35 лет Ирина Беднарчик собирает материалы о соловецких юнгах

В этом году Архангельск отметит 80‑летие Соловецкой школы юнг. Она была создана 25 мая 1942 года по приказу народного комиссара Военно-морского флота Николая Кузнецова. За годы Великой Отечественной войны школа юнг подготовила 4111 высококвалифицированных специалистов для кораблей всех флотов и флотилий, сражавшихся с немцами. В Соловецкой школе было три выпуска. Юнги первого и второго наборов сразу отправились на фронт, полторы тысячи из них погибло. Третий выпуск распределяли по флотам и флотилиям уже после войны.

Морская 11‑я школа

Член комиссии по патриотическому воспитанию Архангельского городского совета ветеранов, бывший учитель истории Ирина Беднарчик занимается историей соловецких юнг 35 лет.

— О юнгах в советское время долго не писали, потому что по международным конвенциям нельзя было привлекать детей к участию в военных действиях, — рассказывает Ирина Алексеевна. — В школу юнг набирали мальчишек 15–16 лет, годных для службы на флоте, с семью классами образования. Но были случаи, когда ребята исправляли в метрике год своего рождения, прибавляя возраст. Юнга Валентин Пикуль попал в школу в 14 лет, архангельский юнга Щетнев принял военную присягу в 14 лет. В первый набор Соловецкой школы зачислили полторы тысячи мальчишек.

Справка
Первоначально юнг готовили по семи специальностям. За год обучения мальчишки получали профессию радиста, рулевого, моториста, моториста торпедного катера, артиллерийского электрика, корабельного электрика, боцмана.

О подвиге юнгашей в годы войны стали открыто говорить только в 1970‑е годы. В Архангельске первыми занялись работой по поиску соловецких юнг, сбору информации о школе юнг педагоги и ученики школы № 11. Директор Виктор Цыганов и завуч по воспитательной работе Валерий Нуромский были очень яркими, неординарными личностями. Благодаря им школа № 11 стала морской, Северное морское пароходство взяло над ней шефство. Дети ходили в морской форме. Пионерская дружина называлась эскадрой, а пионерские отряды — экипажами. Над экипажами было установлено шефство судов. Школьники получали знания о морских специальностях, поступали учиться в Архангельскую мореходку.

Штаб «Поиск. Соловки»

— Однажды на пионерский сбор пришел юнга второго набора Соловецкой школы юнг Александр Иванович Салтыков, его сыновья учились в этой школе, — продолжает Ирина Беднарчик. — Он первым рассказал ребятам о соловецких юнгах. Директор школы очень заинтересовался этой темой. Был создан штаб «Поиск. Соловки», который возглавила учитель истории Клавдия Федухина. Активными участниками поискового движения стали Марианна Узкая, Евгения Шахова. Под руководством пионервожатой Татьяны Боковой и завуча по воспитательной работе Светланы Татарченко ребята начали собирать материалы о юнгах. Со всей страны в школу приходили письма от юнг, вся почта обрабатывалась. В школьных коридорах создали экспозицию о юнгах. Дети сами проводили экскурсии. В 1974 году в Архангельске состоялся первый слет выпускников Соловецкой школы юнг. Учащиеся 11‑й школы вместе с юнгами торжественно прошли через весь город.

В 1977 году эскадре 11‑й школы было присвоено имя Соловецких юнг. С 1983 года на базе школы стали проводиться соревнования по судомодельному спорту, открылся школьный клуб «Нептун», который возглавил Рудольф Солдатенков. На базе клуба проводили Всесоюзные соревнования по судомодельному спорту. Наши ребята завоевали очень много престижных наград. И до сих пор в Архангельске регулярно проводятся соревнования на приз «Памяти соловецких юнг».

Юнги называли меня дочкой

8 мая 1985 года в 11‑й школе открылся музей соловецких юнг. Его возглавила учитель истории, активистка группы «Поиск. Соловки» Елена Васина. В 1987 году руководителем музея стала учитель истории Ирина Беднарчик. Тогда молодая учительница ничего не знала о юнгах, их вкладе в Победу.

— Я и представить не могла, насколько будет интересна работа по сбору информации о юнгах, их участии в морских боях, их судьбах, — рассказывает Ирина Алексеевна. — Не думала, что эта тема станет делом моей жизни, а судьба подарит мне много счастливых встреч и многолетнюю дружбу с этими мужественными, отважными людьми, их семьями. Юнги называли меня дочкой, а я считаю их родными людьми. Для наших учеников юнги были и остаются ярким примером того, как надо любить и защищать свою Родину.

В школьном музее было много подлинников — юнги передали свою форму, ремни, личные вещи. Юнга Клыков отдал свою бескозырку. Александр Иванович Салтыков принес рабочие тетради, в которых он конспектировал все, что преподавали в Соловецкой школе. В музее были письма с воспоминаниями юнг.

Схема поселка Савватьево юнги второго набора А. С. Поспелова
Схема поселка Савватьево юнги второго набора А. С. Поспелова

— Мы продолжили поисковую работу. Ребята писали работы о юнгах, были с ними в постоянном контакте, — говорит Ирина Алексеевна.

Экспонат музея: макет землянки
Экспонат музея: макет землянки
Экспонат музея: учебная тетрадь юнги второго набора А. В. Салтыкова
Экспонат музея: учебная тетрадь юнги второго набора А. В. Салтыкова

«С патриотизмом все хорошо»

20 лет Ирина Беднарчик руководила музеем соловецких юнг 11‑й школы. На примере юных защитников Отечества детей учили любить Родину.

— К нам в музей приезжали юнги, ветераны, школьники со всего Союза. Я рассказывала об Архангельске в годы войны на основе воспоминаний юнг и жителей города, о создании Соловецкой школы юнг, о героизме ребят. Связывала исторические события с судьбами юнгашей. В День снятия блокады Ленинграда мы посвящали экскурсии юнгам из Ленинграда. Говоря о победе в Сталинградской битве, рассказывали о юнге из Сталинграда. В декабре, когда в 1941‑м шли бои под Москвой, вспоминали, как сражались юнги-москвичи. На встрече с англичанами — участниками конвоев рассказывали о работе музея и о юнгах, принимавших участие в охране конвойных судов. Экскурсии проводились для широкой публики — начиная от воспитанников детского сада, заканчивая советами ветеранов, — рассказывает Ирина Беднарчик. — Работа велась большая. На примере собранного материала проводили семинары на уроках истории. В 1990-е годы на базе музея прошел урок, посвященный деятельности антигитлеровской коалиции, на котором присутствовали учителя истории из области. Мы практиковали бинарные уроки. С учителем английского языка и с привлечением студентов факультета иностранных языков Поморского университета рассказывали старшеклассникам на английском о конвоях и юнгах. Или я рассказывала об Архангельске в годы войны, о юнгах, а ребята рисовали. Позже мы делали выставку этих рисунков, и по ней я тоже проводила экскурсии. У детей был живой интерес к военной тематике, к судьбам мальчишек-юнгашей. Каждая экскурсия заканчивалась вопросом: «А когда мы к вам в следующий раз придем?» Спустя годы я услышала от одной из учениц такое признание: «Благодаря вам и моей бабушке у меня с патриотизмом все хорошо». Меня радует, что наша история, судьбы юнг волнуют и современных школьников.

Книга о юнгах-северянах

Ирина Беднарчик до сих пор рассказывает о соловецких юнгах школьникам, студентам и ветеранам. Поддерживает контакты с юнгами и их родственниками.

— Каждый год поздравляла их с праздниками. Мы встречались 9 Мая и 25 мая, в день открытия Соловецкой школы. Юнги приезжали в Архангельск на слеты, которые проводили в юбилейные годы Соловецкой школы. Мы с учениками и юнгами ездили на Соловки. Дети их слушали, все впитывали, фотографировали. Юнги показывали ребятам, где были землянки, где кто спал. На Соловках седовласые юнги превращались в мальчишек, с ними было очень интересно. Я там познакомилась со многими москвичами, юнгами из других городов, — отмечает Ирина Алексеевна.

К 80‑летию Соловецкой школы юнг Ирина Алексеевна Беднарчик подготовила к печати книгу о соловецких юнгах — уроженцах Архангельской области. В качестве материалов использованы архив музея 11‑й школы и другие источники, фото, наградные документы, личный архив автора.

— В книге собраны материалы о 67 юнгах, которые были призваны в Соловецкую школу из Архангельской области, или родились в нашей области, или жили здесь после войны. Но их, конечно, больше, значит, поисковую работу нужно продолжать. Мне бы очень хотелось, чтобы о юнгах, их подвигах знало как можно больше людей, — говорит Ирина Беднарчик.

Сегодня экскурсии по школьному музею водят ученики 4–6‑х классов. Одну из них вместе со своим сыном Даниилом провел Иван Кибирев, в прошлом ученик школы № 11 и активист музея соловецких юнг
Сегодня экскурсии по школьному музею водят ученики 4–6‑х классов. Одну из них вместе со своим сыном Даниилом провел Иван Кибирев, в прошлом ученик школы № 11 и активист музея соловецких юнг

Благодарим Ирину Беднарчик за предоставленные биографические материалы о соловецких юнгах.