Чем живет одна из лучших на Северо-Западе станций скорой медицинской помощи

Ежедневно Северодвинская станция скорой медицинской помощи принимает больше тысячи звонков и совершает свыше 200 выездов. Врачи, фельдшеры, медицинские сестры, диспетчеры и водители работают и по ночам, и в праздники, и в выходные. Что их держит на «скорой» и можно ли чем‑то удивить опытных «скоровских» медиков?

Обновление автопарка в этом году — восемь новых машин
Обновление автопарка в этом году — восемь новых машин

Обновляя автопарк

Недавно автопарк Северодвинской станции скорой медицинской помощи пополнился восемью новыми автомобилями марки «ГАЗель Next». Приобретены они были на федеральные целевые средства по программе реализации мероприятий по развитию регионов, входящих в состав Арктической зоны. Теперь новенькие машины отечественного производства, оборудованные всем необходимым, заменят списанный транспорт. Все сделано с заботой о медиках: например, в салоне установлен предпусковой обогреватель «Вебасто», благодаря чему в автомобилях сохраняется тепло.

Елена Павлова, главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи
Елена Павлова, главный врач Северодвинской станции скорой медицинской помощи

— С годами мы получаем все более современные машины, условия для медиков становятся более комфортными. Порой и наши пациенты удивляются широким возможностям оборудования внутри компактного автомобиля «скорой», — комментирует главный врач Северодвинской станции Елена Павлова. — Здесь есть и глюкометры, и тесты на ковид и грипп, и алкоскан, и гемоскан, также можно измерить сатурацию крови, снять ЭКГ, провести тропониновый тест при инфаркте миокарда и многое другое.

Растет молодая смена

Коллектив Северодвинской станции активно участвует в жизни города. К примеру, на майских демонстрациях на главную площадь Северодвинска всегда выходит образцовая колонна в форме с транспарантами и флагами.

На городских мероприятиях медики часто организуют площадки по оказанию первой помощи — демонстрацию проводят на специальных манекенах. Это одновременно и социальная миссия, и профориентационная работа.

Кроме того, на территории станции один из гаражей переоборудован в полноценный симуляционный учебный центр — единственный в Архангельской области. Он позволяет поддерживать высокий уровень квалификации персонала. Здесь списанный автомобиль скорой помощи марки «Газель» обрел новую жизнь вместе со специальным тренировочным оборудованием, манекенами для реанимации взрослых и детей. Отработка навыков максимально приближена к реальным условиям.

Учебный центр
Учебный центр

Также в симуляционном центре проходят курсы оказания первой помощи для работников экстренных служб, школьников и студентов.

— Я не устаю повторять, что наши медики героически выстояли в период пандемии. Ни один сотрудник не ушел работать в другие медицинские организации! Более того, в самый тяжелый период часть наших сотрудников отказалась от отпусков, — подчеркивает Елена Александровна. — А сейчас наш штат пополняется молодыми кадрами — выпускниками медицинского колледжа: это фельдшеры и медсестры. Ребята активные, энергичные, творческие!

И если фельдшеров в штате хватает, то извечной для «скорой» остается проблема дефицита врачей. Но и ее удается сглаживать, убеждая молодежь идти получать высшее образование в СГМУ по целевому договору, а значит — бесплатно и со стипендией. Учеба проходит строго в очном формате, но медики совмещают ее с подработкой на родной «скорой». Сейчас пять фельдшеров получают высшее образование: они вернутся на станцию уже в должности врачей. А этой осенью еще двое из новоприбывших сотрудников начнут обучение в университете. Получается, что в сумме они затратят на свое образование 12 лет. Но молодежь замотивирована развиваться в своей сфере и готова к испытаниям.

— Наших медиков отличает такое свойство характера, как способность быстро принимать решение. Но для этого необходимо иметь огромный багаж знаний, который нарабатывается годами, — отмечает Елена Павлова. — Далеко не каждый человек сможет прийти к этой непростой профессии и остаться в ней!

Всегда в движении

Окончив Архангельский медицинский колледж, молодой фельдшер Дарья Ушакова начала свою работу на станции в прошлом году. Но уже в июле ей предстоит сдавать вступительные экзамены в СГМУ: ее цель — стать врачом. И если раньше Дарья мечтала о профессии офтальмолога, то сейчас не представляет свою жизнь без «скорой». Здесь она — всегда в движении! Однажды влившись в этот дружный коллектив и привыкнув к динамичному рабочему ритму, сложно представить себя сидящей в кабинете.

Для фельдшера Дарьи Ушаковой главное в работе на «скорой» — это динамика и драйв
Для фельдшера Дарьи Ушаковой главное в работе на «скорой» — это динамика и драйв

Впереди у девушки еще восемь лет усердной учебы, которую она планирует совмещать с работой. Так практика и теория будут дополнять друг друга. Например, закреплять знания латыни удается регулярно, так как именно на этом языке нужно писать названия лекарств, когда получаешь их в аптеке медучреждения.

Со «скорой» Дарья познакомилась еще во время пандемии. Тогда студентов в рамках практики направили в помощь бригадам. Они тоже ездили по вызовам, были «вторым номером».

— Помню свой первый день на станции, это было очень волнительно. Именно тогда ко мне пришло осознание того, что теория и практика часто очень далеки друг от друга. Я была в фельдшерской бригаде, и «первый номер» при необходимости что‑то подсказывал, поддерживал. Это помогало, — делится Дарья. — Для меня коллектив очень важен, так как это командная работа, и только слаженность приводит к хорошему результату.

При такой динамичной работе на станции месяц пролетает как неделя. Здесь каждый день узнаешь что‑то новое, каждый вызов — уникален. А особенно приятно слышать благодарности из уст пациентов. Одни оставляют приятные отзывы на сайте министерства здравоохранения, другие могут угостить конфетой или шоколадкой. Но случается разное: нередко люди вызывают «скорую» в состоянии стресса, в этих случаях особенно важно быть понимающими и вежливыми.

— На мой взгляд, для работы на «скорой» особенно ценны стрессоустойчивость, коммуникабельность, доброта и отзывчивость. Спокойствие и уверенность важны в тех случаях, когда человек проявляет агрессию, — рассказывает Дарья. — А иногда пациентов нужно просто вылечить словом. Это касается одиноких пожилых людей, которым становится лучше, как только мы переступаем порог их квартиры.

Вызов как этюд

На Северодвинской станции скорой медицинской помощи хорошо развита система наставничества: опытные сотрудники берут шефство над молодыми специалистами. Так и знания передаются, и новички чувствуют себя более уверенно, когда понимают, что им есть на кого опереться.

Один из самых опытных сотрудников Северодвинской станции — врач высшей категории Алексей Диодорович Меньшиков. Его стаж на «скорой» составляет порядка 35 лет.

— Тут как в театре: каждый вызов — новый этюд, свой сюжет, — говорит Алексей Диодорович о своей работе.

— Вас, наверное, на вызове уже ничем не удивить? — спрашиваю.

— Поверьте, бывает, что и удивляешься… — с улыбкой отвечает врач.

Высшее медицинское образование он получил на лечебном факультете Архангельского мединститута, после чего в 1988 году по распределению попал в Великий Новгород на областную станцию скорой помощи. А на Северодвинской станции он работает с 2006 года.

— Хочется отметить, что у нас главный врач и заведующий центральной подстанцией делают все для того, чтобы бригады работали по современным стандартам оказания медицинской помощи. Есть преемственность между станциями «скорой», лечебными учреждениями города и области, — говорит Алексей Меньшиков. — Есть в нашей работе большая заслуга и старших фельдшеров, которые следят за своевременным обеспечением бригад препаратами и техникой.

В карете скорой помощи в наличии целый арсенал различных устройств: кардиографы, мониторы, дефибрилляторы, приборы для небулайзерной терапии (для распыления лекарств), что очень важно на догоспитальном этапе. Оглядываясь на свой опыт работы, Алексей Диодорович резюмирует: с годами совершенствуются и лекарства, и медицинское оборудование, и подходы к лечению.

Из ярких примеров: на Северодвинской станции лучшие показатели в регионе по проведению тромболизиса. Это медикаментозное расщепление тромбов в кровеносных сосудах, метод применяется при диагностировании инфаркта. Сотрудники здесь не боятся внедрять новое, умеют работать с препаратом и готовы брать на себя ответственность за результат.

С горячим сердцем и холодной головой

Бригада «скорой» никогда не знает, какой вызов будет следующим. Ведь и пациенты не всегда могут четко описать свой диагноз. Но на догоспитальном этапе главное — сортировка. Необходимо понять, к примеру, можно ли оставить пациента дома после оказания первой помощи или же его необходимо направить в стационар.

— Любой пациент — это не какой‑то конструктор. Это живой человек со своими эмоциями, со своими переживаниями, необязательно связанными с заболеваниями. Поэтому нужно быть чутким, — уверен Алексей Диодорович. — При этом врач «скорой» должен быть расчетливым в своих поступках, ему важно сохранять голову холодной, быть готовым принимать быстрые решения. В этой работе мне нравится, когда действительно получается помочь людям, когда удается вовремя поставить диагноз. И совсем не важно, запомнил ли тебя пациент, сказал ли спасибо…

Факты

  • 20 минут составляет максимальное время доезда на срочные вызовы. Северодвинская «скорая» на 100 процентов укладывается в этот срок
  • 11 вызовов в среднем за смену выполняет одна бригада
  • Один из фельдшеров Северодвинской «скорой» мобилизован. С октября 2022 года он работает в госпитале в зоне проведения СВО. Его жена — также фельдшер «скорой», возвращения героя домой ждут всем коллективом!
  • Администрация станции скорой помощи принимает все усилия для того, чтобы обезопасить своих работников. В рамках договора с Росгвардией в каждой машине установлены тревожные кнопки. Члены бригады могут нажать ее в случае экстренной ситуации, и тут же на помощь приедет наряд стражей порядка.

Материал из журнала «Достояние Севера 37»: