО на два года

В августе 2021 года Нарьян-Марскому городскому потребительскому обществу исполнится 90 лет. Почти ровесник города и округа.

В 1929 году образовался Ненецкий округ, а уже в 1931‑м в связи с развернувшимся строительством города и порта в Белощелье было организовано Нарьян-Марское городское потребительское общество. В его состав входили складские помещения, Центральный магазин, пекарни, столовая. Чуть позже был построен кондитерский цех. В 1959 году столовую и ресторан объединили.

В советские времена посреди торгового дефицита потребительские общества казались островками изобилия

Занималось горпо розничной торговлей, общественным питанием, хлеб пекли да рыбу ловили. Свою свиноферму содержали. Швейный цех открыли. А еще в ведении рыбкоопа было 45 торговых точек. Кроме городских жителей обслуживали население поселков Фариха, Тобседа, Бугрино на острове Колгуев, деревень Екуша, Кирпичный, Тельвиска, Макарово, Устье, поселка Совхоз. Даже по тем временам предприятие было крупное, 564 человека в горпо трудились.

В советские времена посреди торгового дефицита потребительские общества казались островками изобилия. Не было исключением и Нарьян-Марское горпо. Потребкооперация в городе была монополистом.

Сложное время

Большой период жизнедеятельности общества связан с работой Любови Дмитриевны Поповой, которая пришла сюда трудиться в 1968 году после окончания кооперативного техникума и стала председателем совета горпо в кризисные 1990‑е.

— Госторговли как таковой у нас не было, — вспоминает Любовь Дмитриевна. — Ну, в порту была небольшая «каботажечка», магазин так называли. Только позднее, когда появились геологи, нефтяники, при них создавались небольшие ОРСы. Всю остальную торговлю вела потребкооперация.

Но, несмотря на отсутствие конкуренции, жить кооператорам было нелегко. Север есть Север. Дорог нет. Никаких. Зато есть зима девять месяцев в году.

— Когда я начинала работать, основной завоз товаров шел через морской порт. Морем и рекой доставляли основные грузы в короткую летнюю навигацию, а скоропортящиеся продукты — самолетами, — рассказывает Любовь Попова. — Железной дороги нет. Так и по сей день. Потребкооперация в девяностые годы пережила сложное время. Годы перестройки, свободный рынок, свободные цены. Гиперинфляция съела все оборотные средства. Бремя распределительной талонной торговли тоже легло на плечи потребкооперации. Выдавали даже мыло хозяйственное.

При поддержке горпо появился бизнес

— Но в городе никто не голодал и полки в магазинах не пустовали. Хотя сдерживание продаж сказалось на финансовых результатах горпо, — продолжает Любовь Дмитриевна. — Изменилась логистика, отказались от досрочного завоза, начали работать «с колес». Покупательская способность населения упала. Появился малый бизнес, а с ним и конкуренция. Закрылись рыбокомбинат, лесозавод, строительные организации. Пришлось сокращать работников, и немало — 500 человек. Но в то же время я понимала, что торговля обязательно должна присутствовать. И несколько магазинчиков осталось. А наших специалистов — 500 человек, которые ушли, — тоже надо было трудоустроить.

У горпо освободились здания магазинов. Подремонтировали, свезли из закрывшихся магазинов оборудование и открыли рынок. Потом другой, третий. До ста сорока человек на них торговали — те же бывшие сотрудники, а еще портовики. Людям нужны были работа и заработок. И они их там получили. Были открыты продовольственный рынок на улице Ленина, два рынка для торговли промышленными товарами.

Продовольственный рынок был нужен для того, чтобы свою продукцию на нем могли продавать местные сельхозпроизводители, колхозы. Мясо, рыба, молоко — все у них есть, но открывать магазины самостоятельно слишком дорого. А горпо приспособило большой магазин «Городецкий» под продовольственный рынок. И сегодня жители города нет-нет да и помянут добрым словом рынок «Городецкий», где все было под рукой: и мясо, и рыба, и молочные продукты с местного молокозавода, и фрукты с овощами — и цены приемлемые. И покупатель был доволен, и люди трудоустроены.

Вот так, при поддержке Нарьян-Марского горпо, можно сказать, и сформировался малый и средний бизнес в округе. А правильно сделанные шаги позволили потребительскому обществу сохранить и свое имущество, и производственную базу.

Сегодня покупатель ценит скорость и качество обслуживания

Оценку работе дадут жители города

— Основа потребительских обществ — пайщики. В то перестроечное время многие жители не верили в потребкооперацию. Но те, кто поверил в нас, пришли на собрания в год, когда сгорело имущество, документы, и дали право потребительскому обществу существовать, а сегодня и развиваться, выполнять сложные задачи, в том числе и социальные. Эти пайщики и по сей день с нами. Им выданы дисконтные карты, паевой взнос составляет 4000 рублей.

Оценку деятельности горпо дадут жители города, ветераны, наши покупатели и посетители.

Сегодня все магазины горпо отремонтированы. Ассортимент товаров в них широкий, товары — качественные, а персонал опытный, профессионалы. В магазинах — чистота и порядок. По-прежнему работают предприятия общественного питания, в цехе по производству печем хлеб, булочки и разную булочную мелочь, есть парикмахерская.

В штате Нарьян-Марского горпо 178 сотрудников: это товароведы, бухгалтеры, продавцы, фасовщики, кладовщики, грузчики, водители, механики, технический персонал, пекари, кондитеры, повара, упаковщики, мойщицы. Без их слаженного труда сложно было бы добиться хороших результатов, — подчеркивает Любовь Попова.

Коллектив Нарьян-Марского горпо в основном женский. И как это случается сплошь и рядом, именно на плечах вот таких тружениц и держится сегодняшняя жизнь и экономика в России.

ПРИЗВАНИЕ — ПРОДАВЕЦ

За прилавками нарьян-марских магазинов стоят в основном женщины. Они рассказали, почему в городе популярны магазины горпо, в чем главный секрет хорошего продавца и как не потерять своего покупателя

Валентина Канева, заведующая продовольственным отделом магазина «Универмаг»

— Мой стаж работы — десять лет. Специальность продавца получила в ГПТУ. Жила рядом с универмагом и мечтала работать именно там, в промышленном отделе. Но так получилось, что попала в продовольственный, и ничуть не жалею. Мне все нравится: приходишь на работу, и время пролетает незаметно.

В нашем коллективе работают восемь человек. Все профессионалы. Хороший продавец и выкладкой товаров умеет заниматься, и с покупателями общается вежливо и со знанием дела.

С кадрами сейчас проблема. Зачастую молодежь хочет прийти, сесть на кассу, отсидеть рабочий день, получить 50 тысяч в месяц и уйти домой. Это печалит. Тех, кто реально хочет стать профессионалом, мало. Если есть желание, но нет профильного образования, обучаем кадры прямо на месте, в магазине. Другой вариант — учиться онлайн в Архангельском кооперативном техникуме. В горпо есть реальная возможность расти, строить карьеру.

Со стороны руководства чувствуем заботу. Лучшим продавцам по итогам работы дают к праздникам премии, подарки детям — это обязательно. Если молодой маме — продавцу не с кем оставить ребенка, найдут детский сад. Заболеешь — навестят в больнице. Срочно нужны денежные средства — ссудят без процентов. Все проблемы можно решить с руководством. И сам коллектив дружный, хороший.

Бывает, что специалисты уходят от нас к частникам. И многие потом жалеют.

Татьяна Михеева, заведующая отделом промышленных товаров магазина «Универмаг»

— Я пришла в горпо в 2008 году. Отучилась в архангельском лицее № 13, стала товароведом. Приехала в Нарьян-Мар подзаработать, да так и осталась. Здесь мой дом и семья.

Вот уже четыре года занимаю должность заведующей, а начинала работать простым продавцом. Была самой молодой в коллективе, училась, набиралась опыта, мне все помогали.

Считаю, что главный секрет хорошего продавца — улыбка. Важно уметь понять покупателя: в хорошем ли настроении он пришел, вытерпеть негатив, быть готовым к разной реакции. Я специально учусь психологии взаимоотношений, много читаю по этой теме.

Конкуренция сейчас растет, мы это чувствуем. Сегодня важно не только постоянных покупателей сохранить, но и привлечь новых. У нас и ассортимент вырос, и площадь отдела увеличилась, мы применяем новые маркетинговые технологии — акции, скидки, реклама онлайн и так далее. Специфика нашего города такова, что с доставкой могут быть проблемы — в межсезонье, например. Но если нет нужного товара, запишем номер телефона покупателя, перезвоним, когда появится.

Меня очень устраивает соцпакет в горпо: стабильная выплата зарплаты и график работы, оплата больничных и отпускных. Коллеги ответственные. Когда нужно, подменят. Мне здесь спокойно. С руководством находим общий язык. Подскажут, научат, посоветуют.

Не согласна, что каждый может прийти и работать продавцом, для этого нужно образование. Я учусь заочно на экономиста, получаю высшее в САФУ. Мне это интересно и в работе помогает, применяю знания на практике. Если оборот больше — больше и зарплата у коллектива, а это хорошее настроение и желание идти на работу.

Ольга Рочева, завмагазином «Хозяюшка»

— Я из династии потомственных кооператоров. Мама, бабушка, тетя и дядя — все работали в потребкооперации. И я после окончания ПТУ № 24 тоже встала за прилавок. А буквально через год мне предложили руководить коллективом магазина «Хозяюшка».

Магазин был вновь открыт после реконструкции. Расширена площадь торгового зала, подсобные помещения достраивали. Название магазину придумали сами — ласковое, чтобы женщины понимали, что у нас можно приобрести все необходимое для хозяйства.

Нашему магазину 15 лет. Конечно, было трудно: магазин новый, покупателей мало, выручки тоже. Приходилось учиться на ходу, осваивать новые методики, в том числе и компьютерные технологии. Но я всегда чувствовала поддержку со стороны руководства горпо.

Сегодня покупатели нас уже знают. Коллектив — как семья. И в магазин за эти годы вложено столько души, что он стал родным.

Людмила Овчинникова, завмагазином «Заря»

— Больше 30 лет работаю в горпо, всю жизнь отдала торговле. Помню, как в магазинах приходилось топить печи, фасовать практически все продукты самостоятельно… Физического труда хватало!

Но торговля не стоит на месте. Условия труда облегчились. Продукция идет в красивой упаковке, ассортимент очень большой, выбор для покупателей — огромный, соответственно, и нам нужно постоянно следить за новой информацией, чтобы иметь возможность консультировать людей.

Когда началось внедрение новых касс, сканеров, компьютерных программ по учету продажи товаров, таких как ДАЛИОН, ЕГАИС, «Меркурий», при горпо открыли учебный кабинет. По любым вопросам обращаемся туда. Но заботит то, что сегодня в городе нет серьезного обучения профессии продавца. А краткосрочные курсы не дают достаточной полноты знаний.

Сейчас в коллективе десять человек. Сработались, план выполняем. А горпо заботится о нас, радует премиями, в санаторий путевки оплачивает, на Новый год детишки получают подарки. Участвуем в конкурсах продавцов, даже сочинили гимн нашего магазина. Так что живем дружно и поддерживаем друг друга.

Нина Коткина, бригадир пекарей

— Я из Неси, почти 20 лет работаю в горпо, образование кондитера получила в Архангельском кооперативном техникуме. Под моим руководством трудятся четыре человека. Мы приработались вместе, выручаем друг друга, заменяем, если нужно. Успеваем более 100 килограммов теста испечь — в ассортименте больше 60 наименований изделий. Булочки, ватрушки, пирожки, пицца… Кормим весь город. Особенно часто горожане заказывают пироги с ягодами.

Отношение со стороны руководства к нам хорошее, соцпакет устраивает. Хотя труд пекарей тяжелый, вся смена на ногах. В три часа ночи начинается работа, к утру нужно успеть выдать весь объем продукции. Тесто живое, все чувствует… Так что, считаю, важно приходить на работу в хорошем настроении.

Галина Канева, главный бухгалтер

— В этом году исполняется 40 лет, как я работаю в горпо. Начинала инвентаризатором, потом была бухгалтером, а с 2012‑го стала главным бухгалтером. Каждый год появляются изменения в законодательстве, увеличивается объем работы. Начинаешь думать, что не справишься, но изучаешь все нововведения, применяешь знания и идешь вперед. Очень хорошие у меня помощники: в нашем небольшом коллективе семь человек, мы дружим и поддерживаем друг друга. Иногда и вечерами отчеты пишем, и в выходные…

Что в работе главное? Главное, чтобы обороты торговли держались на хорошем уровне. И стараемся в первую очередь выплачивать налоги и зарплату — у нас долгов нет.

Несмотря на трудности, предприятие строит новое здание торгового центра. Работники получают достойный соцпакет. Не забывает горпо и про своих ветеранов — им также выделяют материальную помощь.