История будущей alma mater многих поколений дорожников Поморья — автодорожной кафедры АЛТИ — началась в шестидесятые годы XX века, когда в Архангельской области развернулись масштабные дорожные работы, связанные со строительством дороги на Москву (в настоящее время — федеральная автотрасса М-8 «Холмогоры»). Специалистов-дорожников в регионе практически не было, а выпускники столичных вузов на дорожных стройках Поморья надолго не задерживались.

Приказом Минвуза РСФСР № 220 от 20 марта 1961 года на факультете промышленного и гражданского строительства (ПГС) АЛТИ при кафедре сухопутного транспорта леса была открыта подготовка инженеров по специальности «Автомобильные дороги».

Николай Иванович Скрипов
Николай Иванович Скрипов

Организаторами курса подготовки инженеров-дорожников были доценты Н. И. Скрипов и Т. А. Гурьев.

Николай Иванович Скрипов родился в 1912 году в деревне Вичкодор Сысольского района Республики Коми в семье крестьянина. После окончания восьми классов в 1930 году был командирован на учёбу в АЛТИ на лесоинженерный факультет, который окончил в 1934‑м. Работал по специальности на предприятиях Архангельской и Свердловской областей. В 1940 году Николай Иванович стал ассистентом кафедры сухопутного транспорта леса АЛТИ, одновременно учась в аспирантуре.

В июне 1941‑го Н. И. Скрипов был мобилизован в Красную армию и служил на офицерских должностях в железнодорожных войсках на разных участках фронта. Участвовал в освобождении Польши. После демобилизации в 1945 году в звании майора продолжил работу в АЛТИ — сначала старшим преподавателем (1946–1951), затем доцентом кафедры сопротивления материалов и теории механизмов (1951–1955), позже — доцентом кафедры сухопутного транспорта леса (1955–1966) и доцентом кафедры сопротивления материалов (1966–1967). В 1950 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1951‑м был утверждён в учёном звании доцента.

Николай Скрипов награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».

Тимофей Александрович Гурьев
Тимофей Александрович Гурьев

Другой основоположник дорожной кафедры, профессор Тимофей Александрович Гурьев, работал в АЛТИ — АГТУ с 1954 по 2003 год. Тимофей Гурьев родился 9 мая 1922 года. Его трудовая деятельность начиналась на кафедре сухопутного транспорта леса, на базе которой в 1965‑м была организована подготовка инженеров-дорожников. С 1965 года Гурьев возглавлял сначала курс, а затем — с 1974‑го — и кафедру автомобильных дорог на строительном факультете (до 1990 года).

Трудно переоценить тот огромный вклад в развитие и становление кафедры, который сделал за свою многолетнюю работу Тимофей Гурьев. Под его руководством кафедра автомобильных дорог стала ведущей на строительном факультете. В 1980‑е годы здесь впервые была внедрена прогрессивная система обучения: целевая интенсивная подготовка специалистов (ЦИПС), использование ЭВМ всех поколений в учебном процессе при изучении всех дисциплин, выполнении курсовых и дипломных проектов.

Тимофей Александрович был прекрасным организатором и инициатором многих начинаний в вузе. Так, при его непосредственном участии был создан учебно-производственный отряд «Дорожник» по паспортизации и изысканиям автомобильных дорог Архангельской области. Он установил творческие связи кафедры с ведущими вузами, занимающимися подготовкой специалистов-дорожников (МАДИ, КАДИ, ХАДИ, ЛИСИ, СибАДИ и др.).

Много внимания Тимофей Гурьев уделял подготовке учебно-методической литературы, реальным темам дипломного проектирования, творческому сотрудничеству с производственными и проектными организациями дорожной отрасли в нашей области и за её пределами. При его руководстве кафедрой в учебный процесс вошли многие новые, ранее не изучавшиеся дисциплины: автоматизированные системы управления предприятием (АСУП), система автоматизированного проектирования (САПР) и др. Успешно под его руководством выполнялась и научно-исследовательская работа по заявкам «Архангельскавтодора». Основными направлениями научных исследований были исследование водно-теплового режима земляного полотна в условиях Архангельской области, использование отходов промышленности и местных материалов для строительства дорог в регионе и др. По результатам исследований под руководством Тимофея Гурьева и при его участии подготовили и защитили кандидатские диссертации В. А. Лукина, Е. Г. Карзин, А. П. Игнатьева, Е. В. Ширшов, А. М. Кулижников, А. М. Сажинов.

В течение многих лет Тимофей Гурьев был проректором по научной работе. По его инициативе в 1966 году в АЛТИ создан РИО. В эти годы Тимофей Александрович возглавлял городское отделение Общества советско-болгарской дружбы. Лауреат премии Ломоносовского фонда, изобретатель СССР и заслуженный работник высшей школы, Тимофей Гурьев был отмечен и многими другими наградами за свою неутомимую работоспособность и всё то, что он успел сделать для развития кафедры автомобильных дорог, строительного факультета и института (университета).

Стоит также отметить, что подготовка инженеров-дорожников неслучайно была начата на кафедре сухопутного транспорта леса, где уже существовала прекрасная научная школа профессора Валентина Васильевича Щелкунова. В своё время под его руководством защитили диссертации Н. Н. Буторин, А. А. Ткаченко, Н. И. Скрипов, Т. А. Гурьев, Г. А. Калинин, Ф. А. Павлов, Б. В. Уваров, Р. Л. Коровкин, В. И. Жабин, Е. С. Буряк, В. Казанцев и др. Практически все научные исследования этой кафедры были продолжены сотрудниками курса автомобильных дорог, который создавался и получил своё развитие в период становления при кафедре сухопутного транспорта леса АЛТИ.

Факт

Учебно-производственный отряд «Дорожник» был создан при непосредственном участии Тимофея Александровича Гурьева.

 

Материал из книги «ALMA MATER дорожников Поморья»