Кто готовит профессионалов для юга Архангельской области
Котласский электромеханический техникум переживает сегодня очень интересный и очень непростой период. Развитие цифровой экономики, новые направления в промышленном производстве, потребность в мобильных, стрессоустойчивых и эффективных сотрудниках — это вызовы, общие для всей системы профессионального образования. И, чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно на них отвечать. При этом есть принципы, которые должны оставаться неизменными: любовь и внимание к ученикам, благодарность к учителям, преемственность поколений. Об этом мы и говорим с директором техникума Николаем Носаревым и его коллегами.
Начинали с нуля
— В будущем году наш техникум отметит сорокалетие. Я помню, с чего начиналась его история, потому что стоял у ее истоков. А как я сам пришел в профтех? Наша семья жила в Каргополе. Когда мне было 15 лет, у нас умер отец. Старший брат служил в армии, остались мама и младший брат… Поэтому после 8‑го класса я пошел в ученики бондаря и одновременно поступил в вечернюю школу. Учителя там были хорошие, класс попался дружный. Я помню, что в нашем классе учились люди, очень разные по возрасту: кому‑то было и 40 лет. Но насколько же сильным было у всех стремление получить образование!..
Окончив школу, поступил в АЛТИ на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство». Учился хорошо, жил фактически на одну стипендию — 33 рубля. Конечно, мама, работавшая в сельском хозяйстве, помогала как могла. В 1969 году я окончил институт, получил диплом с квалификацией «инженер-механик по автомобильному транспорту» и по распределению попал в Плесецкий район, где год отработал заведующим гаражом и главным механиком. А в 1971‑м женился на девушке из‑под Каргополя. В прошлом году мы отметили 50 лет со дня свадьбы.
В 1972 году в Плесецком районе построили ПТУ-7, и я в 25 лет стал его первым директором. Мы обучали таким профессиям, как крановщик, водитель автомобиля, электромонтер по ремонту электрооборудования, бульдозерист, тракторист трелевочного трактора. Нам выделили учебные автомобили, тракторы, необходимую литературу… Мы смогли поставить на стенд автомобиль, установить в мастерскую бульдозер. Я с теплотой и даже сожалением вспоминаю о том периоде работы, когда, что бы ты ни задумал, все осуществлялось.
В 1979 году я переехал в поселок Вычегодский: там строили ПТУ-4, меня назначили заместителем директора по учебно-производственной работе. Снова мы начинали все с нуля: подбирали кадры, формировали материально-техническую базу… А спустя четыре года, в 1983‑м, в Котласе открыли ПТУ-20. Меня перевели сюда на должность директора. В первый год мы приняли 238 ребят, притом что учебный год тогда пришлось начать с запозданием: многие мастерские достраивались вплоть до Нового года. Сначала здесь работали всего несколько человек, которые по‑настоящему знали, что такое профтех. Как говорится, оружие мы добывали в бою — коллективу приходилось учиться всему прямо по ходу жизни.
Встать к станку
— Через два года работы училище освоило выпуск точильно-шлифовальных станков модели 32‑А. К началу 1990‑х мы выпускали по 150 станков в год! Областное управление профтехобразования обеспечивало нас абсолютно всем необходимым, и это было очень хорошо с точки зрения учебного процесса: на производстве станка можно было отработать практически все операции — токарные работы, фрезерные, электромонтажные, сварочные, сборочные… Готовые станки мы отправляли по разнарядке на предприятия, в учреждения профессионального образования, школы по всему Советскому Союзу.
Также мы поддерживали тесные шефские связи с Котласским электромеханическим заводом. Завод обеспечивал нас инструментами и материалами, проводил по нашим заявкам ремонтные работы. Я еженедельно приходил к директору завода на планерку, где мы решали все вопросы.
Так мы работали до начала 1990‑х годов. Дальше наступили трудные времена. Мы остановили выпуск станков, потому что их уже никто не брал и они стали скапливаться на складе. Иногда удавалось договориться с предприятиями об обмене: так, в Ярославль мы поставляли станки, а оттуда получали автошины и потом этими шинами выдавали работникам зарплату… Но зато в те же 1990‑е годы мы освоили выпуск продукции для нужд населения, которую затем реализовывали.
Что позволяет развиваться?
— В 2011 году профессиональное училище № 20 было переименовано в профессиональный лицей № 20, а год спустя стало Котласским электромеханическим техникумом. Сегодня здесь работает 141 человек, из них 45 — преподаватели и мастера. Высшую квалификационную категорию имеют 13 педагогических работников, первую — 19. В техникуме функционируют три отделения. Это отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, с которого мы и начинали в 1983 году, политехническое отделение, открытое в начале 2000‑х, и медицинское отделение — оно появилось в результате реорганизации путем присоединения к нам Котласского медицинского техникума в 2013 году.
С 1991‑го мы активно развиваем внебюджетную деятельность. За 2021 год в сфере профессиональной подготовки и дополнительного образования выпустили 2470 человек: это и стропальщики, повара, автоклавщики, сварщики, электромонтеры, секретари, администраторы, и специалисты в области промышленной безопасности, электробезопасности, охраны труда и многие другие — всего 33 рабочих профессии и шесть направлений дополнительного образования. Все эти услуги платные, что позволяет техникуму развивать материально-техническую базу, привлекать квалифицированные кадры, приобретать расходные материалы и инструменты.
Техникум активно участвует в движении WorldSkills и является организатором площадок проведения региональных чемпионатов. В этом году на региональном чемпионате наши студенты стали победителями в компетенциях «Электромонтаж», «Сетевое и системное администрирование», «Медицинский и социальный уход», плюс золотую медаль в компетенции «Электромонтаж» взяли юниоры — ученики школы № 7 Котласа, подготовкой которых занимались также наши специалисты.
Участие в чемпионатах WorldSkills позволяет нам существенно обновить материально-техническую базу. В частности, по электромонтажу мы имеем самые современные приборы и инструменты, каких, пожалуй, нет на многих производственных предприятиях.
«Систему воспитательной работы мы создавали 30 лет»
Светлана Николаевна Попова, замдиректора по воспитательной работе и социальным вопросам
— Я работаю в Котласском электромеханическом техникуме 33 года. А ведь пришла сюда случайно. Или это только кажется, что случайно? Наверное, я по характеру фаталист, и судьба сама ведет меня туда, куда нужно.
Родилась я в Котласе, окончила школу № 18. Поступила в институт в Вологде, получила специальность инженера-технолога и по распределению уехала в Ижевск, работала на молокозаводе начальником производства. С 1985 по 1989 год работала там в техникуме, преподавала спецпредметы, была освобожденным председателем профкома. И спустя десять лет, в 1989‑м, вернулась в Котлас.
Возвращаться в сферу образования я совсем не планировала и пошла искать работу на электромеханический завод. На обратном пути меня как будто кто‑то развернул и направил сюда — я решила дойти до техникума (тогда еще профучилища № 20) и узнать, есть ли здесь вакансии. Это был август, все в отпусках, включая директора, но по чистой случайности Николай Семенович Носарев оказался на месте. И он меня убедил, что я должна устроиться на работу в техникум: «Мы вас возьмем с удовольствием».
Вначале меня приняли на должность мастера производственного обучения. В то время было два вида мастеров: те, кто вел учебную практику, и те, кто занимался воспитательной работой как освобожденный классный руководитель. Потом эту должность переименовали, воспитательной работой стали заниматься воспитатели. Сегодня в учреждениях среднего профессионального образования эти функции в основном выполняют кураторы учебных групп. Но в нашем техникуме должность воспитателя сохранена в прежнем виде: время сегодня такое, что обязательно нужен отдельный человек, который будет заниматься только организацией воспитательного процесса в группе. Поверьте, объем работы велик. На данный момент у нас работают четыре воспитателя — по одному на три группы. У всех уже большой педагогический стаж — от 10 до 25 лет.
Контингент обучающихся у нас разный, и в последнее время, с введением новых специальностей, он меняется в лучшую сторону. Но это подростки (подростковый возраст имеет свои сложности и особенности), им нужно уделять особое внимание, опекать и сопровождать, особенно первокурсников, которые попадают в новую для себя среду, в новую систему отношений. Рабочий день воспитателя начинается с того, что он приходит в группу, проверяет явку на занятия, выясняет причину отсутствия, звонит родителям. Раньше даже проверяли наличие всех учебных принадлежностей, спортивной формы и так далее. Иногда воспитатели присутствуют на занятиях и смотрят, как ребята ведут себя, как отвечают, как чувствуют себя в коллективе, в какой помощи нуждаются. Организуют бесплатное питание для тех, кто учится по программе подготовки рабочих и служащих. Присматривают за студентами на переменах и в обеденный перерыв, решают все организационные вопросы.
Воспитатель проводит очень много мероприятий — от родительских собраний и различных конкурсов до профилактики правонарушений. В 2021 году наш техникум занял первое место в городском конкурсе на лучшую работу по профилактике правонарушений.
И несмотря на то, что даже в нашем профессиональном сообществе не у всех есть понимание, зачем в техникуме нужны воспитатели, я уверена: система воспитательной работы, которую мы создавали 30 лет, эффективна, работоспособна и оправдывает себя.
Родоначальник медицинской династии
Леонид Николаевич Муралев, преподаватель медицинского отделения Котласского электромеханического техникума
— Я люблю свою работу, мне нравится эта специальность и нравится, что здесь я могу передавать молодому поколению свой опыт. Мой стаж работы в системе здравоохранения — больше 50 лет, я знаю ее изнутри: от участковой больницы и ФАПа до районного отдела здравоохранения.
Родился я в Котласе, здесь же учился и окончил медицинское училище в 1970 году. Отработал около 12 лет заведующим участковой больницей в Устьянском районе, а затем поступил в Архангельский государственный мединститут. На тот момент я был семейным человеком, депутатом, и уже на первом курсе меня избрали на должность секретаря партийной организации педиатрического факультета нашего института.
В студенческие времена два года подряд был командиром студотряда. Мы строили узкоколейку для вывозки леса: раскорчевывали лес, прокладывали рельсы и шпалы. С бензопилой «Урал» я работал на передовой! А в сельхозотряде, где я тоже был командиром, мы грузили в вагоны овощи — морковь, картошку, свеклу, капусту. Два вагона в день, все вручную…
Окончив институт, я вернулся в Котлас — мог бы остаться и в Архангельске, но семейная ситуация не позволила. Лет 11 отработал участковым педиатром в нашей городской больнице. Потом 12,5 года возглавлял отдел здравоохранения Котласского района.
А когда вышел на пенсию, стал преподавать в медицинском училище Котласа, которое потом присоединили к техникуму. Лет пять назад получил дополнительное образование и теперь имею два диплома — врача-педиатра и педагога. На работе пропадаю с утра до вечера: встаю в шесть, к восьми прихожу в техникум, работаю до шести-семи часов вечера — и так каждый божий день. Кадров не хватает, при этом требования к преподавателям растут с каждым годом.
Меня огорчает, что уровень подготовки ребят, которые приходят к нам после школы, за эти годы изменился не в лучшую сторону. У многих отсутствует система знаний, тяжело идет усвоение предмета… А радует, что учебные кабинеты оснащаются все лучше и лучше и сегодня полностью соответствуют современным требованиям и нашим задачам. Несколько лет подряд мы целенаправленно отслеживаем, куда пошли работать выпускники нашего техникума. Около 90 процентов из них трудоустроились по специальности.
У меня три дочери: одна стала директором школы в Котласе, а две пошли по моим стопам и окончили Архангельский мединститут, обе работают по профессии — заведующей неврологическим отделением в Котласской городской больнице и врачом-лаборантом в частном медицинском центре. Я не считаю, что оказал большое влияние на их выбор, окончательное решение они принимали сами. Но всегда старался сопровождать их на экзаменах. Так что можно сказать, я стал родоначальником медицинской династии. А в этом году мы с супругой отметили 50‑летие семейной жизни.
«Мы варим головой, а не руками»
Николай Николаевич Павлов, мастер производственного обучения электросварщиков
— В техникуме я работаю с 1990 года — пришел сюда с Лимендского судостроительного завода. Окончив Лимендский речной техникум, я ходил механиком на пароходах, теплоходах. Потом по семейным обстоятельствам мне пришлось сойти на берег, и я занялся сваркой. На Лимендском заводе работал сварщиком, затем мастером судостроения, и, наконец, мне предложили стать начальником судостроительного цеха. А в 1990 году, когда дело шло к развалу Советского Союза, меня пригласили сюда.
Хотя мне приходилось руководить и на судах, и на заводе, оказалось, что со взрослыми работать — это одно, а вот с ребятами — это совсем другое. Но контакт с ними я нашел довольно быстро. И за все 32 года работы не припомню ни одного конфликта с учащимися. Думаю, они видят, что я хорошо знаю производство и теорию сочетаю с практикой. Могу и показать, и рассказать, и совет дать. А мой им главный совет — надо головой варить, а не руками. Голова руками командует, а не наоборот.
Что изменилось за эти годы? При советской власти и даже частично в 1990‑е годы училище выпускало продукцию по госзаказу. Станки шли по 150 штук в год! Все студенты были заняты, ну, а сварщики особенно. Работа у нас кипела! А когда работа кипит, то и ребята приобретают больше практических навыков. Мы изготавливали лебедки, дуги для теплиц, плуги для вспашки, печи — все для нужд населения. Металл был дешев, электроды тоже… На сварщиков учились две группы по тридцать человек и больше — при такой нагрузке приходилось работать в две смены, но мне это нравилось, было интересно.
А сегодня материалы стоят в разы дороже, в какой‑то степени стала укорачиваться программа, ребята приобретают меньше практических навыков. Это меня, конечно, огорчает.
Зато у нас стоит прекрасная аппаратура — с 1990 годом, когда я пришел, не сравнить! Тогда у меня что было? Две аргонные установки с машиностроительного завода плюс один полуавтомат, который не работал. Я его отремонтировал и на нем обучал ребят газовой сварке.
Сейчас той же газовой сварки в программе нет. Но я все равно показываю учащимся и ее, и кислородную резку. Потому что они придут на предприятие и первым делом их спросят: варить умеешь, резать умеешь? Надо все уметь. Даже если по образовательному стандарту что‑то не требуется — это потребуется на производстве.
Сколько я ребят выпустил за эти годы — уже не сосчитать. Встречаю их иногда, спрашиваю, как дела, — и до того приятно бывает, когда узнаешь, что у них все хорошо, что работают по специальности, которую я помог им приобрести. Каждый год приезжаем в Северодвинск на региональный чемпионат WorldSkills (ниже второго места мы на чемпионате не берем), а там мои бывшие ученики атомные лодки варят. «А, Николай Николаевич приехал? Сейчас прибежим!» Везде есть наши ученики: в Приводино они газопроводы прокладывают, в Ухте работают, в Сосногорске, в Котласе — везде варят. Руководители предприятий мне по‑прежнему звонят, просят ребят на практику. А мне потом так приятно, что о моих учениках хорошо отзываются!
«Студенты не дают нам расслабляться и стареть»
Ирина Александровна Филимонова, преподаватель химии и биологии
— Я из педагогической династии. Если сложить педагогический стаж всей нашей семьи, получится 308 лет. Родилась в Котласском районе, в деревне Куимихе. В 1992 году окончила знаменитый географический факультет Поморского государственного университета. Год отработала в школе в Талагах, потом вернулась в Котлас, в Удимскую школу № 1, а с 1998 года работаю в техникуме.
Пригласил меня сюда завуч Анатолий Алексеевич Бурцев — очень хороший человек, мой наставник, который во многом мне помог, был всегда тактичен и внимателен. Сначала я работала воспитателем и по совместительству преподавателем биологии и географии, а потом Бурцев отдал мне свои часы и я стала преподавать биологию на постоянной основе. Никогда не забуду свою первую группу — группу № 130. Этим ребятам я благодарна на всю жизнь за то, что они укрепили мое желание работать.
Тогда, в конце 1990‑х, у нас была хорошая база: отличный библиотечный фонд, все кабинеты отремонтированы, в каждом стоял телевизор. И сейчас мы тоже оснащены достойно — кабинеты оборудованы и укомплектованы всем необходимым, везде проекторы, компьютеры, и без этой техники мы сейчас как без рук. Хотя… Как говорил Анатолий Бурцев: что должно быть в руках у преподавателя? Мел. Мел и доска — два наших основных орудия. Хороший преподаватель должен уметь все растолковать у доски. С другой стороны, техника дает ребятам большие возможности, делает учебный процесс интереснее и доступнее.
А как изменились сами учащиеся? Раньше приходили ребята — знаете, какие трудяги! Дров наколоть, воды принести — легко. А сегодняшние уже привыкли к благоустроенным квартирам и больше тяготеют к городской жизни. С ними тоже интересно — у них есть различные средства и площадки для общения, они в целом более информированные, умеют использовать разные ресурсы и в этом плане даже нас могут многому научить.
Но они по‑прежнему не дают нам отдыхать, расслабляться и стареть. По-прежнему могут иногда поставить нас в тупик. Эти ребята только-только выходят из подросткового возраста, а тут — новый коллектив и необходимость по‑новому выстаивать отношения. Возникают проблемы лидеров и аутсайдеров, первая любовь… Мы, педагоги, часто говорим им: здесь вашу биографию никто не знает. Здесь вам дается возможность начать все с чистого листа. И кто‑то этой возможностью действительно пользуется: из школы приходит с тройками, а техникум заканчивает на четыре и пять. И удивляется: «А в школе меня не замечали…»
Мы работаем уже много лет, и складывается такая ситуация, что на какое бы предприятия мы ни пришли, там есть наши выпускники, уже взрослые состоявшиеся люди. Что очень важно и приятно — они благодарны нам и стараются помочь делом и советом. По моим наблюдениям, если иногда в свою школу выпускники могут и не прийти, потому что давно учились, много времени прошло, в техникум они всегда идут с радостью. Особенно когда возвращаются из армии: надевают свою красивую форму и спешат к нам.
WorldSkills: спорт плюс профессионализм
Алексей Геннадьевич Житов, мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин
— Я окончил Котласское речное училище по специальности «техник-электромеханик судовой». Два года проходил практику на флоте, потом служил в армии. Вернулся из армии, а в Котласе работы нет, это же были 1990‑е годы. И мы с другом решили попробовать съездить на север, в Салехард. Так я четыре года отработал в Салехарде электромехаником на теплоходе. Параллельно заочно окончил Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций по специальности «электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов».
Потом вернулся в Котлас, работал в «Энергосбыте» в мастерской по ремонту приборов учета. В 2015 году пришел в Котласский электромеханический техникум. А когда Архангельская область присоединилась к движению WorldSkills, я стал сертифицированным экспертом регионального чемпионата в компетенции «Электромонтаж». Задача главного эксперта — организовать судейство и площадку, провести чемпионат, чем я и занимаюсь уже шестой год подряд. А так как чемпионат по компетенции «Электромонтаж» проводится на базе нашего техникума, то нам выделяются деньги на приобретение соответствующего оборудования. Потом оно остается у нас. И это большой плюс.
У меня иногда спрашивают, WorldSkills — это про спорт или профессионализм? В техническом описании компетенции есть такая формулировка: задание, «практически невыполнимое для профессионала». На чемпионате на выполнение задания дается три дня, по восемь часов в день. Хорошему электрику на сбор такой электроустановки нужна неделя. А наши участники собирают на скорость, когда некогда думать, надо просто все знать. Это и есть спортивная составляющая.
Кроме того, мы готовим на чемпионат юниоров в возрастных группах 12–14 и 14–16 лет, а также участников WorldSkills в категории «Навыки мудрых» — 50+. В этом году Александр Александрович Неумоин из Северодвинска, которого мы готовили на нашей базе, занял второе место в финале национального чемпионата.
Со школьниками занимаемся вечерами после работы, и результаты есть. Например, в 2019 году на национальном чемпионате в Казани мои юниоры заняли четвертое место и получили медальон за профессионализм. В этом году мы совместно с мастером производственного обучения Вадимом Евгеньевичем Хиленко возили юниоров на финал России — наши Варвара Злобина и Василий Маклаков также получили медальон за профессионализм.
Еще один плюс движения WorldSkills — это демонстрационный экзамен для выпускников, который вводится по всей России. Участник экзамена встает на рабочее место и выполняет под камерой на время задание, за которое получает баллы согласно стандартам WS. Затем эти баллы переводятся в оценку. За выполнением задания наблюдают посторонние эксперты, которые потом оценивают безопасность и работоспособность смонтированной электроустановки.
И это очень хорошо: кроме диплома от учебного заведения выпускнику выдают скилл-паспорт о том, что он получил по своей специальности такое‑то количество баллов и подтвердил свои умения и знания.
Кому идти в IT?
Кирилл Евгеньевич Федотов, преподаватель дисциплин профессионального цикла на политехническом отделении
— На работу в техникум я пришел в 2012 году, и получается, что фактически IT-направление развивалось при мне. Более того: специальность «сетевое и системное администрирование» — мое детище.
Я с красным дипломом окончил Нижегородский радиотехнический колледж по специальности «автоматизированная система обработки информации и управления», а затем, уже работая в техникуме, — заочно Тульский институт экономики и информатики. Примерно с 2017 года по инициативе директора мы стали активно обсуждать развитие IT-направления и специальность, которую нужно открывать. Остановились на сетевом и системном администрировании. В чем плюс этой специальности? Она дает умения и знания по многим направлениям, что означает отличные возможности для трудоустройства, в том числе на большие предприятия, в крупный бизнес.
Набирать ребят на новую специальность начали в 2018 году. К этому времени техникум активно влился в движение WorldSkills, и на церемонии закрытия очередного областного чемпионата я предложил министру образования Сергею Котлову включить в чемпионат еще одну компетенцию — «Сетевое и системное администрирование».
С 2020 года площадка по этой компетенции располагается на базе техникума. Благодаря этому мы активно развиваем материально-техническое оснащение. К первому же чемпионату закупили два весьма неплохих сервера и два бандла сетевого и телекоммуникационного оборудования. За счет собственных внебюджетных средств, помощи областного министерства и WorldSkills мы приобрели новые компьютеры в специализированный компьютерный класс и таким образом посадили учащихся за хорошие рабочие места.
Что касается учебного материала — информация в учебниках, к сожалению, зачастую устаревшая. И на данный момент практически все мои курсы построены на основе материалов, которые выпускаются и обновляются крупнейшими производителями оборудования. Их информация максимально актуальна.
А с точки зрения построения обучения мы в первую очередь делаем упор на практику — чтобы ребята работали на уровне понимания, а не заучивания. Это непросто. Многие не готовы к таким нагрузкам. Это классная, но тяжелая специальность, которая требует определенного склада ума. Но если человек понимает, чем мы тут занимаемся, имеет сильный интерес и желание постоянно практиковаться — он окончит обучение с хорошим результатом.
Я знаю, что некоторые ребята начиная со второго курса производственную практику проходят не на словах, а выполняют пусть и не самые сложные, но реальные задачи на предприятиях. Так, например, наш победитель первого же регионального чемпионата по компетенции «Сетевое и системное администрирование» Михаил Терюмин (а на нацфинале он получил медальон за профессионализм) устроился в «Ростелеком», причем его намерены принять на должность инженера.
В этом году у нас первый выпуск, 17 человек. Очень хочется, чтобы к нам приходили увлеченные студенты, которые готовы много заниматься самостоятельно, у которых глаза загораются, когда они видят или слышат что‑то новое. А мы планируем и дальше развивать IT-направление.