Транспортно-логистический комплекс «Соломбальский терминал», находящийся в собственности ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис», первую пятилетку своей работы отметил ростом объемов. И это несмотря на наблюдающийся общий спад в мировой экономике. О том, в чем секрет предприятия и каковы дальнейшие планы по его развитию, рассказывает начальник терминала Михаил Толстиков

Все свое

Свою историю предприятие ведет с 2015 года, когда была выкуплена территория площадью порядка 42 гектаров в Соломбале, где раньше находилось лесоперерабатывающее предприятие. О тех временах напоминают четыре больших склада, которые стали частью инфраструктуры терминала. Тогда количество обслуживаемых судов было невелико, ориентировались они на продукты переработки лесной промышленности.

За эти годы и сама территория, и объемы работы терминала увеличились в разы. В ноябре прошлого года площадь, занимаемая терминалом, выросла почти вдвое благодаря покупке прилегающей к ней земли. А в 2020 году руководство предприятия приняло стратегическое решение о дальнейшем инвестировании в развитие терминала.

Сегодня он представляет из себя замкнутый инфраструктурный комплекс, в составе которого — собственные причалы, три крана, железнодорожные пути и подвижной состав, складские помещения и прочее. Комплекс задействован и активно работает в течение всего года, однако пик нагрузок приходится на летне-осенний период. Территория терминала расположена до мостов через Северную Двину, что упрощает заход судов. Среди постоянных клиентов транспортно-логистического комплекса — Архангельский ЦБК, Роснефть, ПАО «Новатэк», ООО «Оборонлогистика», Пограничное управление ФСБ России, Северное УГМС и другие структуры, разнообразные по роду своей деятельности.

Вложения в дальнейшее развитие

— Среднемесячная перевалка через наш терминал составляет сегодня порядка 30–35 тысяч тонн. Таким образом, можно прогнозировать, что к концу года мы выходим на показатель фактически двукратного превышения объемов по сравнению с 2019-м. Поэтому расширение территории связано с производственной необходимостью, — рассказывает начальник ТЛК «Соломбальский терминал» Михаил Толстиков. — Терминал имеет разветвленную сеть железнодорожных подъездных путей, поэтому основной идеей было обеспечить безопасность и независимость подачи и выгрузки вагонов. Сегодня сеть наших железнодорожных путей составляет семь километров и имеет прямой выход на станцию Соломбалка. Два наших локомотива заходят на станцию, сдают и получают вагоны, приводят их на терминал, расставляют по местам погрузки и выгрузки, а после мы уводим порожние вагоны обратно. В августе этого года мы обслужили рекордные 311 вагонов с исключительно генеральным грузом — плитами, трубами, МКР, оборудованием. Помимо вагонов в августе терминал принял более 800 автомобилей с грузами. Объем инвестиций в железнодорожную сеть терминала только в этом году составил 52 миллиона рублей.

Терминал, находящийся в черте Архангельска, также хорошо интегрирован в сеть городских дорог, и сегодня сохранятся тенденция смещения грузопотока с железной дороги на автомобильный транспорт.

— Портовые мощности терминала включают три причала, способные принимать суда дедвейтом до 18 тысяч тонн и осадкой до восьми метров. Практически все лето этого года причалы были задействованы в полном объеме. В 2019 году в дополнение к двум уже действующим кранам нами был закуплен мобильный портовый кран грузоподъемностью 84 тонны. Также приобретен контейнерный погрузчик грузоподъемностью 45 тонн, обновлен парк автотехники, необходимой для подвоза грузов. На территории появился современный теплый склад для грузов, требующих особой температуры хранения, с особым транспортным шлюзом, полностью исключающим контакт груза с внешним воздухом. Реконструированы площадка для хранения контейнеров, прилегающая территория, а также подъезды к ним. Можно сказать, что территория терминала меняется с каждым годом! — продолжает Михаил Сергеевич. — Помимо внутренней структуры замкнутого цикла у нас еще два неоспоримых козыря. Во-первых, то, что в состав нашего холдинга входит компания ООО «Эко Шиппинг», которая является судовладельцем, а значит, мы организуем перевалку в том числе на свои суда, которые и доставляют грузы до места назначения. И второе — в нашем составе имеется транспортное дорожно-строительное предприятие «Трансстрой», обладающее большим количеством специальной техники и способное осуществлять работы на необорудованных берегах с доставкой грузов до точки назначения.

Архангельск — порт с перспективой

Сегодня порт Архангельск, имеющий ярко выраженную проектную направленность, является весьма востребованным и продолжает ежегодно увеличивать объемы переваливаемых грузов. По сравнению с Мурманском он имеет более короткое железнодорожное плечо для доставки грузов из центра России, а также является универсальным, то есть работающим с самыми разнородными грузами. Сегодня, например, именно через Архангельск идет грузопоток на активно развивающийся полуостров Ямал.

Сохраняются за портом и его традиционные направления деятельности — перевалка пиломатериалов, продукции целлюлозно-бумажных комбинатов и топлива в рамках северного завоза.

В ближайших планах ТЛК «Соломбальский терминал» — закупка дополнительной подъемно-перегрузочной техники, а также нового тепловоза. Будут продолжены реконструкция и расширение площадей имеющихся складских помещений и портовых сооружений. В более отдаленной, но вполне реальной перспективе — строительство новых причалов. Сегодня из причальной зоны длиной полтора километра терминалом используется примерно треть. На примере этого года стало понятно, что таких мощностей уже не хватает. Поэтому дальнейшее развитие неизбежно.

Цифры

  • 52 млн рублей — объем инвестиций в железнодорожную сеть терминала в 2020 году