28 августа в Архангельском областном краеведческом музее открывается выставка, посвященная 80‑летию прихода в Архангельск первого северного конвоя. Накануне открытия мы побеседовали с заведующим отделом военной истории музея Игорем Гостевым.

— Игорь Михайлович, в чем идея новой выставки?

Игорь Михайлович Гостев
Игорь Михайлович
Гостев

— Основная идея — показать события, связанные с союзными конвоями, рассказав о роли советских людей и наших союзников в этом масштабном деле. При этом мы уделяем большое внимание Северодвинскому (тогда еще Молотовскому) участку Архангельского морского порта, показываем роль Северного флота и Беломорской военной флотилии в обеспечении безопасности конвоев в зоне ответственности нашего Рабоче-крестьянского Красного флота.

Мы представляем практически все предметы, которые есть в фондах нашего музея, имеющие прямое отношение к конвоям и событиям, связанным с ними. Примерно половина из них демонстрируется впервые. Кроме того, в подготовке выставки нам помогли наши друзья, многие годы занимающиеся этой темой и поддерживающие контакты с ветеранами конвоев и их родственниками.

— Можете назвать, что это за предметы?

— Посетители выставки первым делом увидят внушительных размеров боеприпасы Советского флота: морскую мину и большую торпеду. Представлена масштабная галерея картин, посвященных северным конвоям. Это работы как ветеранов войны, так и их детей, то есть людей, имеющих прямое отношение к конвоям или занимающихся историей. Картины интересны не только с художественной, но и с исторической точки зрения.

Изображений несколько десятков. В равной мере представлены английские и советские, российские художники. Время создания картин — фактически весь послевоенный период, начиная с 1950‑х и заканчивая 2020 годом, хотя время их поступления было разным. Если некоторые картины наших художников находятся у нас очень давно, то английские переданы музею совсем недавно.

Основная часть всего изобразительного материала — около 80 процентов — архангелогородцам прежде была незнакома. Мы собрали практически все фотоматериалы в приемлемом качестве, имевшиеся в Архангельске и Северодвинске, часть фотографий — из семей английских ветеранов конвоев. Впервые показываем архивные грузовые ведомости. Они стали доступны благодаря помощи сотрудников областного архива. Северяне и наши гости могут узнать, какие грузы приходили на этих судах. Это возможность увидеть, что в наш порт доставляли не только танки, самолеты и тушенку, не только вооружение шло на фронт через Архангельск и Молотовск. Это огромный перечень — сотни товарных позиций. Он будет представлен единым списком.

Ледокол «Сталин»
Ледокол «Сталин»

Конечно, мы и прежде частично показывали экспонаты по этой теме — например, на выставке, посвященной военным госпиталям. Они демонстрировались мелкими вкраплениями: куски мыла, которое доставляли союзники, шприцы и иглы для лекарственных инъекций, линзы для очков. Бойцы Красной армии, у которых пострадало зрение, надевали очки с английскими линзами. Но это лишь капля в море того списка товаров, приходивших к нам из‑за рубежа.

Поступали и станки, и другое промышленное оборудование, железнодорожные рельсы, локомотивы, вагоны… Обо всем, что проходило через наш порт, посетители могут узнать из нашей новой выставки.

— Какую площадь занимает экспозиция?

— Выставка размещается в большом зале, ее общая площадь — более 120 квадратных метров.

— Вы сказали об особой роли Молотовска. В чем она проявлялась?

— В годы Великой Отечественной войны действовали шесть участков Архангельского морского торгового порта, которые занимались приемкой судов со стратегическими грузами. При разгрузке первостепенное значение имела осадка судов и грузоподъемность портовых кранов. Участок «Молотовск» принял больше половины грузов, шедших в Архангельский порт. Начальником портового участка был Михаил Фроимович Причерт, известный морской администратор, начинавший свою трудовую биографию простым грузчиком, который в 1955 году стал начальником Архангельского морского порта. Но, разумеется, подчинялся Молотовский порт Архангельску, где находился центр приема грузов.

Ледокол «Ленин»
Ледокол «Ленин»

К сожалению, в связи с режимным статусом Северодвинского порта долгое время эта информация была недоступна. Из-за этого в советское время Молотовский участок Архангельского порта был забыт, о нем знали только ветераны. Северодвинск почти не упоминали. И сами жители города корабелов заговорили об этом только в последние годы. Сейчас эта информация открыта, но она мало известна. Поэтому нужно честно сказать о роли Северодвинска в приеме союзных конвоев.

Транспорт «Красногвардеец», 18 июля 1944 года
Транспорт «Красногвардеец», 18 июля 1944 года

Говоря о Северодвинске — Молотовске, мы не забываем роль завода № 402, который позже получил название «Севмашпредприятие». Точно так же отмечена роль «Красной кузницы». Судостроение и судоремонт в годы войны работали на полную мощность. И они сыграли очень большую роль в обеспечении конвоев и в восстановлении его судов, прошедших этим тяжелым путем. Словом, есть что посмотреть и о чем подумать.

Транспорт «Ашхабад», 25 апреля 1942 года
Транспорт «Ашхабад», 25 апреля 1942 года

Хотя, безусловно, при всех заслугах нашего порта мы не должны забывать, что работал и Мурманский порт, пусть и с меньшей нагрузкой. Работали дальневосточные порты (в основном Петропавловск-Камчатский). Нельзя забывать, что действовала сухопутная линия поставки грузов через Иран и Среднюю Азию. А там, например, только одних автомобилей марки «Студебекер» для Советской армии пришло порядка 80 процентов. Были и авиарейсы, но они в основном ограничивались перегонкой самолетов и доставкой запчастей к ним.

— Предусмотрены ли экспонаты, посвященные конвоям, шедшим по Севморпути?

— Да, часть выставки посвящена восточному направлению северных конвоев. Действительно, когда говорят о северных конвоях, прежде всего речь идет о судах, шедших с запада, со стороны Исландии, но нельзя забывать о конвоях, которые шли Севморпутем. Ведь там тоже происходили боевые действия на море в районе Диксона и Новой Земли. Немецкие подводные лодки действовали в водах Советской Арктики. Именно там произошли трагедии, такие как неравный бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с германским крейсером «Адмирал Шеер», гибель грузового судна «Марина Раскова». Событий было много.

Сегодня артефакты, связанные с восточным направлением, в основном попадают в музеи Сибири. Мы постарались представить конвои на Севморпути с помощью доступных нам материалов.

— Наверняка часть экспозиции посвящена Архангельску в годы войны.

Самолет-торпедоносец авиации Северного флота готовится к вылету
Самолет-торпедоносец авиации Северного флота готовится к вылету

— Мы обязательно делаем акцент на жизни Архангельска в те тяжелые военные дни. Наш мультимедийный проект «Архангельск прифронтовой» находится в финальной стадии реализации. Он дает возможность посмотреть на то, что происходило в нашем городе, как это выглядело. На большом мультимедийном экране посетители могут увидеть здания, учреждения и другие объекты в годы войны. Здесь отражено то, чем жил город. Например, театральная программка, концертная программка филармонии свидетельствуют о том, что и культурная жизнь в военном Архангельске не останавливалась.

Мультимедийный проект «Архангельск прифронтовой» некоторое время находился в демонстрационном режиме. Наши сотрудники проделали большую работу. Например, была отрисована карта города, которая накладывается на немецкую аэрофотосъемку. Также показан современный слой — памятники, посвященные событиям военных лет, которые установлены в нашем городе. Иначе говоря, представлены исторический раздел и раздел памяти.

— Как музею удается находить новые экспонаты? Как строится эта работа?

— Сложно и по‑разному. Иногда к нам попадают совершенно уникальные вещи, совершенно уникальные находки.

До сих пор люди приносят какие‑то предметы, но, к сожалению, все меньше и меньше. К величайшему сожалению, со смертью стариков многое уходит на свалку. Пока еще есть северяне, ценящие и любящие историю и понимающие ценность попавших к ним предметов. Пожилые люди приносят, понимая, что после них все это может пропасть. Иногда приходит молодежь, не зная точно, что за реликвия у них на руках, но осознавая, что предмет ценен с исторической точки зрения.

Боевой корабль в плавучем доке на заводе № 402, г. Молотовск
Боевой корабль в плавучем доке на заводе № 402, г. Молотовск

Года два назад, например, нам принесли одеяло, под которым семья архангелогородцев пережила ленинградскую блокаду. Эта семья после блокады вернулась в Архангельск и бережно хранила памятный предмет. Прошло время. Люди, которые пережили блокаду, умерли, но один из их наследников решил подарить одеяло музею.

Уполномоченный ГКО на Севере контр-адмирал И. Д. Папанин и представители английской и американской миссий. 1943–1944 годы
Уполномоченный ГКО на Севере контр-адмирал И. Д. Папанин и представители английской и американской миссий. 1943–1944 годы

К слову, часть грузов доставлялась к нам на американских судах типа «Либерти». Они строились из расчета на один рейс, но оказались надежными и в дальнейшем служили в нашем пароходстве как минимум до 1970‑х годов. И вот в 2018 году из города-побратима Архангельска Портленда, где находилась одна из верфей, строивших «Либерти», к нам пришла модель этого легендарного судна. И конечно, модель, сделанная американскими руками, представлена на выставке, посвященной юбилею «Дервиша».

Материал из издания «Dervish: грани памяти»: