Борис Скумин и его железнодорожный феномен
«Кто хотя бы один раз у нас побывает — возвращается!» — утверждает Петрович. Так земляки называют Бориса Петровича Скумина, начальника Авнюгской узкоколейной дороги. Хранителю верхнетоемского железнодорожного чуда в этом году исполняется 65 лет.
«Не уедем, и все!»
Знаменитый местный состав на первый взгляд кажется игрушечным. Старенький тепловоз тянет до места назначения грузовую платформу с автомашинами, каракатами, мотосанями и веселый голубой вагон в цветочках. Вагончик раскачивается, на деревянных лавочках ощутимо потряхивает, в окна иногда стучат березовые ветки… Зимой здесь топят печку, так что люди едут с комфортом.
Расписание местные жители знают наизусть: поезд п. Авнюгский — п. Поперечка ходит два раза в неделю, по пятницам и понедельникам, туда и обратно. Цена билета — сто рублей — не менялась давно.
— Семь лет назад взял я в аренду два тепловоза и вагон. Ну как взял — уговорили, — рассказывает Борис Петрович. — Когда «АвнюгаЛес» обанкротилось, пути разобрали на металлолом. Но последние 32 километра до Поперечки трогать было нельзя — в поселке люди живут. Старики, пенсионеры переезжать и не думали. Всю жизнь в лесопункте отработали, родина их там, разве они уедут? А дорога туда одна — железная.
Так узкоколейка перешла под крыло поселковой администрации, а подвижной состав Борису Петровичу предложили взять в аренду. Он на дороге и технорук, и машинист, и механик. Улыбается: «Гайки крутить умею!» 15 лет отработал на дороге — так что перешла она ему по полному праву. Узкоколейка теперь в надежных руках: по ней доставляют продукты в Поперечку, возят детей в Авнюгскую школу, отправляют на «большую землю» заболевших. Частые гости здесь рыбаки и охотники — из Котласа, Архангельска, Северодвинска…
Шпалы и люди
Став индивидуальным предпринимателем, Борис Петрович с головой ушел в специфику непростого хозяйства. Первое, что потребовалось, — найти средства на покупку крана и снегочиста — зимой без него поезд не тронется. Всякое бывало: и деньги у людей занимал, и в долг администрация давала — но технику нашел, доставил, определил к работе.
Местным тепловозам полвека от роду — не одну сотню тысяч кубов леса вытащили. Но Борису Петровичу удается поддерживать их в рабочем состоянии. У него налажена связь с Екатеринбургом, Ижевском — с местных производств идут в Авнюгский поставки болтов, кареток, других необходимых локомотивам запчастей.
В последние годы работать начальнику дороги стало, как сам признается, гораздо интереснее.
— Чувствую поддержку и от района, и от области. Регулярно приезжают люди из министерства транспорта Архангельской области, Верхнетоемской районной администрации. Контролируют мою работу, активно участвуют в решении проблем с тепловозом и дорогой. Благодаря их помощи за последние четыре года было заменено около 12 тысяч шпал. Но этого мало, шпалы очень нужны, их же песок съедает! Нужно менять по 5–6 тысяч в год! — объясняет Борис Петрович.
Кроме шпал внимания требуют мосты, которых на узкоколейке четыре.
— На 12‑м километре, например, сам‑то мост простоит не одну сотню лет — мощный, из рельс сварен, на цементной подушке. Но отбойники, которые из бревен сложены, вода размывает все равно. И чтобы серьезно подойти к ремонту, нужны специалисты-дорожники. Минтранс обещал помочь, прислать специалистов, вот жду, — говорит Борис Скумин.
Местные лесозаготовщики тоже заинтересованы в совместной работе с индивидуальным предпринимателем. Сами выходят на него, предлагают древесину. Дорожных рабочих Борис Петрович нанимает верхнетоемских — хороших, ответственных ребят. Да и сам, когда время есть, помогает своей команде — кусты разрубать или, например, шпалы менять.
В кадрах нет недостатка. Семья у него большая — пять дочек и сын. А еще 12 внуков и три правнука. Кто уехал, а кто и остался здесь — отцу помогать. На дороге дел всегда много!
Водный баланс
Кроме узкоколейки Борис Скумин занимается в Авнюгском коммунальной сферой. В его ведении 70 частных домов, подключенных к водопроводу. А еще — энергосистема поселка. И здесь ему приходится осваивать новые технологии, в том числе компьютерные.
— За последние годы поменяли полтора километра ржавых водопроводных труб на новые, пластиковые. Поставили хорошие современные насосы, — рассказывает Борис Петрович. — А с энергопотреблением мне дочь помогает. Она живет в Санкт-Петербурге, разрабатывает для меня онлайн-программу: как людям квитанции за электричество оплачивать через телефон. Помогает и с отчетами справляться.
Счетчик стоит и на водозаборе на реке Авнюге: сколько поселок берет воды, сколько поступает, сколько раздается по домам. Такой контроль помогает экономить и воду, и финансы. Есть и мечта — охватить коммунальными ноу-хау и муниципальный жилой фонд.
— Тогда можно было бы работать без убытков. Люди на селе сейчас ставят и посудомойки, и стиральные машины, и сушилки. Как тут без счетчиков? — рассуждает Борис Петрович.
В планах — перрон
График у Бориса Скумина жесткий: ни выходных, ни праздников. За всю жизнь ни разу в отпуске не был. Так на то и железная дорога — ей отдых не положен, она работать должна.
— В поселке дразнят олигархом. А мне и дома‑то ремонт некогда сделать, все дни занят, — шутит Борис Петрович.
В запасе у него ворох историй из жизни туристов. Приезжают сюда со всех концов страны такие же влюбленные в узкоколейку люди. А кому‑то просто важно вспомнить детство, вдохнуть запах креозота от прожаренных на солнце шпал, наглядеться на рельсы, убегающие в белую северную ночь…
— У меня тут для москвичей мастер-класс по костылям: самому шпалу поменять — то‑то им радость! А в Поперечке — и баня, и речка, уха-рыбалка. Красота! На дрезине туристов катаю. Столько счастья у людей — самим порулить, — рассказывает Борис Петрович. — Были иностранцы. Из Великобритании, Германии приезжали, любопытствуют…
Кроме туристов каждый год наведываются в Поперечку и паломники, навещают Соезерскую пустынь. Не так давно установили там беседку, поклонный крест. Борис Петрович увез туда лес для его постройки.
Планирует он обновлять и свою узкоколейку.
— С москвичами намечается совместный проект — строительство посадочной площадки для пассажиров в Поперечке, чтобы удобнее было подниматься в вагон, — делится он. — А вообще, все в наших руках. Будет дорога — будут жить и поселок, и люди в нем.
- 31,7 километра — протяженность пути
- 4 моста и 32 лотка для отвода воды
- 50 тысяч шпал
- 100 минут — время в пути
- ≈900 человек в год — пассажиропоток