Архангельский речной порт развивает причальную инфраструктуру и участвует в крупных арктических проектах

После двух лет ограничений, связанных с пандемией, в этом году речники отмечают рост и развитие во всех направлениях своей деятельности, а она довольно разноплановая. В полном объеме возобновились поставки строительных материалов, что позволило завершить строительство речного пассажирского вокзала на набережной Северной Двины, пассажиропоток вернулся к привычным показателям, а на грузовых терминалах в разы увеличился грузооборот для арктических проектов. О прошедшей навигации и перспективах развития Архангельского речного порта говорим с его генеральным директором Андреем Разговоровым.

По воде с комфортом

— Андрей Владимирович, Архангельский речной порт как предприятие выделяется своей многопрофильностью. У вас и пассажирское направление, и грузовое, и добыча песка. Безусловно, социально значимое — обслуживание речных линий. Как прошла пассажирская навигация в этом году?

 Андрей Разговоров, генеральный директор Архангельского речного порта
Андрей Разговоров, генеральный директор Архангельского речного порта

— Летняя пассажирская навигация впервые за последние три года дала и качественные, и количественные показатели. Период пандемии с ее ограничениями отразился на пассажиропотоке, притормозил строительство вокзала из‑за более долгих сроков поставки материалов. Но в 2022 году мы выровняли все показатели. Очень порадовал нас пассажиропоток, который приблизился к миллиону человек за полную навигацию. В эту цифру вошли не только постоянные жители островов, которые пользуются теплоходами как ежедневным общественным транспортом, но и туристы. Турпоток вырос: во‑первых, вернулись экскурсионные группы, во‑вторых, лето стояло теплое, поэтому желающих прокатиться на теплоходе, посетить берега Северной Двины, островные музеи тоже оказалось немало.

Общий пассажиропоток вырос на 32 тысячи человек. Оживление наблюдалось на линиях Архангельск — Вознесенье — Тойватово, Архангельск — Красное, Архангельск — Чубола. Это традиционные теплоходные маршруты, которые горожане, туристы и грибники используют для отдыха, походов в лес, на пикники.

Но главным событием стало, конечно, завершение строительства речного вокзала на пристани. Этого события ждали и горожане, и коллектив порта. Мало кто помнит, что когда‑то работал деревянный вокзал, на его месте сейчас жилой дом. Поэтому часто путают назначение речного и морского вокзалов. Это совершенно разные структуры. С появлением нового зала ожидания у пассажиров появилась и вся сопутствующая инфраструктура — билетные кассы, бесплатные туалеты, у отдыхающих — красивая и благоустроенная набережная, решены вопросы с размещением сотрудников пристани. Многие уже отметили, что вокзал обращает на себя внимание и даже украшает эту часть набережной. Очень надеемся, что и пассажирам на берегу теперь будет так же комфортно и уютно, как и на теплоходах.

Что касается самого флота, то в этом году введено еще одно пассажирское судно — уже третье за последние четыре года. Мы переходим на однотипный речной транспорт, самый маневренный и удобный в эксплуатации, — теплоходы типа «Москва». Правда, такие суда больше 25 лет не выпускаются, но мы находим их в других регионах, выкупаем и проводим полную модернизацию. После перестройки они выходят на маршрут такими, какими могли бы выйти с конвейера завода. Сейчас на речных линиях остались два небольших судна типа МО, пока они обслуживают самые короткие маршруты в Маймаксанском округе. Постепенно заменим и их.

Легендарный пассажирский теплоход «Коммунар» речной порт передал в дар морскому музею, сейчас он находится на судоремонтном заводе в Затоне, а в перспективе станет музеем.

Радует, что к речному флоту в последние годы интерес растет. С мертвой точки сдвинулся вопрос об открытии постоянного маршрута из Архангельска до Новодвинской крепости. Как показал летний фестиваль, проведенный у стен крепости, желающих посетить памятник федерального значения довольно много. Архангельский речной порт готов и может обеспечить пассажирское сообщение на данном направлении, но необходимо было открыть официальный маршрут, который начинается с промера глубин, а этот вопрос находится в ведении министерства транспорта. Очень надеемся, что уже следующим летом попасть в Новодвинскую крепость горожане смогут не наземным транспортом по малодоступной дороге, а с комфортом по воде в сопровождении красивых видов Северной Двины.

Погрузка трубошпунта для Бухты Север
Погрузка трубошпунта для Бухты Север

Для сохранения и развития Севера

— Архангельский речной порт — это еще и грузовой терминал. На каких проектах в этом году вы задействовали причалы?

— В этом году Архангельский речной порт стал участником сразу нескольких крупных арктических проектов. Активное освоение нефтегазодобывающих провинций на Ямале, строительство Бухты Север в разы увеличило грузопоток через Архангельский порт. В этом году мы обработали свыше 3300 вагонов с различным грузом, который поступал для наших заказчиков практический со всей страны. Это на 1200 вагонов больше, чем годом ранее. Наибольший объем составил трубошпунт — трубы диаметром два метра. Одна такая труба доставлялась на двух сцепленных вагонах. Все они предназначены для Бухты Север, где компания «Роснефть» приступила к реализации проекта по строительству нефтеналивного терминала.

Бухта Север. На разгрузке задействована техника Архречпорта
Бухта Север. На разгрузке задействована техника Архречпорта

Чтобы справиться с нарастающими объемами, наше предприятие открыло третий грузовой район в Архангельске. Сейчас у речного порта четыре терминала: Центральный грузовой район в Жаровихе с собственной железнодорожной веткой, в поселке 2‑го Лесозавода и на Фактории, на Соловках — четвертый, который работает для обеспечения северного завоза. Все лето мы обрабатывали колоссальные объемы трубошпунта в Жаровихе, а отправляли в Бухту Север со второго терминала. Мы решали важнейшие задачи по транспортной логистике, обработке груза, понадобилось новое оборудование, мобильный кран большой грузоподъемности. Новый проект подтолкнул предприятие к расширению мощностей и усовершенствованию многих процессов. В свою очередь развитие портовой инфраструктуры позволило нам стать генеральным подрядчиком по доставке трубошпунта в Бухту Север.

Погрузка в ЦГР Жаровиха для Харасавэя
Погрузка в ЦГР Жаровиха для Харасавэя

Второй год подряд мы активно работаем на Харасавэйском направлении, где компания «Газпром» ведет разработку газового месторождения. За навигацию прошлого года мы отгрузили с причалов ЦГР в Жаровихе свыше 100 тысяч тонн генгруза, стройматериалов и различных видов спецтехники для Харасавэйского направления. В этом году эти показатели еще выше.

Второй Терминал Архречпорта
Второй Терминал Архречпорта

Безусловно, участие в таких проектах — это перспективы для предприятия, новые рабочие места, рост налоговых отчислений, которые поступают в бюджет Архангельской области. Речной порт является арктическим резидентом, и это в свою очередь тоже усиливает наш интерес к проектам, реализуемым в северных широтах. Но мы видим рост грузооборота и на северном завозе. Традиционно обслуживаем Нарьян-Марское направление. Портопункты Белого моря обеспечиваются всем необходимым для предстоящей зимовки. Виден рост грузопотока на Соловки. В этом году для архипелага обработано свыше 60 тысяч тонн грузов, а в следующую навигацию мы закладываем уже 150 тысяч тонн. Это связано с деятельностью Фонда по развитию Соловков, который планирует дальнейшее улучшение социальной инфраструктуры островов. На северных направлениях — активное оживление и по количеству судов, работающих в арктических широтах, и по грузопотоку. Но главное — это проекты, которые реализуются в Арктике, благодаря им многие предприятия открыли второе дыхание и получили стимул к развитию. Это очень важно для сохранения и развития Севера в целом.

Работаем для северян

— Архангельский речной порт довольно давно работает на арктическом направлении. Вы являлись главным поставщиком песка для строительства резервуаров в проекте «Ямал-СПГ», обеспечивали песком дорожников при реконструкции трассы М-8. Сейчас востребованность в данном направлении ощущается?

— Этим летом мы все увидели начало реконструкции и расширение Окружного шоссе. Дорога стала федеральной трассой. Данный проект потребовал увеличения и объемов добычи песка. Только на Окружное шоссе речной порт планирует поставить более 600 тысяч тонн. Летом наше предприятие намыло свыше 1,5 миллиона тонн, это позволяет создать запас, но уже сегодня мы видим, что этого недостаточно. Есть заявка на поставку песка под реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Талаги. Так что и в этом направлении есть куда наращивать объемы и мощность производства. Но, думаем, предприятие справится — полгорода построено на песке, который добывает Архречпорт.

— Архангельский речной порт всегда был предприятием социально ориентированным. В этом направлении сохраняете проекты?

— Мы традиционно поддерживаем спортивное направление в области. Поддерживаем муниципальное образование «Соловецкое», детские спортивные проекты. В этом году мы стали генеральными спонсорами нашего знаменитого хоккейного клуба «Водник». Прошедший сезон порадовал болельщиков, среди которых очень много и наших работников. Мы продолжаем развивать собственную хоккейную команду, которая неоднократно становилась серебряным призером федерального турнира — Ночной хоккейной лиги. Архангельский речной порт — многопрофильное предприятие, и наша работа видна в различных сферах жизни.

Факт

  • Сейчас у речного порта четыре терминала: Центральный грузовой район в Жаровихе с собственной железнодорожной веткой, в поселке 2‑го Лесозавода, на Фактории и на Соловках, который работает для обеспечения северного завоза.
  • >3300 вагонов с различным грузом обработал в этом году Архангельский речной порт
    цифра

Контакты

Архангельский речной порт
Архангельск, ул. Старожаровихинская, 7, корп. 1, стр. 6. Тел. (8182) 42‑02‑84

www.arpnet.ru

Материал из журнала «Итоги 2022»: