
Жители села Коткино, где работает рыболовецкий колхоз СПК РК «Сула», — люди особенные: немногословные, трудолюбивые, хозяйственные и решительные. Алексей Коткин, 25 лет возглавлявший «Сулу», в этом смысле — плоть от плоти своего села: очень надежный, очень упрямый и такой же немногословный. Поэтому расспрашиваем мы об Алексее Игнатьевиче не его самого, а его коллег — сегодняшнего председателя СПК РК «Сула» Анатолия Чудочина и председателя РК «Победа» Николая Быхана
Все возможное и невозможное
Анатолий Петрович показывает трудовую книжку своего предшественника. В сентябре 1975 года Алексей Коткин был «принят в члены колхоза», в 1977‑м окончил Вельский совхоз-техникум, два года служил в армии и с 1979‑го работал только в колхозе: заведующим гаражом, трактористом, главным энергетиком, а с января 1997 года — председателем. Последняя запись от 21 февраля 2023 года — об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
— В 2022 году прошло перевыборное собрание, — рассказывает Анатолий Чудочин, — но тогда Алексей Игнатьевич не уволился, потому что должен был еще год догуливать свои неиспользованные отпуска. Представьте, сколько он работал без отдыха.
— Анатолий Петрович, вы помните свое первое впечатление об Алексее Коткине при знакомстве с ним?
— Я познакомился с ним в 2010 году, когда приехал в округ и начал работать в Ненецкой агропромышленной компании. Первое впечатление — это человек скромный, человек слова, и при этом у него есть одна хорошая черта, которую не все любят: он очень упрямый. Если Алексей Игнатьевич сказал, что он что-то сделает, — он выложится на сто процентов и даже больше, но свое слово сдержит.
— Можете привести пример?
— Шесть лет назад он сделал все возможное и невозможное, но построил в колхозе новую животноводческую ферму с беспривязным содержанием КРС стоимостью более 146 миллионов рублей, убойный пункт, водозабор и водоочистку.
На ферме стоит прекрасное ирландское оборудование, которое позволяет двум дояркам доить 170 коров. Две женщины приходят к половине пятого утра — и около восьми их работа уже окончена. В восемь часов молоко поступает в цех переработки, а уже в час дня продукция готова. Вечерняя дойка тоже начинается в полпятого и длится до восьми. Всего на ферме работают 16 человек.
Средняя зарплата по колхозу, начисленная в 2022 году, составила 86 тысяч рублей. Да, зарплаты очень хорошие, но и люди ответственные. У меня трудовой стаж сорок лет, но такого отношения к работе у людей, поверьте, я больше нигде не встречал. Они так болеют за свой колхоз!
— В чем это выражается?
— Сам менталитет жителей деревни и ее окрестностей не такой, как везде. Представьте: я прихожу на утренний развод, и, если кто-то из работников, скажем так, сделал что-то нехорошее, я просто ставлю на вид и ухожу. А уходя, слышу, как с ним разговаривают его коллеги. Они так поговорят, что потом всякое желание пропадает вести себя как попало!
Другой пример: зоотехник Татьяна Николаевна Выучейская, заведующий фермой Александр Валерьевич Сазонов и ветврач Ольга Владимировна Наумова приходят на работу уже в полседьмого утра. Если что-то случится и нужно будет появиться на ферме в субботу или воскресенье — они прилетят не задумываясь. И такое отношение к работе у всех наших сотрудников.
Ему можно довериться
Председатель рыболовецкого колхоза «Победа» Николай Быхан подтверждает: народ в Коткино на редкость трудолюбивый, хозяйственный и решительный, а СПК РК «Сула» всегда был крепким хозяйством.
— С Алексеем Игнатьевичем я знаком с 80‑х годов, — говорит Николай Иванович, — а с 90‑х, когда мы оба стали председателями рыбакколхозов, общались очень тесно.
— С чем столкнулся Алексей Коткин, когда его избрали председателем?
— Хозяйство ему досталось хорошее, стабильное: еще при легендарном председателе Павле Гавриловиче Коткине, который руководил «Сулой» 30 лет, колхоз одним из первых приобрел рыбопромысловое судно. Оно стало большим подспорьем: денежные доходы тех, кто ловил в море, существенно отличались от доходов тех, кто занимался только добычей рыбы на местных водоемах и животноводством.
При этом основная жизнь колхоза СПК РК «Сула» все равно была (и остается) сосредоточена вокруг деревни и выездов на рыбоучастки. В зимний период добывали навагу, выезжали на Урдюжские озера и подледно ловили сиговых. Летом ставили перекрытия на реке Печоре и ловили семгу. Семга шла стабильно, давала уверенный доход и хорошее финансовое подспорье.
А вот животноводство у них было не сказать чтобы крупное. Почему? Когда в НАО работали перерабатывающие заводы, они брали у колхоза продукцию. А когда они один за другим закрылись, колхозу пришлось перерабатывать молоко самостоятельно и самостоятельно заниматься сбытом. Это с нашей-то логистикой, когда от Коткино до Нарьян-Мара — около 110 километров, причем зимой туда можно попасть только по воздуху или на снегоходе, а летом — по реке! Так что только рыбодобыча и спасала колхоз.
Пять лет назад Алексей Игнатьевич построил свою знаменитую ферму. Мы с ним иногда спорили по этому поводу, я даже говорил: «Да зачем тебе все это нужно?» Но он все равно своего добился.
— Какие истории вспоминаете, когда собираетесь за столом?
— Много у нас историй было за эти годы, чего мы только не пережили — перестройку, бартеры, кризисы. Но не об одном только производстве мы говорим, когда собираемся. Говорим и о жизни своей, о детях, о семье… Алексей Игнатьевич очень много рассказывал о своем роде, о том, как его предки попали сюда из Нижнего Новгорода. Его брат Александр Коткин, который живет в Мезенском районе, даже снимался в фильме «Поморы» как коренной помор.
Я могу сказать просто: мне очень приятно общаться с этим человеком. Ему можно довериться: если мы о чем-то поговорили, это останется между нами. Он из тех людей, которые не очень многословны, но живут по принципу «мужик сказал — мужик сделал». За это его уважают и жители Коткино, и наши коллеги по Ненецкому рыбакколхозсоюзу.
Как выжить агропрому в Заполярье?
Рассказывая о том, какое хозяйство оставил ему «в наследство» Алексей Коткин, сегодняшний председатель говорит: «Таких колхозов, как СПК РК „Сула“, в округе больше нет».
— Анатолий Петрович, расскажите подробнее о сегодняшней жизни колхоза.
— Основной доход СПК РК «Сула» получает от рыбодобычи. У нас есть два рыболовецких судна — «Заполярье» и «Печора», мы ловим треску, пикшу, сельдь и еще несколько видов рыб, квота составляет 11 тысяч тонн.
Колхоз является градообразующим предприятием села Коткино. Мы занимаемся животноводством и переработкой молока — у нас есть уникальная сепараторная станция, где производится около 15 наименований молочной продукции: масло, сыр, сметана, сливки, йогурты, творог и сладкие творожки, мороженое — все это делается исключительно из цельного молока. Наш бренд — сливочное масло, которого мы производим порядка 27 тонн в год.
— А как реализуете?
— Реализуем в своем фирменном магазине в Коткино, а зимой, когда есть дорога, возим кисломолочную продукцию и молоко на Трэколе в Нарьян-Мар. Также мы производим говядину — в пределах 30 тонн в год. Половину мяса сдаем на мясокомбинат в Нарьян-Маре, а остальное перерабатываем в собственном цехе. Наша продукция пользуется большим спросом в селе, много заказов поступает из Индиги и близлежащих деревень.

— Как выжить сельскому хозяйству в Заполярье?
— В 2023 году мы получили окружные дотации, каких в России больше нет нигде. Как это было: в сентябре 2022 года губернатор НАО Юрий Бездудный посетил Коткино, я показал ему хозяйство и донес до губернатора свое видение, какой должна быть эффективная поддержка сельского хозяйства. В октябре в округе состоялось заседание сельхозсовета. Признаюсь, я ожидал, что на нем будет озвучено решение о каких-либо дотациях, но никак не думал, что их примут в таком объеме! Когда губернатор сказал, что дает соответствующее поручение профильному департаменту, я зааплодировал и сказал спасибо.
Мы получаем 75 рублей на один килограмм реализованного (или отгруженного на собственную переработку) молока. Дотация на килограмм мяса, сданного на мясокомбинат, составляет 150 рублей, также мы получаем дотацию на то мясо, которое реализуем в деревне. Кроме того, нам вернули дотацию на доставку масла и сыра вертолетом. В ответ на эти меры поддержки мы пообещали ни на рубль не повышать цены на свою продукцию для населения. И более того — для жителей Коткино мы снизили цену на мясо на 50 рублей.
Вы спросили, как выжить сельскому хозяйству в Заполярье. Единственный вариант ответа — с региональной поддержкой. Если меры поддержки, принятые в этом году, будут системными, а Юрий Бездудный уже зарекомендовал себя как системный руководитель, — животноводство в НАО будет жить и развиваться.
Цифры
- 170 голов — дойное стадо СПК РК «Сула»
- ≈460 голов — общее количество коров в стаде
- 4500 литров молока составил надой на фуражную корову в 2022 году
- 57 человек работают в СПК РК «Сула»
Факты
- В селе Коткино у рыбакколхоза «Сула» есть свои пекарня, столовая, фирменный магазин, собственная переработка молока и мяса.
- В 2013 году Президент России Владимир Путин объявил благодарность председателю РК «Сула» Алексею Коткину за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. В 2022 году Алексею Коткину присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства».