Председатель ТОС «Старый аэропорт» Виктория Боброва рассказывает, на что способно территориальное общественное самоуправление

Первый ненецкий ТОС

Именно со «Старого аэропорта» началось развитие движения ТОС в НАО. Девять лет назад жители одноименного микрорайона Нарьян-Мара поняли, что решать проблемы лучше сообща.

Виктория Боброва вспоминает, что проблем к тому времени накопилось много. Микрорайон существовал уже больше двадцати лет, при этом здесь не было дорог и автобусного сообщения с центром города. Копился мусор, который никто не вывозил. Несколько поколений детей выросли без обычной детской площадки. И так далее и тому подобное…

Активисты приняли правильное, но далеко не самое простое решение: зарегистрировать ТОС как юридическое лицо. Такой статус дает большие возможности, но проблема в том, что в 2011 году ни в Архангельской области, ни тем более в НАО ТОСов-юрлиц еще не существовало. На регистрацию ушел ровно год. И в декабре 2012‑го активисты ТОС «Старый аэропорт» получили свидетельство о регистрации и начали работать.

И никаких пакетов в лесу

Сначала решили проблему с вывозом мусора. Ведь было как? На въезде в поселок стояли контейнеры, но мусор из них никто не убирал. Образовалась свалка. У людей накипело, и сгоряча они вывезли все отходы, а контейнеры выбросили. На прежнем месте стало чисто, но теперь захламлялся красивый лес…

Сейчас мусор вывозит муниципальное бюджетное учреждение «Чистый город». О том, как удалось этого добиться, Виктория Алексеевна говорит просто и коротко: «Мы провели работу». А лес тосовцы очистили самостоятельно. И основательно: раньше, рассказывают, гуляешь, найдешь гриб — и тут же пакет для него под ногами. Теперь — все, никаких пакетов…

Затем стали решать вопрос со строительством дороги. Добились изменений в бюджете Нарьян-Мара, в городской целевой программе появилась подпрограмма об обеспечении транспортной инфраструктурой территории микрорайона Старый аэропорт, город выделил деньги… И построенная дорога стала, пожалуй, лучшей дорогой Нарьян-Мара. Сейчас по ней ходят два муниципальных маршрута — № 2 и № 6, которые также появились по инициативе ТОСа.

— Потом ко мне обратились жители микрорайона: мол, у нас детки маленькие были, им обещали детскую площадку. Дети выросли, внуки родились, а детской площадки все нет, — говорит Виктория Алексеевна. — А тут как раз появилась федеральная программа «Комфортная городская среда». И наш депутат Вера Авенировна Дроздова стала меня подталкивать поучаствовать в ней. Нас включили в эту программу, и — ура! — в 2017 году в Старом аэропорту появилась детская площадка.

Студенты и школьники, которых ТОС нанял на работу, красят остановку

Дали работу подросткам

— Что мы еще делаем? Занимаемся благоустройством. Летом у нас такой красивый микрорайон! — продолжает председатель.

Тосовцы выиграли два гранта — 300 тысяч рублей, добавили свои деньги, закупили больше трехсот саженцев цветов и заказали вазоны на заводе, производящем малые архитектурные формы, в Москве. Плюс заключили договоры на выращивание рассады с местными жителями — получилось поддержать земляков материально и вовлечь их в общее дело.

Устанавливали новые вазоны с цветами тоже сами жители микрорайона вместе с подростками, трудоустроенными на лето по окружной программе. В 2019 году ТОС принял на работу 43 человека — 10 студентов и 33 школьника. Занимались они уборкой и благоустройством.

— И в поселке порядок, и дети заняты, и денег они заработали, — улыбается Виктория Алексеевна. — Они теперь лишний раз сами бумажку на землю не бросят и замечания делают, если кто‑то мусорит.

Будущая рябиновая аллея

Еще одна инициатива ТОСа — сделать на улице Рябиновой рябиновую аллею. Красивая же идея, правда? Почти три десятка саженцев подарил город, еще столько же купили в Кирове, получив на них субсидию. У каждой рябины есть свой шеф — местный житель, который за нее отвечает.

И что еще очень важно: ТОС добился от властей реконструкции улицы Авиаторов, которая ведет в Старый аэропорт. Дорога здесь была не освещена, отсутствовали тротуары… Улица вошла в нацпроект «Безопасные и качественные автодороги», в 2019 году здесь началась реконструкция, в 2020‑м работы должны быть завершены.

Как пересадить полсотни деревьев

А вот другая история, которая показывает, на что способно территориальное общественное самоуправление. Некоторое время назад вокруг Старого аэропорта начали вырубать лес — расчищать место для предоставления земельных участков многодетным семьям.

— У нас и так мало зелени, а когда вырубили много леса, в полный рост встала проблема с песчаными бурями, — вспоминает Виктория Боброва. — Мы обратились к главе города с вопросом о покупке машины для пересадки деревьев. Глава, в свою очередь, обратился к губернатору, а он — к нефтяникам. Нефтяники оплатили покупку «Амкадора» с навесным оборудованием. Сегодня он стоит на балансе МБУ «Чистый город». На заводе-производителе удивились: надо же, такие машины есть только в крупных городах, а тут маленький Нарьян-Мар озаботился и приобрел.

Но с завода пришла машина под пересадку некрупных деревьев — до трех метров высотой. А ТОСу нужно было пересаживать великанов, которым по 50–60 лет!

— Мы наняли технику, — говорит Виктория Алексеевна, — и с ее помощью пересадили 53 дерева из леса в поселок: вокруг детской площадки, во дворах, на улицах. Деньги собирали всем миром. Отозвались и жители поселка, и простые горожане, и депутаты, чиновники… Теперь нам потребуется помощь в поливе — на каждое дерево нужно около 200 литров воды. Видимо, будем привлекать к этому поливальную машину.

Глава Нарьян-Мара Олег Белак, Виктория Боброва и генеральный директор ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Валерий Остапчук после подписания соглашения, 2019 год

Память о строителях аэропорта

К 75‑летию Победы и 85‑летию Нарьян-Мара ТОС «Старый аэропорт» задумал поставить спектакль «Оборонный объект № 1» о трудовом подвиге жителей Нарьян-Мара при строительстве аэродрома в годы Великой Отечественной войны. Автором пьесы стала кандидат исторических наук Марина Коловангина.

Здесь это особая тема. Микрорайон стоит на месте того самого аэродрома, и память о его строителях очень дорога многим жителям.

— В строительстве аэродрома принимало участие порядка 5900 человек: полдня жители города работали на своей основной работе, а полдня — на стройке, — рассказывает Виктория Боброва. — Люди приходили домой, покрытые ледяной коркой: бревна выкатывали из воды вручную. Моя свекровь в то время училась в педучилище. После занятий студентки, маленькие худенькие девчонки, шли на стройку.

Виктория Алексеевна мечтает увековечить память о строителях первого аэродрома и о подвиге военных летчиков, которые здесь базировались. Она уверена: в микрорайоне нужно поставить памятник и создать музей истории старого аэропорта. Хотя бы виртуальный.

Колядование на Святки: в Старом аэропорту не только трудятся, но и отдыхают вместе