Куда пролегали творческие пути и чем порадовал зрителей заслуженный художник России Сергей Сюхин
Памятник танкисту Дмитрию Рябову в Шеговарах и выставка в Византийском зале музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе, барельеф в память о военных медиках для СГМУ и скульптура деда и внука для парка Поколений в Северодвинске… Но где бы ни пролегал творческий путь Сергея Сюхина, самая желанная его дорога — домой.
— Сергей Никандрович, признаюсь: моя любимая ваша работа этого года — памятник танкисту Дмитрию Рябову, который установили в июне в Шеговарах рядом со школой, где он учился. А ведь Рябов был ненамного старше нынешних одиннадцатиклассников…
— Да, 21‑летний командир легендарного «рогатого» танка КВ, улыбчивый, веселый, по воспоминаниям сослуживцев — безгранично отважный. Несколько болванок от немецких снарядов вварились в башню танка Рябова и торчали, как рога. Фашисты боялись: «Ахтунг! Ахтунг! В бою рогатый танк». Он родился и окончил школу в Шеговарах. Был самым младшим сыном в крестьянской многодетной семье, активным пионером, редактором школьной стенгазеты, секретарем комсомольской организации школы, участвовал в художественной самодеятельности. Даже на фронт взял с собой балалайку и веселил бойцов между боями.
— Как вы узнали его историю?
— Мой друг и земляк Геннадий Рябов, племянник танкиста Рябова, в советское время служил генеральным представителем «Аэрофлота» в Осло, а я несколько лет подряд ездил туда работать в «Осло-графика-центр». Там мы и подружились. Геннадий Павлович давно поведал мне эту героическую историю о своем дяде. Геннадий Рябов нашел самое удачное место для памятника герою — это школа, где он учился. Всемирная паутина накрыла наших детей ложными маяками, а вот такие герои из родной школы помогут ребятишкам своим примером обрести любовь к Отечеству. С радостью в сердце наблюдал, как школьники, словно стайки воробушков, обсыпали танкиста, прикасались к его шлему и танку: «Ого! Смотрите, восемнадцать немецких танков подбил! Вот это да! У нас учился!»
— И ваша выставка, которая открылась в сентябре в Севастополе в рамках славянского форума искусств «Золотой витязь», внутренне очень перекликается с этой темой.
— С радостью согласился на предложение устроить выставку в Севастополе. И как звучит! Византийский зал музея-заповедника «Херсонес Таврический»! Трепет в душе от соприкосновения с самой Византией, колыбелью русского православия, откуда есть пошла Русь-матушка, где святой князь Владимир крестил наших предков. Тема выставки «От Белого к Черному морю» благодатно легла на душу севастопольцев.
— Что именно вы хотели рассказать зрителям?
— Главное — показать тихую, но широкую душу северян. Мы, может быть, несколько медлительные и задумчивые, примороженные, но бываем и лихими, боевыми ребятами — потому что природа у нас суровая и нам надо жить с ней в ладу.
Привез в основном графику и немного живописи, оригиналы иллюстраций к сказкам Писахова и Шергина, копии барельефов 12 местных северных святых, которые украшают бронзовые врата кафедрального храма Архангела Михаила. Я чувствовал духовный восторг наших святых, которые чудным образом побывали в колыбели русского православия.
— Как принимали выставку?
— Очень тепло и душевно. По всем четырем каналам Крыма, а также по центральным каналам России прошла информация о ней. Меня уже пригласили приехать в следующем году, привезти выставку в расширенном виде, и мы размышляем, как ее разнообразить, подыскиваем видеоряд и думаем позвать с собой бабушек — исполнительниц наших северных песен и сказов.
— А как вам Севастополь?
— Знаете, что мне особенно понравилось? Едешь по городу в автобусе, и объявляют не просто: остановка — улица Суворова, а улица имени генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Не улица Нахимова, а улица адмирала Павла Степановича Нахимова. В этом столько уважения к истории нашего Отечества!
— В этом году свой юбилей отмечает Северный государственный медицинский университет, и для него вы сделали бронзовый барельеф, который увековечивает память о медиках, работавших в военных госпиталях. Тоже получилась перекличка поколений.
— На этом барельефе хирург и медсестра стоят на фоне круглой арки-окна, которая символизирует военный госпиталь. Память о военных медиках, которые трудились день и ночь, спасая бойцов, увековечена в бронзе. Камень, на котором смонтирован барельеф, зеленовато-серого цвета, весь в сколах, своей текстурой напоминает военную эпоху. Поэтому патина на бронзе — тоже в этом колорите, с зеленоватым оттенком войны.
— Расскажите, пожалуйста, о проекте для парка Поколений в Северодвинске.
— Дед и внук — это моя тема. Мне и позировал мой внучок Сережа. Русский северный инженер, интеллигент Северодвинска, впитавший заветы наших предков-поморов, как издревле заведено в семьях кораблестроителей, передает свой богатый опыт новому поколению. Внук опирается одной рукой на колено деда, что символизирует надежную опору в его устремлениях. Мальчик сам благодаря советам деда смастерил кораблик и с восторгом запускает его в дальнее плавание! Рука деда не касается спины, он уже отпустил внука в дальний путь по жизни. В скульптуре явным образом отражена духовная связь поколений, где крепки семейные традиции.
— Сергей Никандрович, что вы планируете сделать в будущем году?
— Установить на Краснофлотском мосту семиметровые бронзовые фигуры архангелов Михаила и Гавриила. Архангел Михаил — архистратиг, предводитель всего небесного воинства. Сегодня Русь-матушка ведет борьбу с мировым сатаной, и такие защитники наши небесные нам сейчас просто необходимы. Поэтому надеюсь, что Архангел Михаил и Архангел Гавриил чудесным образом приблизят нашу победу над мировым злом.
Сам я только что был приглашен в Москву в храм Христа Спасителя на церемонию закрытия ежегодного славянского форума искусств «Золотой витязь», где меня наградили золотой медалью имени А. А. Иванова за выдающийся вклад в изобразительное искусство.
Еще я издал очередную книгу Степана Писахова «Не любо — не слушай!», а книгу Николая Бурляева «Бемби» с моими иллюстрациями переиздали в Сербии.
Где бы ни пролегал мой творческий путь: Москва, Севастополь, Смоленск, Архангельск, Северодвинск, самая желанная дорога — домой. И вот, изрядно растратив свой творческий запал, я мчусь в деревню, как в детстве с далеких пастбищ Сережа-пастушок галопом на конике вороном (правда, сейчас у меня под капотом целый табун), в предвкушении встречи с самым дорогим, заветным уголком моей судьбы и самым любимым человеком — берегинюшкой моей Верой Афанасьевной, что сберегла для меня уют, тепло и любовь.