Директор Нарьян-Марской электростанции Евгений Сенокосов считает, что сегодняшние технические характеристики оборудования и сам внешний вид Нарьян-Марской электростанции в сравнении с тем, какой она была в 1959 году, когда создавалась, — как небо и земля, даже некорректно сравнивать. Однако есть нечто очень важное, остающееся неизменным на протяжении вот уже почти шестидесяти пяти лет
Бесценная школа
Что же это — важное и неизменное? Это уникальность миссии главного и единственного поставщика электроэнергии для столицы Ненецкого автономного округа и близлежащих поселков. Это такие грани и персональные черты характеров людей, трудившихся раньше и работающих сейчас на предприятии, что впору говорить об особом характере всего трудового коллектива энергетиков в целом.
А еще это одна на двоих фамилия руководителей Нарьян-Марской электростанции: того, кто возглавлял ее без малого полвека, — Григория Степановича и нынешнего директора — его внука Евгения Юрьевича Сенокосова.
Почетный гражданин Нарьян-Мара и НАО Григорий Степанович Сенокосов (годы жизни: 1928–2018) возглавил электростанцию в 1962‑м и бессменно руководил ею до 2009 года. В городе предприятие частенько так и называли — образцовое хозяйство Сенокосова, причем произносилось это с неизменным уважением, поскольку в хозяйстве этом и вправду всегда присутствовал порядок, отключения света в городе с годами случались все реже и реже. По чести и праву за долголетнюю и безупречную работу заслуженный энергетик РФ Григорий Степанович Сенокосов был награжден орденом «Знак Почета».
С вопроса о профессиональной, должностной преемственности и начался наш с ним разговор.
— Над выбором жизненного пути мне голову ломать не пришлось. С профориентацией в один из дней все было решено разом, окончательно и бесповоротно. Григорий Степанович сказал, как отрезал: «Будешь энергетиком». И ушел к себе. А в нашей семье было заведено, что слово
Григория Степановича — непреложный закон, с ним не забалуешь. При этом он никогда не ругался, даже голос не повышал. Одного лишь строгого взгляда из-под бровей было достаточно. И потом, когда я пришел на электростанцию сначала практикантом, а затем молодым специалистом, спуску мне не давал.
Приходилось ли труднее, чем остальным? Безусловно! Мастерам и начальникам подразделений было дано четкое указание: «Не жалеть». А дома сложился такой уклад, что положение дел на электростанции по вечерам не обсуждалось. О каких-то трудностях и возникших проблемах можно было лишь догадываться по настроению Григория Степановича. И без того немногословный, приходя с работы в такие дни, он был особенно молчалив. На производственные темы мы с ним стали говорить и советоваться, только когда я стал главным инженером.
Евгений Сенокосов откровенно признается, что пять лет назад очень долго и трудно обдумывал, давать ли согласие на предложение стать директором:
— Конечно, понимал огромную степень ответственности, которая ляжет на плечи. Понимал, что неизбежно станут сравнивать и спрос с меня будет вдвойне. Любое свое действие на этом посту до сих пор мысленно сверяю с тем, как бы Григорий Степанович поступил в той или иной ситуации.
Справедливо и верно, что в память о нем, как знак признательности и благодарности за огромный личный вклад в развитие региональной энергетики, на проходной предприятия установлена мемориальная доска. Но и не будь мемориальной доски, Григория Степановича помнят и будут помнить тысячи безмерно уважавших его людей. Он, кстати, редко давал интервью, не привечал журналистов. Его все знали не по словам красивым, не по речам складным — по делам. Не признавал некомпетентности и не позволял себе слов «я не знаю». Капитан должен знать все! Поэтому много читал, штудировал специальную литературу. Но и художественную отнюдь не считал пустяшным баловством.
— Бывало, зайдет в комнату, вручит бережно книгу. Дескать, прочитай непременно, хорошая. Так мне в руки, например, попала «Брестская крепость» Сергея Смирнова, — с теплотой вспоминает внук.
Держал Сенокосов себя в строгости: никакой неопрятности, всегда свежая рубашка, пиджак или кожаная куртка. Редко улыбался на людях. Чужую ложь определял мигом и терпеть ее не мог больше всего на свете.
Но за внешней суровостью все равно угадывалась душа человека, чутко реагирующего на чужую боль, умеющего сопереживать и любить. Пожалуй, главным отдохновением для Григория Степановича были те редкие дни и часы, когда ему удавалось побыть на природе. На охоту он ездил в компании своих друзей, тоже почетных граждан Нарьян-Мара Тихона Ивановича Сядейского и Анатолия Дмитриевича Артеева. А еще у Григория Степановича всегда была собака — точнее, их, лаек чистопородных, за долгую жизнь было у него много. Собаки радовали его.
Вехи технического перевооружения
— Сегодня, глядя на современные корпуса Нарьян-Марской электростанции, мысленно окидывая взором обширную и разветвленную энергетическую систему окружного центра, почти невозможно себе представить, что дед когда-то принял под начало два слабеньких дизель-генератора мощностью по 410 кВт да здание-времянку из досок, между которыми был шлак засыпан, — говорит Евгений Сенокосов.
Старожилы Нарьян-Мара, ветераны предприятия вспоминают, что всего лишь через три-четыре года электростанция преобразилась до неузнаваемости: там установили пять дизель-генераторов, суммарная мощность которых увеличилась четырехкратно, достигнув 3220 кВт. А фундаменты под них, было и такое, сооружали даже во внерабочее время, на субботниках.

Однако с приближением XXI века стало очевидным, что входить в новое тысячелетие со старыми источниками энергии растущему Нарьян-Мару нельзя.
— В связи с этим городские и окружные власти приняли решение о строительстве газотурбинной электростанции, от которой не было бы столько шума, как от работавшей на тот момент. Уж очень на этот гул люди жаловались! Такой проект взялся выполнить московский институт «ВНИПИпромтехнология». При этом работы по проектированию и строительству ради экономии времени велись практически параллельно. 30 мая 2003 года ГТЭС‑12 мощностью 12 МВт вступила в строй.
А в июне 2009 года ОАО «Сатурн — Газовые турбины» завершило строительство рядом с ней второй очереди электростанции — ГТЭС‑18 мощностью 18 МВт, основным оборудованием которой стали три газотурбинных агрегата ГТА‑6РМ.
Обе очереди станции синхронизированы и работают параллельно. Управление осуществляется непосредственно на щитах управления самих станций: ГТЭС‑12 и ГТЭС‑18, а контроль — на главном щите управления. В АСУТП станции, кроме функций отображения параметров и управления агрегатами, реализовано также групповое регулирование активной мощности.
Финансирование проекта осуществлялось из средств бюджета НАО. Торжественная церемония пуска второй очереди ГТЭС была приурочена к празднованию 80‑летия Ненецкого автономного округа, — вспоминает Евгений Сенокосов.
Ответственность — как постулат
По словам Евгения Юрьевича, его становление как директора не состоялось бы без поддержки коллектива, который сегодня представляет собой настоящую команду.
— Это и со стороны, наверное, заметно? — спрашивает он меня.
Подтверждаю: знакомясь с производством и людьми, понимаешь — в ходе продолжающейся смены поколений сохраняются лучшие традиции предприятия.
Дело даже не в том, что молодые работники перенимают опыт, осваивают с помощью ветеранов какие-то профессиональные навыки и умения. Важнее другое: молодежь с первых дней впитывает в себя, проникается духом необычайно ответственного отношения к решаемым коллективом задачам, к самому производственному процессу, его сути и смыслу. Они не сделают так, как надо, — значит, никто за них не сделает. И это отнюдь не красивые слова.
Их работа требует строгой дисциплины и пристального внимания к любым мелочам.
Впрочем, в этом деле мелочей нет по определению, что отлично знает персонал Нарьян-Марской электростанции, каждый из 167 тружеников. Никогда не забывают они и о том, что должны полагаться только на свой опыт, так как предприятие работает в условиях технической изоляции, в отрыве от единой энергосистемы страны.
Да, такая вот региональная особенность, поэтому задачу поддержания баланса выработанной и потребленной электроэнергии никто со стороны решить не поможет, это целиком и полностью прерогатива команды местных специалистов, возглавляемой Евгением Сенокосовым.
Это очень непросто — обеспечивать бесперебойное автономное энергоснабжение в условиях Крайнего Севера и, конечно, не может не оказывать решающего влияния на формирование стиля и характера отношений внутри коллектива. Что их отличает?
И опять предоставим слово директору Нарьян-Марской электростанции Евгению Сенокосову:
— Каждый на своем рабочем месте старается справиться с порученным делом на совесть и в намеченные сроки. Но нет такого, что я, мол, свою норму выполнил, теперь моя хата с краю.
Есть понимание, что из персональных результатов труда, из производственных и экономических показателей деятельности отдельных цехов и участков складываются, суммируются итоговые достижения предприятия, коэффициенты его эффективности и доходы, степень устойчивости к возможным внешним потрясениям.
Становление профессионалов
В топливно-энергетическом комплексе сложно сделать карьеру и подняться по служебной лестнице, перешагивая ступеньки. Связи и знакомства имеют меньшее значение, чем где-либо. В ТЭКе смотрят и оценивают, чего стоишь ты сам. Нарьян-Марская электростанция не исключение.
Главный инженер Дмитрий Замятин начинал дежурным электромонтером газотурбинного цеха:
— Выкраивал время, чтобы получать образование, усваивать новые знания, информацию.
С годами расширялся круг его обязанностей. Теперь он на то же настраивает подчиненных, уделяя повышенное внимание обучению персонала, тренингам, занимаясь этим без ненужного формализма, отнюдь не для галочки.
Татьяна Вострикова, начальник производственного отдела, не сразу стала руководителем подразделения, да и отнекивалась долго от должности:
— Уверена была почему-то, что командовать, руководить — это совсем не мое.
Но сейчас она справляется просто отлично. Обрела опыт проектирования и составления смет, грамотного выстраивания взаимодействия с другими службами предприятия, подрядчиками, контрагентами. А еще, по словам коллег, заряжает их исходящей от нее позитивной энергией.

Ветеран предприятия Александр Окулов, заслуженный энергетик НАО, не знает равных в делах, связанных с тестированием, испытаниями, ремонтом электротехнического оборудования:
— Раньше со всего города обращались, когда начинали барахлить телевизоры и прочая техника. Теперь-то предпочитают новые покупать.
Елена Безумова, инженер по охране окружающей среды, так спокойно, без шума и суеты организовала работу, что проверяющим инстанциям придраться просто не к чему:
— Что касается соблюдения строгих природоохранных нормативов, тут никаких компромиссов быть не может, чтобы и комар носу не подточил!
Не зря же небольшое по общероссийском меркам предприятие (а их в этой отрасли четыре с половиной тысячи!) в 2017 году вошло в число лидеров рейтинга эколого-энергетической прозрачности.

В недавнем прошлом военный офицер, Павел Климов за год с небольшим навел идеальный порядок в сфере обеспечения безопасности и охраны важнейшего режимного объекта региона:
— Сами понимаете, какое время сейчас непростое. Нужно всегда быть начеку.
Машинист бурильно-крановой самоходной машины Алексей Мизгирев хоть глубокой ночью, хоть в лютую непогоду готов поспешить на помощь туда, где аврал, авария, нештатная ситуация. А уж как за машиной заботливо ухаживает, говорят коллеги, это надо видеть!

И таких настоящих профессионалов на предприятии еще очень и очень много. Надежных людей, коллективный результат труда которых заслуженно был отмечен почетной грамотой Министерства энергетики Российский Федерации «За большой вклад в развитие топливноэнергетического комплекса».
