Школа искусств № 7 стала брендом Котласа
Котласская музыкальная школа открыта в 1957 году. Создание и развитие отделений в школе было связано с веянием времени, с яркими творческими личностями, возможностями коллектива в разные годы. Все вместе они являются составляющими единого целого и своим вкладом в общее дело пишут одну общую историю — историю школы искусств «Гамма».
О человекотворчестве
— Татьяна Евгеньевна, что такое школа искусств для такого города, как Котлас? Какое значение она имеет здесь?
— В условиях малого или среднего города школа искусств зачастую является средоточием духовной жизни. Она занимается ни много ни мало человекотворчеством. И одновременно играет роль центра образования населения и очага культуры. Поэтому здесь социальный статус школы искусств гораздо выше, чем в мегаполисе или крупном областном центре. В Котласе «Гамма» — настоящий городской бренд.
— В этом году школе исполняется 65 лет. Мы знаем, что начиналась она буквально с двух преподавателей и двух классов. Что за путь она прошла, чтобы стать, как вы говорите, брендом города?
— Сегодня, когда в «Гамме» работают 70 преподавателей и концертмейстеров на шести отделениях, трудно себе представить, что на первых порах в школе было всего два класса: фортепиано и баяна. Постепенно один за другим открылись классы скрипки и домры, коллектив рос, увеличивалось количество учащихся, но инструментов не хватало, не было у школы и своего помещения. Свое первое здание она получила в 1962 году — это был деревянный дом, сейчас он уже снесен. Школа проработала в нем около 40 лет, и, конечно, память об этом здании хранят педагоги и выпускники тех лет.
Далее открываются классы духовых инструментов, аккордеона и вечернее отделение школы, складываются первые творческие коллективы, педагоги начинают проводить для населения лекции-концерты. 1970‑е и начало 1980‑х были прекрасными, очень плодотворными годами в истории школы. Именно тогда сформировались основные направления работы, сложился сплоченный коллектив. И я хочу сказать, мы сохранили тот высокий уровень школы. У наших преподавателей есть чему поучиться.
С 1972 года «Гамма» — методический центр юга Архангельской области. Котласское кустовое методическое объединение на настоящий момент насчитывает 12 школ. Работа объединения — это открытые уроки, семинары, мастер-классы, которые теперь есть возможность транслировать в прямом эфире. Мы издаем сборники, методические пособия, программы.
В 1976 году была организована детская филармония, которая успешно работает и сегодня. Концерты филармонии посещают воспитанники детских садов и учащиеся общеобразовательных школ города в возрасте от 3 до 17 лет.
— А 20 лет назад школа получила новое здание, в котором сейчас и находится…
— Да, причем незадолго до этого в школе было открыто художественное отделение, а переезд позволил открыть еще и хореографическое. С новым зданием музыкальная школа обрела новый статус и была переименована в школу искусств. В 2008 году здесь появилось еще одно направление — театральное.
Мудрость и опыт
— Вы сказали одну интересную вещь: «У наших преподавателей есть чему поучиться». А именно?
— Как я уже рассказывала, школа не одно десятилетие является методическим центром юга области. Это говорит само за себя. Кроме того, у нас в школе работает много преподавателей, умудренных опытом, они знают, как выявить по‑настоящему сильного, яркого, трудолюбивого ребенка и развить его способности. И результаты не заставляют себя долго ждать. Ежегодно пять-шесть наших учеников становятся стипендиатами главы Котласа, одного ежегодно признают призером конкурса «Молодые дарования Архангельской области». Учащиеся школы регулярно успешно принимают участие в конкурсах и фестивалях различного уровня — от школьных до международных, проводимых в очном и дистанционном форматах в разных городах России. В среднем за год 600 обучающихся становятся участниками конкурсных мероприятий, 400 из них — лауреаты и обладатели дипломов Гран-при.
На базе нашей школы проводятся конкурсы различного уровня по художественному и музыкальному направлениям с привлечением в жюри ведущих преподавателей страны. Конкурсы объединили представителей Северо-Запада — Архангельской, Вологодской, Кировской областей, республик Коми и Карелия. Детям это дает возможность проявить свое мастерство, а школе — расширить творческие контакты.
2–3 процента наших выпускников ежегодно поступают в вузы и ссузы по профилю. В основном это выпускники художественного отделения.
— А они приходят потом работать в родную школу?
— Сейчас в принципе довольно сложно вернуть молодежь из столицы в малый или средний город. Но могу сказать, что сегодня из 109 работников школы 47 — ее выпускники. Они вернулись в свою школу продолжать наше дело. Не так давно я поздравляла с 85‑летием, пожалуй, старейшего преподавателя «Гаммы», в прошлом преподавателя хорового отделения Наталью Анатольевну Григорьеву. Многие преподаватели нашей школы учились у нее.
— Как за последние годы изменились интересы, приоритеты у детей?
— Сейчас большим спросом пользуются художественное и театральное отделения, из музыкальных очень популярно эстрадное направление класса сольного пения. К сожалению, все меньшим спросом пользуются инструменты народного оркестра — домра, баян. Я сама баянист, и мне очень больно об этом говорить. Сегодня очень перспективно окончить художественное отделение: это базовое образование для будущих дизайнеров, архитекторов, иллюстраторов, модельеров и так далее. Но мы делаем все для того, чтобы музыкальное отделение продолжало жить и развиваться.
Есть мечта — концертный рояль
— «Гамма» была одной из первых в Архангельской области школ искусств, которая реализовала программу «Культура Русского Севера» в рамках нацпроекта «Культура»…
— Действительно, в 2019 году за счет средств бюджетов трех уровней — федерального, регионального и муниципального — мы приобрели музыкальные инструменты, магнитно—маркерные доски, муфельную печь, обновили библиотеку, мебель, световое и звуковое оборудование в большом концертном зале. И мне бы хотелось повторить этот опыт, потому что материально-техническая база школы хотя и отвечает всем нашим потребностям, но значительно устаревает.
— Например?
— В нашей школе есть два оркестра — духовой и народный. Очень бы хотелось обновить их инструменты. Чтобы они звучали по‑новому…
Фортепиано и кабинетные рояли последний раз мы приобретали также довольно давно — в 2008 году, а потом закупили восемь фортепиано уже по нацпроекту. Один инструмент — «Михаил Глинка» — нам был подарен в рамках программы по оснащению музыкальных школ отечественными музыкальными инструментами Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Но у нашей школы два здания, нужны еще инструменты.
— А если помечтать — представить, что у школы закрыты все основные потребности и еще остались деньги, что бы вы приобрели?
— Рояль! Он очень нужен нам в концертный зал. Но хороший рояль сейчас стоит порядка 15 миллионов рублей. А еще… Нам необходимо работать еще в одном направлении — цифровизации учреждения. У нас пять компьютеров на всю школу. Если бы у школы были свободные деньги, я бы открыла в учреждении студию звукозаписи.
Школа искусств — это судьба
— Татьяна Евгеньевна, а как вы пришли сюда?
— Я пришла в школу в 1996 году. 12 лет отработала преподавателем класса баяна, в 2008 году была назначена на должность директора. Как я пришла именно в профессию? Думаю, у меня других вариантов просто не было: я училась в классе баяна музыкальной школы поселка Вычегодский у Людмилы Борисовны Невзоровой. Мне кажется, я с первого урока поняла, что хочу быть только преподавателем по классу баяна. Людмила Борисовна создавала на уроках творческую атмосферу. Ей одновременно удавалось быть и требовательной, и доброжелательной. Я очень любила наблюдать за тем, как она сама играла на инструменте. А если ребенка по‑настоящему заразить своим делом, это обязательно даст плоды. Так получилось и со мной. Не подражать ей было невозможно.
— А музыкальная школа в Вычегодском в целом была популярной?
— Музыкальным образованием был охвачен достаточно большой процент детей Вычегодского: при численности населения 15 тысяч человек в школе учились 220 детей. Поступали в школу по конкурсу — желающих было очень много.
С 2015 года она входит в структуру нашей школы искусств. За этот период длиной в семь лет мы научились существовать вместе. Это непросто в условиях, где одному коллективу — 44 года, а второму — почти 65. Ведь до совместной работы коллективами были наработаны свои традиции.
— Не жалеете, что после окончания Архангельского музучилища не вернулись в родную школу?
— Я очень рада, что судьба сложилась именно так. Помню, как пришла еще в старую деревянную школу, в очень опытный коллектив — у педагогов было по 20, 30 лет стажа. А я здесь первый день… Сразу возникло чувство огромной ответственности. Сейчас уже у самой 26 лет стажа. В нашей работе от всеобъемлющего чувства ответственности никогда не уйти — особенно когда ты руководишь школой с коллективом больше ста человек, которую посещает более тысячи детей.
Недавно меня спросили: «Чем ваша школа отличается от других подобных?» Я ответила, что у нас постоянный педагогический коллектив, значит, наша школа — преданная своему делу. Здесь много улыбающихся лиц, значит — счастливая. Здесь всегда рады своим выпускникам, значит — гостеприимная. Здесь готовы помочь каждому ученику, значит — отзывчивая. Сюда бывшие ученики приводят своих детей и внуков, значит, наша «Гамма» — любимая!