Вот уже 25 лет архангельская средняя школа № 5 доказывает, что разные дети могут учиться вместе

В 1998 году в Архангельске впервые появились классы для детей с нарушением слуха и зрения. За последующие четверть века коллектив пятой школы создал успешную модель инклюзивного образования. О том, в чем ее основная идея и как она реализуется на практике, рассказывает директор школы Екатерина Селякова.

— Екатерина Пантелеймоновна, в чем особенность вашей школы?

Екатерина Селякова, директор архангельской средней школы № 5
Екатерина Селякова, директор архангельской средней школы № 5

— Мы единственная школа в Архангельске для детей с нарушением зрения или слуха. Но мы не коррекционная школа, как некоторые нас ошибочно воспринимают. Конечно, у нас есть свои особенности: специальное оборудование, учебные программы, психолого-педагогическое сопровождение, организация лечения, работа учителей-дефектологов, но все обучение строится в рамках единого учебного процесса. Ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ, получают обычные аттестаты о среднем общем образовании. Освоив школьную программу, ребята продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.

Основная идея нашей школы — научить разных детей учиться вместе и взаимодействовать. Ребята с нарушением зрения и слуха наравне с ребятами из общеобразовательных классов активно участвуют в школьной жизни, становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов, спортивных мероприятий. Например, в последнем «Кроссе нации» наш слабослышащий мальчик занял призовое место, чему мы очень рады.

Единственное отличие нашей адаптированной программы от общеобразовательной заключается в том, что в целях лучшего усваивания материала учениками она немного растянута, а потому обучение занимает 12 лет.

— Какие специальные условия созданы для обучения?

— В школе создана доступная среда для детей с нарушением слуха и зрения. Для незрячих детей на каждой двери есть тактильные таблички со шрифтом Брайля, нанесены желтые сопровождающие полосы. Также ребята обеспечены учебной и художественной литературой с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Слабовидящие дети обучаются с соблюдением нормы зрительной нагрузки по адаптированным учебникам с увеличенным шрифтом и с использованием специального раздаточного материала. В школе есть стационарные и переносные увеличители шрифта и другие индивидуальные приспособления, которые подстраиваются под ребенка. По школе детей с нарушением зрения сопровождает тьютор. Для ребят с нарушением слуха коридоры оснащены бегущей строкой, что позволяет доводить до них дополнительную информацию.

— Много ли в школе учащихся с ограничениями по здоровью?

— Класс слабовидящих ребят у нас набирается ежегодно. Часть детей приходит после первого класса, когда из‑за возросших зрительных нагрузок зрение начинает подводить. Тогда психолого-медико-педагогическая комиссия дает направление, и ребята переходят в нашу школу. На сегодняшний день классы слабослышащих детей полностью набраны на параллелях первых, третьих, пятых, девятых и двенадцатых классов. В общеобразовательных классах обучаются шесть детей с расстройством аутистического спектра. Всего в школе — 525 детей.

— В каких еще направлениях, помимо учебы, дети могут себя реализовать?

— В школе развивается спорт для учащихся с ОВЗ. Мы специально направляли учителей физкультуры в Москву для обучения адаптивным видам спорта. Дети играют в шоудаун — теннис для незрячих и в голбол, где нужно забросить громко звенящий мяч в ворота противника. На нашей базе открыт федеральный спортивный клуб для незрячих. Мы проводим открытый турнир Архангельской области по этим видам спорта, благодаря чему в приятной атмосфере наши ребята могут почувствовать дух соревнований.

— Екатерина Пантелеймоновна, в каких проектах участвует школа?

— В этом учебном году мы стали участниками федерального проекта «Профессионалитет» в образовательном кластере отрасли педагогика «ПРОобразование», реализуемом Архангельским педагогическим колледжем. К нам на практику уже пришли студентки в качестве классных руководителей. Наша школа — хорошая практическая площадка для молодых педагогов, так как у нас есть дошкольные адаптивные коррекционные группы и различные классы. Несмотря на то что коллектив в учреждении стабильный, все равно происходят разные жизненные ситуации: кто‑то из учителей уходит на пенсию, кто‑то — в декрет, поэтому потребность в новых кадрах всегда есть. Проект позволяет нам как работодателям участвовать в подготовке кадров именно под наши запросы.

Планируем принять участие в проекте «Модернизация школьных систем образования в Архангельской области». Мы уже вошли в этот проект с дошкольными группами — капитальный ремонт запланирован на 2025 год. В настоящее время нами подготовлены пакеты документов на капитальный и косметический ремонт школы. Хотя дело это трудное, но мы рассчитываем, что все получится. Программа реализуется до 2026 года.

— Поделитесь ближайшими планами.

— В рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» с сентября этого года во всех школах России введена должность советника по воспитанию и взаимодействию с общественными детскими организациями. С нашим советником мы открыли на базе нашей школы отделение Российского движения детей и молодежи.

Также хотим в этом году организовать театральную студию для всех учащихся — и уже заручились поддержкой нашей выпускницы, актрисы Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова Нины Няниковой.

Для нас стал актуальным проект «Парта героя». В числе погибших при исполнении служебного долга в ходе СВО теперь есть наши выпускники. Мы увековечим их имена.

В будущем году нашей школе исполняется 55 лет, и сегодня мы работаем над присвоением ей имени Героя Советского Союза космонавта Алексея Леонова. В 1973 году Алексей Архипович приехал в Архангельск и встретился с нашими учениками. Та встреча сыграла важную роль: некоторые выпускники впоследствии связали свою жизнь с авиацией. Благодаря большой работе, проведенной учащимися по изучению истории авиации и космонавтики, пионерской дружине пятой школы тогда было присвоено имя Алексея Леонова. Символично, что с той встречи прошло 50 лет…

Ребята с нарушением зрения и слуха наравне с ребятами из общеобразовательных классов активно участвуют в школьной жизни, становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов, спортивных мероприятий
Ребята с нарушением зрения и слуха наравне с ребятами из общеобразовательных классов активно участвуют в школьной жизни, становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов, спортивных мероприятий

Факт

Для быстрой адаптации детей к учебе в состав школы № 5 входят дошкольные группы, которые работают по адаптированным образовательным программам. Детские сады посещают порядка 280 детей. Многие из них потом поступают в эту же школу.

Контакты

Официальная группа архангельской средней школы № 5 в соцсети «ВКонтакте»