О Коряжемском детском доме-школе и его воспитанниках
«Шагает Олеся, сама!» — радуется воспитатель Ирина Вахрушева, поддерживая под руки девочку в специальной ортопедической обуви. Еще до Нового года на такой успех можно было только надеяться. Но специалисты Коряжемского детского дома-школы верят в своих подопечных. И эта вера уже много лет помогает им выпускать в жизнь детей с особенной судьбой.
Инклюзивное образование стало доступнее
Коряжемский детский дом-школа — учреждение для региона уникальное: при реорганизации в 2005 году под одной крышей были объединены две самостоятельные структуры — детский дом и школа-интернат. Сегодня на его попечении находятся 27 детей и 100 обучающихся из семей Коряжмы. Первые здесь живут, а 17 из них учатся в обычных городских школах. Вторые приходят заниматься по адаптированной общеобразовательной программе.
— В нашей школе созданы очень хорошие условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, — рассказывает директор Елена Королева. — Материал излагается понятно, в программе нет сложных предметов: вместо алгебры и геометрии у нас математика, вместо русского языка — письмо и развитие речи. Свидетельство об обучении, с которым ребята выпускаются из девятого класса, дает право на освоение профессии в техникуме по 10‑месячной программе. Для многих это шанс найти свое место в жизни.
Все учителя здесь имеют дефектологическое образование. Многие работают не один десяток лет и умеют найти подход к любому ребенку. Формы работы постоянно совершенствуются. Так, настоящий прорыв здесь произошел в 2018 году, когда в Коряжемском детском доме-школе открыли классы для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития — прежде такое обучение было организовано на базе коррекционной школы № 14 и реабилитационного центра в Котласе.
Сегодня в каждом из трех специальных классов по пять воспитанников. Внутри уютно, красиво, комфортно, все продумано до мелочей. Оборудовать классы всем необходимым помогли социальные партнеры. Кроме того, год назад здесь открыли зал адаптивной физкультуры с тренажерами и безопасными мягкими будо-матами. Большая работа специалистов при поддержке родителей и партнеров дома-школы приносит свои плоды.
Сказка на ночь и свой борщ
Зданию на проспекте Ленина, где находится детский дом-школа, более 60 лет. Первоначально здесь располагалась общеобразовательная школа-интернат на 400 учащихся из отдаленных населенных пунктов. Большие площади позволили организовать комфортное пребывание сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по семейному типу.
Они живут в квартирах, за каждой из которых закреплены свои воспитатели. Ребят стараются окружить теплом и заботой, которых они в силу обстоятельств были лишены, — педагоги даже поют колыбельные малышам и читают сказки на ночь. Окна группы младшего школьного возраста выходят в парк: на улице щебечут птицы, по веткам снуют белки. В распоряжении детей — игровая-класс с учебной зоной для подготовки домашних заданий, стиральная машина, кухонный уголок.
На выходных целые группы ребят заселяют по очереди в социальные квартиры. Здесь под присмотром воспитателя они учатся готовить: варят борщи, делают горячие бутерброды, запекают различные блюда в духовке. А также получают другой полезный навык — планировать свои покупки и грамотно расходовать деньги.
Учреждение активно работает с молодежно-культурным центром «Родина». Так, два года назад Коряжемский детский дом-школа и МКЦ реализовали совместный проект «Старшая сестра»: группа волонтеров взяла шефство над воспитанницами детского дома-школы. Добровольцы стали своего рода старшими сестрами для девочек, помогали им взрослеть, социализироваться и всячески их поддерживали. Еще один масштабный городской проект — «Дорога из желтого кирпича». Специалисты из многих учреждений Коряжмы, включая администрацию, взяли на себя роль наставников для воспитанников детского дома-школы. Связь с новыми друзьями не оборвалась и после окончания проекта: они вместе участвуют в различных мероприятиях, проводят каникулы и просто общаются.
Благодарности за отличную службу
Картины воспитанников и фотографии с мероприятий со счастливыми лицами ребят — первое, на что обращаешь внимание в холле учреждения. Видно, что жизнь здесь наполнена интересными событиями.
Как рассказывают педагоги, чтобы дети могли сменить обстановку, во время каникул для них организуют выездные экскурсии с насыщенной программой: спортивные мероприятия, посещение музеев… Этой осенью, например, ребята побывали в Санкт-Петербурге и Ярославле. Традицией стал и летний выезд на базу отдыха «Березка».
Не первый год учреждение участвует в спартакиадах воспитанников детских домов и школ-интернатов, а также городском турнире для трудных подростков по бочче — игре с мячом на точность. Дать ребятам духовный ориентир помогает дружба со священнослужителем из Ильинского прихода Вилегодского района.
Для желающих заниматься самообразованием в библиотеке есть современная художественная литература и журналы, работает дистанционная образовательная программа для детей-сирот «Шанс» от благотворительного фонда «Арифметика добра» — с ее помощью учащиеся выпускных классов могут заниматься с онлайн-репетиторами, готовиться к сдаче экзаменов.
Сотрудники детского дома-школы стараются поддерживать контакт с воспитанниками, вставшими на крыло, да и ребята, для которых учреждение стало домом, помнят о своих воспитателях. Директор Елена Королева с гордостью показывает благодарности за отличную службу в армии Артема Квашнина и Ивана Аверьянова. Сейчас они оба обзавелись семьями, устроились на работу… И это лишь два примера того, как неравнодушные педагоги помогают ребятам с непростой судьбой состояться в жизни. Сколько таких добрых весточек они еще получат!..