Попробуйте не зубрить, а придумывать образы

«Меня зовут Светлана Беличенко, мне 32 года, я из Архангельска, и у меня уникальная фотографическая память. Эта способность возникла у меня в результате тренировок» — так представилась героиня телепрограммы «Удивительные люди» на канале «Россия 1».

— Светлана, как вы оказались «в телевизоре»?

— Я смотрела первый сезон «Удивительных людей» год назад и думала: я ведь не хуже. Там выступали мнемотехники, которые запоминают огромное количество информации. А я к тому моменту уже довольно долго самостоятельно осваивала эту дисциплину.

Кто-то запоминает раскладку карточной колоды, кто-то комбинации цветов, кто-то цифры, кто-то сетчатки глаз у людей. А я тогда с большим удовольствием изучала японские иероглифы. Я придумала, что могу с помощью мнемотехники, которую для себя разработала, запоминать иероглифы, и отправила на телевидение анкету.

— В чем суть мнемотехники?

— Это запоминание через образы и ассоциации. Вы шифруете информацию в мозг. Очень сложно привести пример, потому что это связано с личными ассоциациями. Они бывают непереводимы для другого человека.

Вот карточка, одна из тех, по которым мы с детьми занимаемся (на карточке размером с игральную карту по 12 картинок с каждой стороны, карточек этих целая колода, и на каждой разный набор картинок — Прим. авт.). Нужно ее запомнить. Смотрите, как я это делаю: видим белочку, коньки, подсолнух, стул, фантазируем: белочка едет на коньках, на коньке у нее нарисован подсолнух, на катке стоит стул, дальше: кольцо, сапожок, бинокль, балалайка, опять фантазируем: на зеленом сиденье стула лежит кольцо с изумрудиком, под стулом лежит сапожок, внутри сапожка — ребенок побаловался — лежит бинокль, если заглянем в бинокль, увидим балалайку. Уже некая история вырисовывается.

Продолжим: щука, фейерверк, КамАЗ, лисичка. Что же придумать? А вот что: в балалайке между струн застряла щука, щука смотрит на фейерверк, а брызги от фейерверка падают в кузов огромного КамАЗа, в котором сидит маленькая рыжая лисичка и ловит брызги фейерверка. Видите, как легко мы смогли запомнить двенадцать совершенно, казалось бы, не связанных друг с другом предметов, изображенных на карточке. Теперь уберем карточку. Я готова сразу назвать по порядку предметы, которые только что запоминала: белочка, коньки, подсолнух, стул, колечко, сапожок, бинокль, балалайка, щука, фейерверк, КамАЗ, лисичка. Вот так я сейчас наглядно продемонстрировала один из вариантов запоминания случайных картинок при помощи мнемотехники.

— Как мнемотехнику можно применить при сдаче ЕГЭ, вступительных экзаменов?

— У меня на занятиях дети запоминают 20-30-значные числа за пару минут.

Мнемотехника — помощник в школе. Если дети овладеют принципами, как создавать эти миры, ассоциации, то для них школа будет не пыткой, а сущим раем. Сколько бы учитель истории ни называл дат, сколько бы учитель географии ни перечислял стран и столиц, сколько бы ни было сложных слов в русском языке — ребенку все будет в радость.

Универсальный совет: попробовать отойти от стандарта восприятия, от зубрежки. Посмотреть на этот материал по-другому. Придумать себе ассоциации. Попробовать поиграть словами, создать образы. Например, от определения «конституция» можно прийти к некоему самому главному и важному Константину, несущему в руках основной закон.

Мнемотехника превращает познание в удовольствие. Я познаю мир с большим удовольствием, чего и всем желаю.

Светлана Беличенко ведет занятия для детей и взрослых в «Лаборатории развития мозга» по адресу: Архангельск, ул. Урицкого, 1, оф.501. Предварительная запись по телефону обязательна: 8-906-283-24-35.

vk.com/public161280403