Архангельский речной порт: от локальных задач до крупнейших проектов страны

Освоение Арктики и крупные федеральные проекты нефтегазодобывающей отрасли на Ямале и в Карском море дали мощный толчок для развития транспортной логистики. Но главное — открыли новые возможности для архангельских компаний. Яркий тому пример — Архангельский речной порт. Многолетний опыт работы в северных водах, высокий уровень профессионализма и многопрофильность предприятия делают его востребованным как в крупнейших проектах страны, так и в решении инфраструктурных задач столицы Поморья.

100 тысяч тонн груза для Харасавэя

Навигация 2021 года открыла для Архангельского речного порта как новые проекты, так и новые виды деятельности. Предприятие является владельцем трех грузовых площадок: ЦГР «Жаровиха», Второй грузовой район и грузовой район на Соловках. Это позволяет обеспечивать грузопотоки для северного завоза — в портопункты Белого и Баренцева морей — и становиться участником крупнейших нефтегазодобывающих проектов в Карском море.

Отправка грузов на Харасавэй с ЦГР «Жаровиха»
Отправка грузов на Харасавэй с ЦГР «Жаровиха»

Все лето центральный грузовой район «Жаровиха» обеспечивал отправку грузов для Харасавэйского месторождения. Гиганты-сухогрузы российского проекта РСД-59 швартовались один за другим, чтобы обеспечить Ямал всем необходимым (по оценкам Группы «Газпром», Ямальский центр газодобычи является ключевым для развития газовой отрасли России в XXI веке). За минувшую навигацию для харасавэйского направления Архангельский речной порт обработал свыше 100 тысяч тонн генгруза, стройматериалов и различных видов спецтехники.

— На ямальском направлении Архангельский речной порт работает много лет, — рассказывает генеральный директор АО «Архангельский речной порт» Андрей Разговоров, — и это позволяет нам включиться в ряд других проектов, которые сегодня являются локомотивом в нефтегазодобывающей отрасли. Сейчас мы активно задействуем Второй грузовой район, рассчитанный на обработку сухогрузов до 12 тысяч тонн. Он стал основной площадкой для производства трубошпунта и генеральным подрядчиком по доставке этого вида груза в порт Бухта Север, где компания «Роснефть» приступила к строительству нефтеналивного терминала. Безусловно, участие в таких проектах — это перспективы для развития предприятия, совершенствование технологического процесса, получение новых компетенций. И одновременно — огромная ответственность: Арктика не прощает халатности.

Для Соловецкой больницы

Новые компетенции, полученные в арктических проектах, успешно применяются и в рамках северного завоза. Архангельский речной порт играет ключевую роль в доставке грузов в портопункты Архангельской области и Заполярья. Традиционно загруженными направлениями в течение навигации оставались Архангельск — НАО и Архангельск — Соловки. На архипелаг помимо традиционных грузов для населения в этом году речпорт отправлял и принимал стройматериалы для будущей участковой больницы — одного только песка доставлено 20 тысяч тонн, а всего грузов — 40 тысяч тонн. Песчано-гравийные смеси, которые производит Архречпорт, остаются востребованными и в дорожно-строительной отрасли. На остров Краснофлотский их транспортировано более 400 тысяч тонн. Необходимый запас сделан для Окружного шоссе, расширение которого запланировано на 2022 год.

Любимцы пассажиров

Много внимания в этом году потребовала и пассажирская навигация. Погодные условия с каждым годом увеличивают навигационный период — в 2021‑м теплоходы с реки стали уходить 18 ноября.

— Наш пассажирский флот хорошо подготовлен к работе в условиях северного климата. В его составе семь пассажирских теплоходов типа «Москва» — архангелогородцы прозвали их «белыми ласточками». Всем известные «Петр Завернин», «Леонид Марков», «Москва-49» и «Москва-36» много лет курсируют между островами в дельте Северной Двины. За последние два года мы обновили флот. На линии вышли «Аквамарин» и «Сапфир». Они стали любимцами пассажиров, потому что имеют застекленную панорамную палубу — это удобно в ветреную погоду. Сейчас готовим к работе еще один теплоход, он проходит модернизацию на Лайском судоремонтном заводе. Обновленный пассажирский флот Архангельского речного порта ничуть не хуже нового, — уверен Андрей Разговоров.

Пассажирское судно «Леонид Марков»
Пассажирское судно «Леонид Марков»

Вокзал — социальный проект

В этом году Архангельский речной порт вышел на завершающую стадию строительства речного пассажирского вокзала на архангельской пристани.

— Архангельский пассажирский вокзал — наша гордость и боль. Строительство ведется с определенными трудностями. Много вопросов возникло в процессе согласования места размещения, самого проекта, непростой период связан с археологическими раскопками, которые порт обязан был провести, потому что участок попал в зону охраны памятника архитектуры «Макаровские бани». Затем коронавирусные ограничения, затормозившие стройку из‑за долгих поставок стройматериалов. Но сегодня мы вышли на завершающий этап. Здание полностью готово, все коммуникации подведены. Строительные работы сконцентрированы внутри помещений, — уточняет Андрей Разговоров.

Для Архречпорта пассажирский вокзал — социально важный проект. Он позволит решить все инфраструктурные задачи на архангельской пристани. Сотрудники речного порта получат полноценные рабочие места, а для пассажиров распахнутся двери просторного и красивого зала ожидания с билетными кассами, туалетами, кафетерием и даже комнатой матери и ребенка.

Ввод в эксплуатацию речного вокзала завершит и благоустройство набережной на архангельской пристани. Она получит цельный облик в единой стилистике. Появится еще один уголок для прогулок горожан и гостей города в столице Поморья.

Цифры

  • >120 млн рублей составили инвестиции Архречпорта в строительство вокзала
  • >800 тысяч пассажиров перевез Архречпорт за лето

Контакты

Архангельск, ул. Старожаровихинская, 7, корп. 1, стр. 6. Тел. (8182) 42‑02‑84, www.arpnet.ru