Нарьян-Марское городское потребительское общество

Одновременно со строительством столицы Ненецкого автономного округа — города Нарьян-Мара — была создана организация с уникальной историей, проходящей красной нитью через судьбы сотен нарьянмарцев.

Не только для горожан

22 августа 1931 года решением правления Ненецкого окринтегралсоюза было организовано городское потребительское общество.

Светлана Паюсова, председатель совета горпо
Светлана Паюсова, председатель совета горпо

— Сразу же были созданы складские помещения, центральный магазин, пекарня, столовая, построен кондитерский цех, — поднимает архивные документы председатель совета горпо Светлана Паюсова. — Позже основными видами деятельности стали розничная торговля, общественное питание, хлебопечение, рыболовство. Имелись свои свиноферма и швейный цех. В ведении общества было 45 торговых точек. Мы обслуживали не только горожан, но и население поселков Фариха, Тобседа, Бугрино (на острове Колгуев), деревень Екуша, Кирпичный, Тельвиска, Макарово, Устье. В состав обслуживаемого населения входили «Морагентство», «Стройконтора», «Севкрайрыба», «Госторг» и другие предприятия.

За девяносто лет было пережито многое, но предприятие продолжает развиваться, используя накопленный за десятилетия опыт и внедряя новые технологии в работу и производство. Как когда‑то в далеком 1940 году универмаг «Полярный» стал флагманом современной торговли, так и сегодня новые торговые объекты пользуются у горожан большой популярностью.

Мечта, которая сбылась

Новый район на улицах Сущинского и Швецова в Нарьян-Маре вырос буквально за несколько лет. Одна за другой появились многоэтажки, открылось здание новой школы, асфальтовые дороги и брусчатые тротуары пришли на замену песчаным подъездам. А в 2021 году город получил еще один подарок: открылся большой торговый центр, который построило Нарьян-Марское городское потребительское общество.

— Торговый центр на Сущинского — это была наша мечта, и мы ее воплотили в жизнь. Там представлены продовольственные, промышленные, хозяйственные товары, посуда, косметика, игрушки. Также мы предлагаем продукцию собственного производства, колбасные и сырные изделия внарезку, принимаем заявки на вынос продукции. Всегда свежая выпечка, кулинарные изделия, полуфабрикаты мясные охлажденные, хлеб и булочные изделия производятся в горпо, — рассказывает Светлана Паюсова.

Продукция предприятия пользуется популярностью и доверием, особенно у горожан старшего поколения, жизненный опыт которых научил их не экономить на цене, когда речь идет о качестве.

— Чтобы утром горожане получили свежую продукцию, наши кондитеры начинают рабочий день в четыре часа утра, — говорит Светлана Ефимовна. — Этот сегмент товара у нас уходит без остатка, что красноречиво говорит о качестве — покупатель всегда голосует рублем.

Румяные булочки, ароматную пиццу и даже первые и вторые блюда можно захватить с собой в офис или домой, а можно перекусить прямо здесь. В торговом центре работает кафе «Минутка» с залом на пятьдесят посадочных мест.

Там тоже довольно людно — вот нарьянмарочки берут расстегаи и печенье, вот молодежь угощается мороженым и молочными коктейлями, а через столик от них обедает целое семейство. Всем хватает места: площадь кафе — 100 квадратных метров, при желании здесь можно не только перекусить, но и отпраздновать семейное торжество.

Обед на пятерку!
Обед на пятерку!

Площадь торгового зала огромна, но заботливо развешанные вывески позволяют быстро и легко ориентироваться и не потеряться в многообразии товаров. Все группы продуктов строго отделены друг от друга, что продиктовано не только созданием комфортных условий для покупателей, но и регламентами правил торговли.

— Мы всегда соблюдаем все требования и по оформлению залов, и по размещению продукции. Кроме непосредственно торговли мы предусмотрели площади для аптеки и парикмахерской, — поясняет председатель совета горпо.

Совместно с окружным Центром развития бизнеса городское потребительское общество разработало и такой проект: один из отделов торгового центра превратится в выставку-продажу сувенирной продукции с северной символикой и мехами. Мастера декоративно-прикладного творчества смогут продавать здесь свои уникальные изделия ручной работы.

Преодолевая трудности

Как признается в разговоре Светлана Ефимовна, за многие годы работы в потребкооперации проблемы остались практически такими же, как на заре открытия предприятия.

— Ничего не изменилось — по‑прежнему те же сложности с доставкой, та же дороговизна перевозок и отсутствие дорог. Конечно, в связи с пандемией возникли новые вызовы. Так, ограничения по возрасту, когда люди старше 65 лет должны были оставаться дома, вызвали падение выручки почти на 40 процентов. В то же время согласно законодательству мы не являемся малым бизнесом и никаких компенсаций нам не положено. Работать стало очень тяжело, — говорит председатель горпо.

Однако не опускать работящих рук и справляться с любыми трудностями на предприятии умеют давно. Самым трудным уроком в истории Нарьян-Марского горпо стал экономический кризис девяностых. В те годы многие торговые предприятия просто закрылись, не выдержав безденежья и неопределенности. Городская потребкооперация выстояла.

— Кризис 1998 года стал для нас очень серьезным испытанием, — вспоминает Светлана Паюсова. — Для досрочного завоза товаров были выделены кредиты под 180 и 213 процентов. Мы были монополистами, торговая база тогда еще существовала, но завоз они уже не осуществляли, и получалось, что только мы обслуживали социальные учреждения. В то же время из бюджета нам не выплачивали вовремя средства за отпущенные товары, а мы не могли не отпускать продукты и хлеб для детей и больных. Предприятие оказалось на грани банкротства. Магазины не работали, большая часть их была сдана в аренду.

Но самым сложным для руководства решением было сокращение людей. Председателем совета общества тогда была Любовь Дмитриевна Попова, главным бухгалтером — Клавдия Константиновна Братаева, председателем Ненецкого окрпотребсоюза — Лидия Александровна Ружникова. Именно им пришлось найти в себе мужество и силы и бороться за жизнь предприятия.

— Никто из наших работников не оказался на улице, это были востребованные даже в такие сложные времена специалисты, — рассказывает Светлана Ефимовна. — Многих взяли в казначейство, в налоговую инспекцию, кто‑то пошел к частникам, кто‑то открыл свое дело. Было очень непросто, но мы выбрались. Тогда Клавдия Константиновна очень жестко контролировала каждый рубль прибыли и расходов, строго регламентировала, сколько должно пойти на закупку товара, сколько на зарплату, сколько на другие расходы. Лидия Александровна вместе с депутатом Артуром Чилингаровым в правительстве добивались списания непомерных процентов за кредиты. Мы получили тогда суровый урок и поняли, что надеяться можно только на свои силы. Огромную поддержку оказали члены-пайщики, которые поверили коллективу горпо, зарегистрировались, когда в 1996 году случился пожар в административном здании, и сказали на собраниях, что общество должно быть в городе Нарьян-Маре. Низкий поклон им за это.

Время показало, что это было правильное решение. К 2002 году предприятие расплатилось с долгами и встало на путь восстановления своих позиций в городской розничной торговле.

В новое время — с накопленным опытом!

С 2002 по 2020 год предприятие полностью обходилось без кредитов. За последние двадцать лет сделано было много, и все — своими силами.

Столовый комплекс «Обедофф»
Столовый комплекс «Обедофф»

— В 2010 году мы открыли столовый комплекс в здании бывшего магазина «Техника». Разобрали внутренние перегородки по кирпичикам, из них построили новые помещения для цехов. Купили газовое оборудование на собственные средства, подвели газ. Сегодня в столовом комплексе созданы пекарский и кондитерский цеха, кухня, производство полуфабрикатов. В городе это одна из самых популярных столовых для рабочих и служащих с комплексными обедами и другой разнообразной кухней. Также проводим здесь вечера и банкеты, — отмечает председатель горпо.

Вкусно и недорого — девиз нарьян-марских пекарей
Вкусно и недорого — девиз нарьян-марских пекарей

Со временем инфраструктура города меняется, появляются новые торговые объекты. И так вышло, что некоторые из магазинов перестали приносить привычный доход. В то же время здания, в которых они расположены, продолжают требовать немалого финансирования. Грамотное бизнес-управление в таких случаях подсказывает единственно верный путь — заставить помещения зарабатывать. Именно так в 2015 году на базе реконструированного магазина в районе Лесозавод появился цех по производству хлеба и булочных изделий. Сегодня эта продукция известна уже не только горожанам, ее регулярно закупают предприниматели из окружных сел.

Ассортимент продукции собственного цеха ТЦ
Ассортимент продукции собственного цеха ТЦ

Сохраняя историю

— Наше предприятие — это не просто учреждение, когда, закончив рабочий день, ты спешишь домой. Мы хорошо знаем друг друга и дружим семьями, — рассказывает Светлана Паюсова. — Я очень горжусь, что на моих глазах выросло несколько династий наших работников. И мы стараемся сохранить память обо всех, кто когда‑то у нас трудился. В 2014 году у нас появился свой собственный музей.

Инициатором его создания стала Любовь Дмитриевна Попова, на тот момент председатель совета горпо, а руководство совета ветеранов организации в лице председателя Екатерины Ивановны Каневой и ее заместителя Клавдии Константиновны Братаевой воплотило эту идею в жизнь. Активное участие в создании музея приняли и другие ветераны.

Ветераны горпо — достояние всего округа
Ветераны горпо — достояние всего округа

— Сама идея появилась намного раньше 2014 года, — поделилась воспоминаниями Клавдия Константиновна. — На праздновании 75‑летия горпо Любовь Дмитриевна торжественно вручила символический ключ от будущего музея предприятия Анне Григорьевне Волковой, которая тогда возглавляла совет ветеранов, с наказом создать музей. А через несколько лет мы кинули клич среди своих, и люди стали приносить фотографии, что было очень ценно, ведь в 1996 году сгорела контора, архивных фото не осталось. Активную работу тогда вместе с нами вели Галина Мукановна Лукьянчикова, Лидия Александровна Елисеева, Нина Николаевна Рочева и Галина Геннадьевна Чупрова. Позже совет ветеранов возглавила Елена Павловна Дошакова, и следующий состав продолжил нашу работу.

За шесть лет существования активистам удалось собрать уникальные фотоальбомы, оформить не одну выставку о жизни горпо, а также создать свою собственную Книгу Почета. Все экспонаты — предметы быта, фотографии и другие свидетельства жизни предприятия — разместили в небольшом домике на улице Хатанзейского.

— Когда в Нарьян-Маре еще не был построен храм, к нам обратился священник отец Владимир, — вспоминает Светлана Ефимовна. — Он попросил помочь с помещением для проведения богослужений. А у нас как раз вот этот домик пустовал. И несколько лет там был православный приход. Потом на площади построили и открыли Богоявленский храм. И мы все думали, что с этим домиком делать, ведь после молебнов и богослужений торговать в нем казалось недопустимым. А потом пришла идея создать музей, и он как раз для этого подошел. Сейчас мы проводим там и вечера-встречи для наших ветеранов. Их уже не так много, и все проходит уютно, по‑домашнему.

За помощью и поддержкой в горпо обращаются не только священники. Вот уже много лет предприятие оказывает спонсорскую помощь учреждениям культуры, спорта, учебным заведениям. На стенах конторы среди прочих грамот и дипломов выделяются благодарственные письма за помощь в проведении мероприятий. Одни из самых дорогих лично для председателя — копии наград учеников музыкальной школы, которым была выделена материальная помощь для поездки на всероссийский конкурс. Все это бережно хранится, чтобы со временем попасть в фонды музея предприятия, которое, несмотря на все трудности, продолжает свой путь и вносит огромный вклад в дело развития торговли в Заполярье вот уже девяносто лет!

Цифры

  • 182 сотрудника работают сегодня в 15 торговых объектах и объектах общественного питания Нарьян-Марского городского потребительского общества
  • 40 рабочих мест было создано при открытии торгового центра на улице Сущинского в Нарьян-Маре. Общая площадь объекта — около 1,5 тысячи квадратных метров, торгового зала — 780 квадратных метров.