Герои Абрамова в трактовке Алмазовой

С декабря по февраль в Литературно-мемориальном музее Федора Абрамова в селе Веркола проходила необычная выставка: посетители узнавали героев из произведений любимого писателя в куклах. Их специально для музея сделала жительница Карпогор Александра Алмазова.

Домовенка посадила на печь

Делать кукол Александра начала всего лишь два года назад. Училась сама, с нуля: читала различные статьи и смотрела мастер-классы в Интернете. Но заинтересовалась этим видом творчества она, конечно, не случайно.

Александра Алмазова и ее абрамовская команда
Александра Алмазова и ее абрамовская команда

— Как-то я приехала в деревню к маме. Она занимается в фольклорном ансамбле «Сударушки», вместе с другими участницами они поют старинные песни, ставят сценки. В одном из их выступлений были использованы необычные декорации — ростовые куклы с очень интересными лицами.

Потом я узнала, что их делают по особой технике: лицо куклы формируется из синтепона, на него натягивают капрон, и дальше с помощью иголки и нитки идет операция по «утяжке лица», шьется его неповторимое выражение. И вот я подумала, что тоже хочу попробовать заняться этим, — говорит мастерица.

Первой ее куклой стал забавный мужичок, которого она назвала Домовенком и посадила дома на печку, где он обитает до сих пор. Рукодельница с самого начала решила, что ее куклы будут исключительно добрыми и живыми, чтобы люди, глядя на них, улыбались. А еще Александра не исключает, что куклы могут оберегать дом и его обитателей от бед, если сильно в это верить.

Маня-большая и Маня—маленькая из повести «Пелагея и Алька»
Маня-большая и Маня—маленькая из повести «Пелагея и Алька»

Так же, только по Федору Александровичу

Родственники и друзья Александры Алмазовой не только на словах поддержали ее увлечение, но и помогали делом, особенно муж Николай. Это еще больше вдохновило мастерицу. Постепенно в результате кропотливого труда у нее появилась целая коллекция больших кукол, а также маленьких забавных кукол-попиков, которые, считается, приносят своим хозяевам удачу.

Она дарила их родным, друзьям, близким. Необычным хобби мастерицы заинтересовались в Верколе. О нем прослышали сотрудники литературно-мемориального музея Федора Абрамова.

— Александра Федоровна (Абрамова — сотрудник музея) спросила, смогу ли я сделать таких кукол по произведениям нашего знаменитого писателя. Меня эта идея очень заинтересовала, стала пробовать, перечитывать рассказы Абрамова. И постепенно родилась серия «абрамовских» кукол, — отметила Александра Алмазова.

В этой серии сегодня — девять персонажей. На их создание Александра потратила немало времени, готовясь к предстоящей выставке в музее. В работе она, конечно, опиралась на источники, то есть на рассказы Федора Александровича, но и собственные наблюдения за земляками использовала тоже.

— Чтобы понять, как мне сделать того или иного героя, я вспоминала, как были одеты люди в пору моего детства, проведенного в Верколе, как они разговаривали и как себя вели. Все это было очень важно для меня при создании кукол, я хотела, чтобы они получились живыми, — вспоминает рукодельница.

Олена Даниловна и ее компания

Первой колоритной героиней Абрамова, которую создала в своей излюбенной технике Александра, стала Олена Даниловна: «высокая тучная старуха с черными веселыми глазами, в чистейшем белом платке, повязанном по-деревенски, концами наперед».

Следом появился на свет ее кукольный внук Вовка, а затем мастерица оживила любимчика старухи сибирского ученого кота Василия Ивановича и его закадычного друга соседского пса Амика. Причем животных Александра не захотела делать, как «человеческих» кукол, из капрона. Говорит, что ей «хотелось мохнатости» в их образах, поэтому освоила технику сухого валяния.

Затем рукодельница, перечитывая зарисовки и рассказы Абрамова, решила создать еще несколько колоритных персонажей. Например, голубоглазая кукла с веслом в руке — это известная Майка-плотник, прототип которой Нина Иванова здравствует и по сей день. Александра помнит эту удивительную женщину с детства.

Из повестей про Пелагею и дочь ее Альку захотелось сотворить двух подружек-бобылок — Маню-большую и Маню—маленькую. Свое место в «абрамовской» серии обрели куклы-дети Панька и Надя, из щемящего душу рассказа «Пролетали лебеди».

— Трагичная история с ними произошла. Сильно затронул душу этот рассказ. До слез. Не могла обойти вниманием тех детишек, — рассказала Александра.

Рукодельница так прочувствовала абрамовский текст, так пережила житейские горести и радости вместе с его героями, что ее работы вышли живыми и трогательными, и очень полюбились как сотрудникам музея, так и его гостям. Теперь в веркольском музее мечтают о продолжении. Ведь интересных, характерных персонажей у Федора Абрамова не счесть, хватит не на один год работы.

— Сейчас я пока отдыхаю от уже проделанной работы. Но не исключаю, что вернусь к абрамовским героям. Интерес к его творчеству у меня никуда не пропал, — обнадеживает Александра.

1986-й — год открытия первой экспозиции в веркольском музее. О 30-летнем творческом пути Федора Абрамова рассказывают экспонаты, собранные в четырех залах.

Но творчество писателя невозможно ограничить стенами. Вся Веркола, ее жители, поля и луга — стали живым музеем.

Факт

  • Скульптурный текстиль или скульптурно-чулочная техника — одна из современных техник изготовления кукол с помощью капрона и синтепона