Альма-матер дорожников и строителей

Кафедра автомобильных дорог и строительного производства САФУ выпустила рекордное количество успешных общественных деятелей Архангельской области. Возможно, секрет в универсальных знаниях, которые дает кафедра.

А возможно — в особом отношении к студентам и выпускникам.

Больше бюджетных мест

Дороги и строительство — киты любой региональной экономики. Притом и там и там начинают истощаться «запасы» старых проверенных кадров. Молодые квалифицированные специалисты становятся все более востребованными. Но их подготовка сегодня требует нового подхода.

— Система образования изменилась. В течение четырех лет бакалавриата, который является первой ступенью высшего образования, преподаватели дают базовые профессиональные знания, — объясняет заведующая кафедрой автомобильных дорог и строительного производства Высшей инженерной школы САФУ Ольга Попова. — Согласно существующим профессиональным стандартам выпускники бакалавриата могут быть руководителями нижнего звена, например мастерами, бригадирами. Поэтому бакалавриат, как мне кажется, должен быть в большей степени ориентирован на освоение производственных знаний. Эти знания должны стать базой, фундаментом настоящего профессионала.

За более глубоким изучением предметов для повышения уровня квалификации или начала научно-исследовательской деятельности нужно идти в магистратуру. В магистратуре открывается все больше и больше бюджетных мест. В этом учебном году состоялся второй набор на программу «Управление проектами в строительстве», со следующего года планируем набирать студентов на бюджетные места по программе «Автомобильные дороги». Магистратура дает возможность начать карьеру инженера, управленца или ученого.

Образовательный технологический центр Ремесленной палаты, г. Лейпциг
Образовательный технологический центр Ремесленной палаты, г. Лейпциг

Это ваша рабочая сила!

На кафедре говорят: «На работодателя мы идем крестным ходом». И, как в каждой шутке, здесь только доля шутки.

— На региональном форуме «Стройиндустрия» мы обратились к руководителям предприятий и организаций: смотрите, вот сидят студенты, это ваша рабочая сила! — рассказывает Ольга Попова. — И если вы хотите получать качественных, соответствующих вашим требованиям специалистов, подключайтесь к их образованию. Берите студентов на практику, участвуйте в их дипломных проектах. Гораздо проще и эффективнее растить специалиста под своим крылом начиная с третьего курса, чем потом тратить время и средства на его переобучение. Это гарантирует и более высокое качество знаний, и возможность дальнейшего трудоустройства. Нас очень хорошо понимают те, кто смотрит в будущее и ценит свое время и деньги.

Посещение Центра бетонных технологий и учебного полигона фирмы MC-Bauchemie, г. Санкт-Петербург
Посещение Центра бетонных технологий и учебного полигона фирмы MC-Bauchemie, г. Санкт-Петербург

С кем есть такое взаимопонимание? Например, с генеральным директором ЗАО «Строительно-монтажный трест № 5» Сергеем Дороховым, директором «Автодора» Игорем Пинаевым, АО «Архангельскгражданреконструкция», зампредседателя Собрания депутатов Приморского района Дмитрием Дорофеевым, депутатом Дмитрием Акишевым и ОАО «Отделстрой» и многими другими.

Бывшие студенты учат нынешних

И, как нетрудно догадаться, все они так или иначе выпускники кафедры. Более того, если вы придете на кафедру и попросите перечислить выдающихся выпускников, то список получится гомеровский. Здесь будут известные архангельские политики и общественные деятели, высокопоставленные чиновники, руководители самых крупных строительных и дорожных организаций, успешные бизнесмены.

В чем секрет? Что такого дала кафедра всем этим людям?

Наш собеседник — кандидат технических наук, доцент Виктор Иванович Раковский — в разное время был заведующим кафедрой строительного производства, деканом строительного факультета, директором Института строительства и архитектуры САФУ. И он считает, что ответ на этот вопрос очень простой: кафедра занимается вопросами управления, организации, экономики. А эти знания можно приложить к любой отрасли.

— Можно даже к личной жизни! «Строительная» основа помогает достичь очень многого в других сферах и отраслях. По большому счету это одна из самых сложных специальностей, какая вообще была в техническом университете. Когда ты прошел самое сложное, все остальное решаемо и достижимо. Поэтому выпускники 90-х годов уже занимают различные заметные должности и многого добились в жизни.

Многие из них сейчас помогают кафедре, в том числе в обустройстве учебных аудиторий и лабораторий, в проведении различных мероприятий. Они приходят на кафедру в качестве преподавателей, участвуют в работе государственных экзаменационных комиссий, помогают с устройством студентов на практику и с трудоустройством выпускников.

— Они учились здесь, — говорит Виктор Раковский. — Как они могут вести себя по-другому? Бывшие студенты учат нынешних студентов — в этом и проявляется преемственность поколений.

И о любви

Про кандидата технических наук, профессора кафедры автомобильных дорог, легендарного преподавателя Валентину Алексеевну Лукину ее бывшие студенты говорят: она готовила их не только к работе по профессии, но и к жизни в целом. За полвека Валентина Алексеевна в буквальном смысле слова вынянчила немало крупных руководителей-производственников, министров, политиков.

— Вот первый спикер областного Собрания Вячеслав Иванович Калямин, — вспоминает она. — Был по распределению направлен в Каргополь. Все асфальтированные дороги в Каргополе — его детище.

Вячеслав Калямин во время учебы работал в котельной, к нему туда приходили однокурсники и делали вместе курсовые, контрольные работы. Во время студенчества он был председателем учебной комиссии по подготовке автомобильных дорог. К сожалению, в 2001 году он трагически погиб на своей дороге М-8, возвращаясь из Каргополя.

Был подвижником дорожной отрасли и Алексей Федорович Верещагин. Он начинал в Ленском районе мастером и вырос до директора «Архавтодора» и заместителя председателя областного правительства по ТЭК и ЖКХ. Четыре созыва был депутатом областного Собрания от Ленского района… К моему глубокому сожалению, он ушел из жизни в 2017 году.

Третьей значимой фигурой я бы назвала Петра Орлова. Сегодня он представляет Архангельскую область в Общественной палате РФ.

Константин Чупров, возглавляющий ФКУ «Управление автомагистрали «Москва — Архангельск» Федерального дорожного агентства, — тоже наш выпускник. Как и Павел Ручьев — сегодня он от Минтранса РФ курирует Керченский мост. Министр строительства Архангельской области Михаил Яковлев также вышел из наших стен. Я полна гордости за него.

Игорь Пинаев, директор «Архангельск­автодора», — потомственный дорожник. Его отец, Николай Васильевич Пинаев, был начальником Няндомского ДРСУ, и Игорь с детского возраста в кабине отца проехал все дороги Няндомского района.

Они все за 52 года прошли через меня. Могу говорить бесконечно…

Справка

Кафедра автомобильных дорог и строительного производства образована в 2014 году путем слияния кафедры автомобильных дорог (основана в 1974 г.) и кафедры строительного производства (1960 г.).

Направления подготовки

  • 08.03.01 Строительство (академический бакалавриат), профиль «Промышленное и гражданское строительство» (спецкурс «Технология и организация строительного производства»; спецкурс «Экспертиза и управление недвижимостью»).
  • 08.03.01 Строительство (прикладной бакалавриат), профиль «Автомобильные дороги».
  • 08.04.01 Строительство (магистратура), магистерская программа «Промышленное и гражданское строительство в холодном климате» (спецкурс «Управление проектами в строительстве»); магистерская программа «Автомобильные дороги».

Выпускники кафедры востребованы экономикой региона и трудо­устра­иваются в сфере проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта зданий и сооружений, в том числе автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры; в сфере жилищно-коммунального хозяйства; в сфере производства и применения строительных материалов, изделий и конструкций.

Кроме того, выпускники кафедры могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах (в отделах капитального строительства, ремонта и эксплуатации различных предприятий, финансово-кредитных, экспертных и оценочных организациях, в органах государственной власти и пр.), поскольку уровень их образования и полученных компетенций соответствует требованиям к квалификации работника во многих отраслях экономики.