Все больше автомобилей в регионе переходит на новый вид топлива

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) в Приморском округе — самая большая в России.

«По сути, это мини-завод»

О задачах государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива», инициированной Президентом РФ Владимиром Путиным, и ее реализации в Архангельской области рассказывает учредитель АО «АВАНГАРД-СТРОЙ» Идрис Сайханов.

Идрис Сайханов, учредитель АО «АВАНГАРД-СТРОЙ»
Идрис Сайханов, учредитель АО «АВАНГАРД-СТРОЙ»

— Идрис Алашович, в чем основная цель строительства метановых АГНКС?

— Целью госпрограммы является увеличение потребления в России природного газа в качестве моторного топлива. Что это дает? Во-первых, использование метана позволяет уменьшить себестоимость перевозок. Во-вторых, метановое топливо повышает ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств. За счет полного сгорания природного газа в двигателе снижается износ деталей, моторное масло служит дольше, и это тоже сокращает расходы на горюче-смазочные материалы.

Еще одно немаловажное преимущество перехода на метан — это снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду. Природный газ при выхлопе выделяет меньшее количество вредных веществ, в том числе в два раза меньше оксида углерода. Сегодня актуально внедрение экологически чистых видов транспорта, и для России более приемлем вариант перевода машин на газ.

— АГНКС на Талажском шоссе в Архангельске была открыта в феврале 2023 года. Как начинался этот проект? Был ли у вас опыт строительства подобных объектов?

— Толчком для появления метановой АЗС стало обновление автобусного парка столицы Поморья. Одним из условий контракта, который выставила администрация Архангельска, был запрос на обеспечение топливом транспорта, работающего на природном газе.

Да, у нас есть большой опыт возведения АГНКС. В Московской области предприятие построило пять подобных объектов. Отмечу, что мы реализуем полный цикл работ: от проектирования до закупки оборудования и пусконаладочных мероприятий. Наши проекты разработаны с учетом санитарно-защитных зон, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства в отношении АГНКС, также они прошли согласование в санитарно-эпидемиологической службе и Роспотребнадзоре.

Сегодня мы занимаемся реконструкцией АГНКС в Нижневартовске, строим объект в Северодвинске и вторую по счету заправку в Архангельске — на улице Ленина. В городе корабелов приоритет в работе также будет направлен на обеспечение метаном пассажирского автотранспорта, а вторая архангельская заправка станет использоваться в большей степени в качестве резервной. Обе будут иметь пропускную способность 600–700 автомашин в сутки. Запустить их планируем в 2024 году.

— В чем особенности строительства АГНКС в Арктической зоне? С какими трудностями вы столкнулись при строительстве, в чем уникальность станции?

— Станция на Талажском шоссе занимает площадь 0,7 гектара. И здесь в первую очередь нас ждали сложности с грунтами. Болотистая почва дает значительное удорожание проекта в части строительства фундамента. Основное оборудование станции — это компрессоры, очень тяжелые по весу, плюс при работе они дают вибрацию. Поэтому для постройки фундамента нам приходилось использовать 12‑метровые сваи, чтобы достичь материкового грунта. Так что подготовка площадки и монолитно-бетонные работы заняли время, и нам пришлось привлечь дополнительные ресурсы.

Основная проблема при строительстве и вводе в эксплуатацию была связана даже не с региональными особенностями, а с общей ситуацией на рынке, возникшей в 2022 году. Наши основные поставщики оборудования (Аргентина — компрессоры, Чехия — блоки аккумуляторов газа) отказались от исполнения своих контрактных обязательств по установке, отладке и запуску технологического оборудования, и мне с моей командой пришлось все это делать самостоятельно. Мы привлекали специалистов со всей России, обращались в профильные организации и институты. Нам говорили, что это невозможно сделать, что у нас на это уйдут годы и огромные средства, но мы были уверены в себе и своих силах, мы не имели права подвести руководство региона и сорвать контракт на организацию пассажирских перевозок. В итоге станция была открыта в установленный срок.

Скажу вам, в чем уникальность и особенность нашей станции. Изначально она была запроектирована и построена на трех компрессорах с общей потребляемой мощностью 3 тысячи кубометров газа в час. В первые месяцы эксплуатации мы поняли, что этого недостаточно для оперативной заправки такого количества транспорта, и приняли решение об увеличении потребляемого газа до 5 тысяч кубометров и об установке еще двух дополнительных компрессоров. Опять столкнулись с волной сомнений от профессионального сообщества: мол, это сложно, нереализуемо, в России еще никто не смог так сделать. Мы взялись за это и опять доказали всем, что нет ничего невозможного, когда ты нацелен на результат и у тебя команда классных специалистов в своем деле. Хочу также отметить оперативную и слаженную работу сотрудников Архангельского подразделения АО «Газпром», которые в короткий срок провели работу по модернизации подводящего газопровода для доставки дополнительного газа к нашей станции.

— Идрис Алашович, расскажите подробнее о технических параметрах АГНКС.

— По сути, это мини-завод по производству метана. Сердце станции — это компрессоры. Их пять. В условиях импортозамещения все оборудование для АГНКС сегодня уже производится в России — Нижнекамске, Ростове-на-Дону. Что касается архангельской станции на Талажском шоссе, то проект был начат до введения санкций, мы успели ввезти аргентинское оборудование. Но программное обеспечение для нее разрабатывали уже архангельские IT-специалисты.

На заправку на улице Ленина в Архангельске будем ставить российские компрессоры. Их там будет три.

Мощность талажской АГНКС — 5 тысяч кубометров метана в час. Шесть заправочных колонок станции ежедневно заправляют метаном 215 автобусов большого класса, обслуживающих жителей города. Это крупнейшая из действующих АГНКС на территории Российской Федерации и, наверное, крупнейшая в странах Евразийского экономического союза.

Сегодня загрузка составляет одну треть от заявленной. При вводе в эксплуатацию еще двух АГНКС — в Архангельске и Северодвинске — ежедневное обслуживание составит до двух тысяч единиц автотранспорта.

— Кто в итоге станет вашим основным клиентом?

— Думаю, это не только предприятия, занимающиеся пассажиро- и грузоперевозками. Это могут быть также такси, автопарки городских коммунальных служб, все те, кто заинтересован в удешевлении себестоимости поездок. Кроме того, отмечу, что с каждым днем все больше автолюбителей переводят свои автомобили на газ, и это тоже станет стимулом для дальнейшего развития рынка производства газомоторного топлива. Хочу добавить, что один из наших будущих клиентов — Архангельское подразделение АО «Газпром», в планах которого — перевод части своего автопарка на газомоторное топливо.

Любовь Костина, оператор-кассир
Любовь Костина, оператор-кассир

Полный цикл производства

Сегодня коллектив АГНКС на Талажском шоссе — 23 человека. Основная работа лежит на мастерах по обслуживанию компрессорных установок. Среди специалистов, обслуживающих станцию, есть операторы-кассиры, операторы заправочной станции, инженер-наладчик и другие.

Александр Червин, руководитель АГНКС
Александр Червин, руководитель АГНКС

— Заправщиков мы обучали сами. По правилам водители к этому делу не допускаются. Наши заправщики — люди очень ответственные, ведь дорогостоящее оборудование требует особого внимания, — отмечает руководитель АГНКС Александр Червин.

В условиях Севера аргентинское оборудование пришлось немного утеплить. Но в целом функционирует оно нормально.

АГНКС полностью автоматизирована
АГНКС полностью автоматизирована

— АГНКС полностью автоматизирована. На этапе пусконаладочных работ возникла проблема с импортным программным обеспечением. Но ее удалось решить. Причем автоматика была настроена таким образом, чтобы приоритетом стало быстрое обслуживание именно автобусов, у которых большой объем бака. Если обычно автобус заправляется за 30 минут, то у нас на это уходит не более шести минут при одновременной заправке восьми автобусов, — рассказал Александр Червин.

Как природный газ — метан — становится моторным топливом? Газ приходит на станцию по магистральному трубопроводу давлением 6 бар. С помощью компрессоров он сжимается до 250 бар, проходит очистку, фильтрацию и сушку. После такой обработки метан подается на заправочную колонку, часть его идет в резерв в технологический бак.

Безопасность — в приоритете

АГНКС — это опасный производственный объект IV класса опасности, то есть низкого. Тем не менее исполнение станции взрывозащищенное.

— Метан легче воздуха и менее взрывоопасен. В случае утечки он уходит вверх — в отличие от пропана, который тяжелее, стелется и заполняет собой ниши в земле, — уточняет руководитель АГНКС. — Станция полностью укомплектована стационарными газоанализаторами. Кроме того, работники два раза в сутки контролируют обстановку, делая обход с портативными газоанализаторами. При малейшей утечке автоматика мгновенно останавливает работу АГНКС.

Контроль качества газового топлива проводится ежемесячно
Контроль качества газового топлива проводится ежемесячно

— Плюс метанового топлива в том, что даже в сильные морозы двигатель заведется. И качество метана одинаковое — не как на бензиновых заправках. Контроль качества газового топлива проводится у нас ежемесячно, — добавляет мастер по обслуживанию компрессорных установок Андрей Цыцилин.

Андрей Цыцилин, мастер по обслуживанию компрессорных установок
Андрей Цыцилин, мастер по обслуживанию компрессорных установок

Комфортно и быстро

Работники АГНКС заметили, что если раньше владельцев личных автомобилей здесь можно было увидеть раз в неделю, то теперь — по три-четыре в день. Торговые сети свои грузовые автомашины также переводят на метан. У них теперь два бака — для дизеля и газа. Постепенно дальнобойщики переходят на такой способ потребления топлива.

Андрей Сидоров, водитель автобуса
Андрей Сидоров, водитель автобуса

— Заправка комфортная, ребята обслуживают быстро, — говорит водитель автобуса Андрей Сидоров. — Одной заправки хватает на целый день, а я прохожу в пути почти 400 километров. Метан хорош тем, что зимой машина заводится без предварительного прогрева. И для экологии полезно — нет запаха, как от бензина.

Артем Касаткин, Оператор заправочной станции
Артем Касаткин, Оператор заправочной станции

Справка

Преимущества использования природного газа в качестве моторного топлива:

  • позволяет уменьшить себестоимость перевозок на 15–25 процентов;
  • снижает выбросы токсичных веществ в окружающую среду;
  • повышает ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств и техники специального назначения в 1,3–1,5 раза.

Факт

  • Стоимость кубометра метана в среднем по России на АГНКС составляет 21 рубль, расход топлива равен расходу бензина.

Цифры

  • 1,5 млрд рублей — сумма инвестиций в строительство трех АГНКС в Архангельской области
  • 70 рабочих мест будет создано при введении всех трех АГНКС в регионе
  • 800 автомобилей в сутки — пропускная способность АГНКС на Талажском шоссе