О главных ресурсах Нарьян-Марского объединенного авиаотряда
Генеральный директор АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Валерий Остапчук рассказывает о том, как полярные летчики преодолевают кризис, связанный с пандемией, и каким был его личный путь в небо.
Ковид переживем
— Валерий Евгеньевич, как заполярная авиация справляется с пандемией?
— Как аэропорт Нарьян-Мара, так и авиакомпанию коронавирус, конечно, затронул. Главное в этой ситуации, считаю, сохранить человеческий ресурс. Радует, что те наши сотрудники, которые переболели ковидом, выздоровели и вернулись в строй.
Если брать экономику предприятия, то у нас был сильнейший провал в апреле — мае. К примеру, количество коммерческих полетов для нефтяных компаний снизилось со 100 до одного часа в месяц. В целом выручка предприятия упала на 15–17 процентов по сравнению с прошлым годом.
— Какие меры помогли предприятию выстоять?
— Нам помогло то, что авиаотряд был включен в федеральный список системообразующих предприятий и мы получили господдержку на выплату зарплат. Плюсом стало и выделение авиаотряду беспроцентного кредита. Со своей стороны отмечу, что мы выполняем все условия, которые поставило перед нами государство, а именно — сохраняем рабочие места.
Кроме того, авиапредприятие постоянно ищет дополнительные источники дохода. К примеру, три вертолета сегодня нами переданы в аренду. Вертолеты трудятся за границей — в Африке, Индонезии, участвуя в том числе в ликвидации стихийных бедствий.
Крылья для Арктики
— Экономические законы суровы: раз сокращаются доходы — приходится от чего-то отказываться?
— Люди и техника — наши главные ресурсы. Для авиапредприятия инвестирование в покупку воздушных судов — очень важное направление деятельности. В начале года мы взяли в лизинг два новых вертолета Ми-8 АМТ. Таким образом, сейчас в авиапарке 21 вертолет, из них шесть новых лизинговых, по которым производятся ежемесячные платежи.
Сегодня от запланированного до 2025 года обновления вертолетного парка мы не отказываемся. Но пока возьмем паузу — до следующего большого контракта с «Роснефтью». Готовимся к участию в их конкурсной закупке, копим силы, для нас это стратегический партнер. Надеемся победить конкурентов и заключить контракт на авиаобслуживание этой нефтедобывающей компании.
— А что с кадрами?
— Не скрою, несколько пилотов ушли в другую авиакомпанию на более привлекательные условия по зарплате. Людей можно понять, у них обязательства по ипотекам, а также семейные проблемы. С другой стороны, обидно, когда уходит толковая молодежь, в обучение которой были вложены время и силы.
Сказался ли уход сотрудников на коллективе? У оставшихся пилотов увеличилось количество летных часов. Так что по налету экипажи не страдают. Более того, стараемся поддерживать людей в трудные времена: в этом году всему коллективу были подняты оклады на 10 процентов.
Отмечу, что проблема с кадрами в авиации страны сегодня глобальная. Больше всего от пандемии пострадали крупные авиатранспортные компании. У них упали объемы работ, они перестали летать за границу. Более-менее на плаву держатся те, кто занимается внутренними авиаперевозками. Но и там пассажиропоток упал более чем на 30 процентов.
С пилотами самолетов проблем нет. Но вот вертолетчиков найти сложно. Наше поколение, которое составляет две трети пилотов, лет через пять-семь уйдет на пенсию. Кто их заменит? Выпустят из летных училищ страны 700 человек, а уйдет две тысячи. Так что эта специальность долго еще останется дефицитной. Мы озвучиваем эту тему, обсуждаем на всех авиационных форумах, но мало кто нас слышит. Пилотов надо обучать — чем больше, тем лучше. Уйдут опытные, а придут новички. Четыре-пять лет они должны полетать вторыми пилотами, а стать настоящим командиром воздушного судна, профессионалом можно минимум через десять лет.
— Есть ли сегодня молодежь в коллективе, которой вы гордитесь?
— Да, есть. Ценю в молодых коллегах их мотивацию, целеустремленность. Радует, что не так давно в коллектив после училищ пришли двое пилотов с красными дипломами — Злата Чевердынская и Павел Молодовский. Злата, к примеру, готовит себя к полету в космос. Постоянно учится, помимо совершенствования летных навыков повышает уровень английского языка. Сейчас работает в Африке, сама попросилась туда в командировку.
Почта и санавиация
— Валерий Евгеньевич, важная часть работы авиапредприятия — помощь медикам в транспортировке заболевших из труднодоступных поселков. Приходилось ли вашим экипажам работать с ковидными пациентами?
— Да, и не раз. К сожалению, несмотря на обещания федеральных властей, мы так и не добились выплат экипажам, которые перевозят ковидных больных. Если водителям обычной «скорой помощи» доплачивают, то нам — нет. Хотя летчикам также приходится работать в респираторах и защитных костюмах на подобных вылетах.
— Перевозка грузов и пассажиров — что нового по этим направлениям?
— По местным пассажироперевозкам мы наблюдаем некоторое падение объемов, но незначительное. Из достижений этого года отмечу, что между авиаотрядом и «Почтой России» был заключен прямой договор на выполнение так называемых чартерных рейсов. Это очень упростило работу экипажей, и пассажирам стало удобнее — введены отдельные рейсы, которые перевозят только почтовые отправления один-два раза в неделю. За девять месяцев было доставлено почти 135 тонн посылок и писем в заполярные поселки.
Перспективы Севморпути
— Валерий Евгеньевич, в прошлом году летчики из Нарьян-Мара на отлично справились с обслуживанием дрейфующей международной научной станции проекта Mosaic на Северном полюсе. Как отработали в высоких широтах в этом году?
— Нами было выполнено семь полетов на суда, проходящие по Северному морскому пути. Летчики Нарьян-Марского авиаотряда эвакуировали оттуда заболевших моряков.
В Карском море «Роснефть» проводит работы на разведочной буровой. С июля по ноябрь мы стояли на круглосуточном дежурстве по вылетам на суда обеспечения буровой. Был случай, когда пришлось экстренно транспортировать оттуда человека. Вообще эвакуации с моря — это всегда очень непросто. Половина подобных рейсов проходила у нас в сложных погодных условиях. Поэтому так важны совместные тренировочные вылеты со спасателями и врачами, которые мы проводили в рамках договора с «Роснефтью». Это пример хорошей совместной работы всех служб, задействованных в подобных операциях.
— Как, по-вашему, в идеале должна развиваться система обеспечения безопасности судоходства в Арктике?
— В России, как, например, в других странах, нет такой специализированной службы, как береговая охрана. На мой взгляд, поставить МЧС на подобные спасательные операции не представляется возможным, тут нужны специальная подготовка и опыт работы. Так что необходимо использовать тот потенциал, который есть у действующих авиакомпаний, имеющих опыт работы на арктическом побережье.
Нарьян-Марский авиаотряд покрывает Северный морской путь от Тимана до полуострова Ямал. Для такой работы вертолеты должны быть с мощными двигателями, обязательно оборудованы системой аварийного приводнения. Все это в авиаотряде имеется. Но главное — у нас есть подготовленные, опытные командиры экипажей, которые участвуют в реальных спасательных операциях.
Двойной юбилей
— Валерий Евгеньевич, следующий год станет для вас дважды юбилейным. 75 лет исполнится авиапредприятию, 35 лет — вашей работе в заполярной авиации. С чего начинался ваш путь в небо?
— Помню, как в 1983 году поступал в Кременчуге в летное училище гражданской авиации. Конкурс был очень большим: на 30 мест мое заявление было 313-м. Мне повезло, я поступил. Младшая сестра окончила школу с золотой медалью, пока я служил в армии. А я пошел в летное училище, чтобы доказать, что тоже чего-то стою. Окончил его тоже с красным дипломом. Хотел порадовать родителей — такую цель перед собой ставил.
— Учиться было трудно?
— Рота, где я служил старшиной, была замечательной: 26 моих сокурсников, как и я, окончили училище с красными дипломами. Во время учебы чувствовалась сильная конкуренция, потому что командование ставило очень высокую планку. Но, считаю, это правильный подход в обучении. Так закаляется характер.
— А как из Украины вы попали в Заполярье?
— У меня был свободный выбор при распределении, мог работать в любой точке СССР. Мне хотелось в Заполярье, а тогда из предложенного были доступны Мурманск и Нарьян-Мар. Решили с другом, что поедем в Нарьян-Мар.
— Директорская должность — непростая. Удается ли вам самому летать?
— В этом году из шести полетов по эвакуации людей с морских судов в двух участвовал лично, выступал как инструктор. Стараюсь обязательно набирать минимум 20 летных часов в месяц. Это помогает держать себя в форме. Летать необходимо! А отдыхаю в отпуске — с семьей, внуками.
Кто есть кто
Валерий Евгеньевич Остапчук
Родился в мае 1962 года в городе Винница Украинской ССР. После службы в Вооруженных силах СССР поступил в Кременчугское летное училище гражданской авиации. В 1986-м приехал в Ненецкий автономный округ и начал работать в Нарьян-Марском авиаотряде. В 1990 году стал командиром экипажа вертолета.
После окончания командного факультета Академии гражданской авиации с 1993 года трудился в ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» на руководящих должностях. В 2014-м назначен на должность генерального директора авиаотряда.
Одним из первых в России награжден орденом Мужества (1994 г.) за спасение терпящего бедствие экипажа теплохода «Яхрома» в Баренцевом море при 10-балльном шторме.
В сентябре 2014 года избран депутатом Собрания депутатов Ненецкого автономного округа 27-го созыва, в 2018-м избрался в 28-й созыв.
Цифры и факты
- В сентябре 2016 года впервые за 25 лет воздушный парк предприятия пополнился новым вертолетом Ми-8 МТВ-1.
- В 2017 году были получены один вертолет Ми-8 АМТ и один Ми-8 МТВ-1.
- В 2018-м получен один вертолет Ми-8 АМТ.
- 23 февраля 2020 года пришли два Ми-8 АМТ.
- В 2019 году АО «Нарьянмарский объединенный авиаотряд» в номинации «Предприятие года» получил Национальный сертификат за вклад в развитие российской экономики, высокие экономические показатели, лидерство в отраслевом рейтинге.
- 650 человек — коллектив авиаотряда
- 220 сотрудников трудятся в авиакомпании, 380 человек — в аэропорту