Каргопольский народный театр — «Достояние Севера». Теперь официально
В коллективе эту новость встретили с радостью. Режиссер Ирина Ромшина, которая возглавляет театр с 2009 года, даже не смогла сдержать слез. В последние годы театр получает заслуженное признание. В 2020 году он был признан победителем Всероссийского конкурса любительских творческих коллективов в рамках нацпроекта «Культура». А потом его постановка «Самоубийца» по пьесе драматурга Николая Эрдмана стала лауреатом театральной премии имени Станислава Железкина в Мытищах.
Пилоточ, энергетик, учитель
Сегодня в театре — 14 человек. Участники коллектива — люди разных профессий и возрастов. Среди них есть работник Сбербанка, главный инженер-энергетик… Каждого привела на сцену любовь к театральному искусству. Самому молодому — 29 лет, самому зрелому — 58.
— Кто‑то с нами давно, а кто‑то дебютировал в прошлом сезоне, — говорит Ирина Александровна. — Один из старейших актеров театра — Сергей Пономарев. Он всю жизнь работает пилоточем — на пилорамах точит пилы. Это человек от земли. Но может сыграть все: от дворянина и купца до простого человека. Почти 35 лет Сергей играет в народном театре. В каждом спектакле, какой бы у нас ни ставился, он всегда исполняет одну из центральных ролей. Этой осенью на первом межрегиональном фестивале «Театральная пристань» жюри присудило ему диплом «За многолетнее служение любительскому театральному искусству».
Другой старожил народного театра — учитель астрономии и информатики Андрей Агапитов — выступает на сцене более 30 лет. Это он играет Подсекальникова в «Самоубийце» Эрдмана. В спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по комедии Островского, который театр репетировал специально к фестивалю «Театральная пристань», Андрей сыграл роль богатого барина Мамаева. Члены жюри такого Мамаева еще не видели — сами сказали! Андрей Агапитов был удостоен диплома лауреата «За лучшую мужскую роль второго плана».
— Андрей очень много делает во благо города, — рассказывает Ирина Ромшина. — Он настоящий патриот своей малой родины. Инициатор, человек мира, как мы его называем. В трудные 1990‑е годы он написал письмо в город Ситка на Аляске, чтобы наладить дружеские связи между нашими городами. Затем несколько раз ездил в Америку. Ведь там долгие годы жил первый главный правитель русских поселений в Северной Америке, наш знаменитый земляк каргопольский купец Александр Баранов.
Артисты — герои нашего времени
Много в народном театре и ярких, характерных актрис. Например, директор детской школы искусств Марина Сердцева. Она в театре уже десять лет. Или Евгения Бизюкова: в 2015 году, когда коллектив впервые выехал на областной фестиваль «Театральные встречи» со спектаклем «Как бы нам пришить старушку» по пьесе Джона Патрика, она получила награду «За лучшую женскую роль».
Недавно к коллективу присоединилась музыкальный руководитель детского сада Татьяна Макарова. Ее дебют на сцене театра произошел уже в зрелом возрасте.
Вообще все актеры народного театра — люди творческие. А взаимоотношения в театральной семье строятся на уважении и любви.
— Наши артисты для меня — герои сегодняшнего дня, — говорит худрук. — Это настолько скромные, тактичные и понимающие люди! Актеры приходят на репетиции с удовольствием и желанием. Даже в тяжелые ковидные времена мы остаемся вместе.
На генетическом уровне
Каргополь сам по себе — очень творческий город. А любовь к театральному искусству у каргопольцев, считает Ирина Ромшина, заложена почти на генетическом уровне. Ведь народный театр Каргополя зародился еще в середине XIX века, когда мастеровые белкопромышленника Насонова во время Святок собирались в странствующий театр «Шлюпка». И история развития народного театра не прерывается по сегодняшний день. Жители Каргополя любят театральное искусство, с удовольствием посещают спектакли народного театра, которые в последние десять лет проходят с аншлагами.
Себя Ирина Ромшина называет таким же любителем, как и своих артистов. Ведь она режиссер самодеятельного театрального коллектива. Но в конечном итоге — так ли велика пропасть между любительским и профессиональным театром?
— Как‑то на фестивале «Театральная пристань» мы спросили у одного из членов жюри: «Есть ли разница между самодеятельным и профессиональным театром?» — рассказывает Ирина Ромшина. — Он сказал: «В принципе нет». И добавил, что актером может быть тот, кто очень хочет этим заниматься. У меня, например, есть такой актер, у которого не все получается. Но настолько он упертый, настолько ему это нравится… И хочется ведь не себя показать, а просто хочется людям чего‑то большего, чем поесть, лечь к телевизору и взять пульт в руки. Театр — это всегда работа над собой, это всегда преодоление. Это большой труд — выслушать режиссера, его трактовку роли, впустить в себя эту роль, быть в едином коллективе — и я сам по себе, и мы все вместе. Если кто‑то чуть‑чуть выпадает из ансамбля, это сразу чувствуется. Должно быть, как в том веничке с прутиками: по одиночке их легко сломать, а вместе — не согнуть. Театр — искусство коллективное.
Труппа Каргопольского народного театра:
Андрей Агапитов, Евгения Бизюкова, Надежда Богданова, Евгений Власов, Антон Королев, Наталья Крюкова, Сергей Лапочкин, Татьяна Макарова, Александр Маслов, Татьяна Назарова, Сергей Пономарев, Илья Софонов, Никита Софонов, Марина Сердцева.
Цифры
- 102 года назад Всеволод Мейерхольд прислал в Каргополь своего ученика Ивана Осипова на должность режиссера местного самодеятельного театра