Игорь Пинаев, директор дорожного агентства «Архангельскавтодор», выпускник 1998 года
Игорь Пинаев, директор дорожного агентства «Архангельскавтодор», выпускник 1998 года

— Знание собственных корней определяет будущее. Эти слова актуальны не только по отношению к человеку, городу или народу. В полной мере они применимы и по отношению к учебному заведению — или его отдельной кафедре. Тем более если это кафедра автодорог Северного (Арктического) Федерального университета. Подлинная alma mater дорожников Поморья. Наши университеты. Наша кафедра.

Не ошибусь, если скажу, что более 90 процентов специалистов, работающих сегодня в дорожной отрасли Архангельской области, — это её выпускники. И самым верным сравнением будет назвать дорожную кафедру АГТУ — АЛТИ — САФУ нашей общей дорожной семьёй. Со своим кругом общения, целями и интересами, буднями и праздниками. Со своими старейшинами и авторитетами. Практически все мы, дорожники Поморья, прошли через одних и тех же преподавателей. Лично для меня, например, во время учёбы на кафедре было неимоверно важно то, что большая часть моих преподавателей за два десятка лет до этого учили моего отца. И мой случай — далеко не единственный. Именно такая преемственность поколений и общая школа остаётся одним из важнейших факторов, который сплотил сегодняшнее региональное дорожное сообщество.

Получение высшего образования — это процесс, когда человек становится специалистом, осознанно совершает шаги к будущей профессии. В школе мы ещё, как правило, мало понимаем, к чему лежит душа. Учёба же в вузе — это период, когда происходит своеобразная огранка, окончательное формирование личности. Ты учишься своими руками творить собственное будущее, учишься ответственности — прежде всего за себя самого.

Все мы, выпускники дорожной кафедры, прошли через заботливые руки Валентины Алексеевны Лукиной. Если продолжать семейную аналогию, её можно с полным правом назвать мамой дорожного образования в регионе, а значит, и всех нас, дорожников Архангельской области. Она всегда располагала к себе тем, что не сидела в кабинете, постоянно работала непосредственно «в поле», проводя там научные исследования и изыскания, к которым всегда привлекала студентов. Это делало нас всё ближе к будущей профессии, позволяло в прямом смысле слова потрогать её руками, ощутить её запах.

Я пошёл учиться на дорожника, уже имея чёткое понимание того, чего хочу. Начиная с 15 лет каждое лето подрабатывал в родном Няндомском ДРСУ, во время учёбы там же проходил практику. Поэтому скажу честно и без рисовки — мне нравился сам процесс учёбы. Для меня во всём этом заключалась даже определённая конкуренция с отцом — я знал, что он немного не дотянул до красного диплома. Поэтому я целеустремлённо шёл вперёд и окончил вуз с дипломом того самого желаемого цвета. Считайте, это было делом принципа.

Общаясь с нынешними выпускниками, молодыми специалистами-дорожниками, видишь, что они отличаются от нашего поколения, они другие, со своим мировоззрением. Однако радует то, что в них есть тот самый дух дорожника, горящие глаза, то, что так важно в нашем деле. И в этом — огромная заслуга нашей архангельской дорожной кафедры. А это значит, что преемственность поколений сохраняется! Пусть так будет и впредь!

Об авторах

Валентина Алексеевна Лукина
Валентина Алексеевна Лукина

Валентина Алексеевна Лукина родилась 21 апреля 1937 года в Архангельске. В 1954 году окончила городскую школу № 10, а в 1959‑м — лесоинженерный факультет Архангельского лесотехнического института, работала на производстве и в СевНИИП (г. Архангельск).

В 1965 году вернулась в родной АЛТИ. Потом были учёба в аспирантуре, защита кандидатской диссертации в Ленинградском инженерно-строительном институте, преподавательская, научная и общественная деятельность.

С 1966 по 1974 год Валентина Алексеевна провела большую работу по изучению особенностей природных условий региона и их влияния на водно-тепловой режим земляного полотна дорожной одежды в годичном цикле. В ходе них были установлены основные закономерности изменения водно-теплового режима, предложена методика прогнозирования процессов, происходящих в дорожном полотне, дан ряд практических рекомендаций для проектировщиков и строителей автомобильных дорог в условиях Европейского Севера.

В 1975 году бюро обкома ВЛКСМ приняло решение о присуждении Валентине Лукиной, на тот момент старшему преподавателю кафедры «Автомобильные дороги» АЛТИ, премии архангельского комсомола имени М. В. Ломоносова за работу «Исследование водно-теплового режима земляного полотна автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием в условиях Архангельской области».

В 1982 году В. А. Лукина избрана депутатом Архангельского городского Совета народных депутатов, в составе которого работала в течение двух созывов.

На протяжении долгих лет профессор Лукина — самый востребованный в регионе эксперт по строительству и эксплуатации автомобильных дорог в северных условиях, а также в вопросах безопасности функционирования транспортных сооружений. Удивительный факт: практически все строители дорог Архангельской области — её ученики. Валентина Лукина опубликовала более 190 научных и учебно-методических работ, в том числе шесть учебных пособий с грифом УМО для вузов РФ по автотракторному и дорожному образованию. Имеет звания «Почётный дорожник России», «Почётный работник высшего образования», «Почётный изобретатель СССР», также именно ей одной из первых было присвоено звание лауреата премии имени М. В. Ломоносова.

Валентина Алексеевна является членом МААДО (Международная ассоциация автомобильного и дорожного образования), награждена медалью А. А. Николаева в номинации «За заслуги в подготовке квалифицированных специалистов и научных кадров для дорожно-транспортной отрасли».

В 2019 году Валентина Лукина вышла на заслуженный отдых, однако до сих пор ведёт активный образ жизни, занимается спортом. Валентина Алексеевна — счастливая мама и бабушка, у неё две внучки и четыре правнука.

Алексей Юрьевич Лукин
Алексей Юрьевич Лукин

Алексей Юрьевич Лукин

Родился 21 сентября 1961 года в Архангельске. Кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильных дорог и строительного производства Высшей инженерной школы Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Автор более 100 научных и учебных публикаций по дорожному и гражданскому строительству.

 

 

 

Материал из книги «ALMA MATER дорожников Поморья»