Главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи Елена Павлова о том, почему в «скорой» нет места демократии, но много места для любви к профессии и людям
Уважаемая служба
— Елена Александровна, часто ли сотрудникам приходится слышать от пациентов слова благодарности?
— У нас в городе «скорую» очень уважают. Многие благодарят на вызовах, звонят по телефону, пишут на сайт регионального министерства здравоохранения. И слова такие подбирают: чувствуется — от души!
— Но высокую оценку службе ставят не только пациенты, но и эксперты из профессионального сообщества.
— Мне кажется, у нас все очень правильно организовано: выполнение стандартов оказания медицинской помощи, отношение к работе, степень ответственности у людей. Мое мнение, и никто меня не переубедит: «скорая» — это полувоенная организация. Получил приказ — поехал и выполнил. Демократии в медицине не место. В целом у нас неплохие показатели по результатам сторонних экспертиз.
Отмечу, что мы выполняем один из самых больших в регионе объемов тромболизиса на догоспитальном этапе. Работаем в тандеме со специалистами сосудистого центра ЦМСЧ-58. И, если после экстренного вмешательства есть показания для лечения, пациента сразу везут туда, обеспечивая непрерывность оказания помощи.
Показали класс! Симуляционный
— Как поменялась служба за последние годы?
— Очень радует обновление транспортного парка. Совсем недавно мы получили три «Газели» по федеральной программе «Развитие здравоохранения». Поддерживать их в рабочем состоянии помогает своя ремонтно-эксплуатационная служба. Мы смогли сохранить ее и водителей, несмотря на двухлетнюю работу по аутсорсингу со сторонними организациями.
Машины оборудованы всем необходимым, в том числе системой ГЛОНАСС и навигаторами. Каждая бригада обеспечена удобными планшетами, что повышает оперативность реагирования на сигналы горожан. Хотя время доезда на срочные вызовы у нас и так не превышает 20 минут — компактность города нам помогает.
— Недавно у вас открылся необычный симуляционный класс, которым интересуются в области.
— Да, и я считаю это нашим достижением! В регионе такой пока один. Наши специалисты могут отрабатывать реанимационные навыки не в приспособленном кабинете, а в условиях тесного салона автомобиля скорой помощи — как на реальном выезде.
В симуляционном классе мы также проводим и экскурсии для школьников и коллективов учреждений. Убеждена: такая просветительская работа должна быть поставлена на поток. Горожанам необходимо знать, как правильно поступать в экстренных ситуациях.
Реанимация по телефону
— К этому их подталкивает и доступная у вас дистанционная реанимация?
— Да. В Новосибирске такая служба успешно работает несколько лет. В критической ситуации диспетчер предлагает звонящему пошагово выполнить ряд экстренных мер до приезда медиков. У нас в городе люди пока к этому морально не готовы. Но мы ведем разъяснительную работу.
— За последнее время вы ввели в деятельность учреждения много нового. Откуда черпаете идеи?
— Два раза в год нас собирает главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава России Сергей Багненко. И каждый раз — в новом регионе. Из таких командировок я привожу интересные идеи. А еще убеждаюсь: работаем мы не хуже, а в чем-то даже лучше большинства станций страны.
— Как вы считаете, должна ли развиваться такая услуга, как платная «скорая»? Насколько сегодня она популярна у северодвинцев?
— Почему нет? В больших городах она очень востребована. А вот будет ли она таковой в Северодвинске — думаю, нет. Пока спросом пользуется лишь транспортировка больных из медучреждения домой или из дома на дачу, к поезду, самолету и так далее.
Как второй дом
— Кадры — основа любой сферы. Как обстоят дела с ними у вас?
— Много лет у нас был полный комплект по фельдшерам. Сейчас взяли бы с радостью новых специалистов, но пока они к нам не идут — берем медицинских сестер.
Что касается врачей: когда я пришла на станцию, их было 78, а сейчас — 20. Ситуация общая по стране. Из-за изменившихся образовательных стандартов теперь требуется два года ординатуры, чтобы попасть на «скорую». И подходит это не всем. Хотя скажу честно: много врачей на «скорой» и не должно быть.
— Но ваша служба — это ведь не только врачи, фельдшеры и водители…
— Совершенно верно! Почему-то не принято говорить, сколько людей должно поработать, чтобы на вызов отправилась бригада скорой помощи. Начиная с закупки оборудования, лекарств, спецодежды… А это целый слаженный механизм! Я очень горжусь людьми, которые со мной работают. У нас сильнейшие экономисты, грамотный заместитель руководителя Светлана Лизунова и очень ответственный главный фельдшер Ольга Попова. «Скорая» — это наш дом. Для кого-то даже первый дом: мы здесь проводим подчас больше времени. Здесь и семьи создаются, и дети рождаются.
Ставка на молодежь
— Принято критиковать приходящую молодежь. А вы ее как оцениваете?
— Не разделяю мнения, что сейчас стали хуже учить. Учат по-другому, но уровень образования в Архангельском медколледже по-прежнему хороший. Да, выпускники не имеют опыта, но быстро получают его в ходе практики. А ребята к нам приходят — Голливуд отдыхает: высокие, красивые, умные! Быстро вникают во все новое и готовы работать с отдачей.
— В прошлом году вы отметили 15-летие на руководящей должности. На самой станции вы работаете с восьмидесятых годов. Чем вам нравится работа здесь?
— Здесь сразу виден результат. Еще когда я была на практике в больнице, поняла: это не мое. Мне тесно в четырех стенах. А здесь — полная свобода. Все время вспоминаю ощущение: лето, белые ночи, 4 утра, пустой город после дождя. И ты едешь на срочный вызов с чувством, что тебя ждут!
Я очень люблю свою работу. И людей, которые рядом. «Скоровские» все особенные. Есть в них какой-то авантюризм. И каждый раз, когда они возвращаются с вызовов с чувством гордости за спасенную жизнь, понимаешь: этим наша профессия и прекрасна!
- ≈300 специалистов работают на станции скорой помощи
- ≈200 вызовов в сутки, или 68–72 тысячи в год, поступает
- 14–15 бригад работают в Северодвинске. Каждая бригада совершает ≈14 выездов в день