Здесь каждый учитель выкладывается на сто процентов

В структуру Талажской средней школы входят пять филиалов — и у каждого есть своя специфика. Но их всех объединяет благоприятная атмосфера, в которой дети достигают высоких результатов. Успех кроется в сильных традициях, единстве родителей и педагогов, участии помощников, готовых делиться с детьми навыками и знаниями.

Дети идут по стопам родителей

Валерий Вакуленко, директор Талажской средней школы
Валерий Вакуленко, директор Талажской средней школы

— Сегодня наша задача — сохранить традиции Талажской средней школы и ее филиалов, приумножить достижения в обучении и воспитании подрастающего поколения, создавая все возможные условия для этого, — уверен директор школы Валерий Вакуленко.

А началась история Талажской школы в 1932 году — тогда в ней было 18 учеников и всего одна учительница. Спустя пять лет в школе уже обучались 135 человек, работали три учителя, появился первый пионерский отряд. Шло время, менялись названия, росло число учеников. 1 сентября 1989 года учреждение приняло детей в новом просторном здании и в новом статусе — Талажская школа стала средней. Сегодня здесь получают образование 205 детей.

Вера Ковалева, учитель иностранного языка
Вера Ковалева, учитель иностранного языка

— В 1980‑е годы численность населения поселка росла. Деревянное здание стало тесным, — рассказывает учитель иностранного языка Вера Ковалева. — Тогда первый руководитель Архангельской нефтебазы заявил, что его сотрудники должны жить в достойных и комфортных условиях. При его содействии были построены жилые пятиэтажки, здания школы и детского сада. До сих пор большая часть наших обучающихся — это дети сотрудников нефтебазы, психиатрической больницы и колоний. Так как эти учреждения проводят активную профориентационную работу, многие ребята потом идут по стопам родителей. Так поселение развивается и прирастает своими кадрами.

В 2007 году для обучения граждан, отбывающих наказание в колонии-поселении, мы открыли вечернюю школу в форме учебно-консультационного пункта. С тех пор наши учителя там преподают. Кроме того, мы единственная школа региона, где обучаются юные пациенты психиатрической больницы, в которой проходят лечение дети разного возраста из Архангельской области и НАО. С ними занимаются четверо наших учителей.

Сохранить атмосферу

С течением времени в состав Талажской школы вошли Повракульская начальная школа — детский сад и Верхне-Золотицкая основная школа — детский сад. А 27 февраля 2024 года к ним присоединилась и Патракеевская основная школа — детский сад.

Анна Шорикова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Анна Шорикова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

— 25 лет эту школу возглавляла Елена Валентиновна Толстова. В Патракеевке сформирован сильный педагогический коллектив единомышленников, и практически все имеют высшую квалификационную категорию, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Шорикова. — В здании созданы комфортные условия, есть своя столовая, и даже овощи они выращивают самостоятельно.

Конечно, реорганизация малокомплектной сельской школы — это правильно с экономической точки зрения. Но психологически это всегда сложный процесс: история Верхне-Золотицкой школы насчитывает более 130 лет, Патракеевской — более 120. Там протекает своя интересная жизнь и давно создана неповторимая атмосфера, которую теперь необходимо сохранить.

— Школа — это центр сельской жизни. Не зря говорят: жива школа — жива деревня, — подчеркивает Вера Ковалева.

Индивидуальный подход

— От многих других сельских школ наша отличается близостью к городу: добраться до Архангельска можно за 30 минут на автобусе, — объясняет Анна Шорикова. — В городе есть большой выбор школ с разнообразными направлениями и углубленными программами, а мы здесь единственные и должны соответствовать ожиданиям и запросам разных семей. Поэтому у нас формируются классы универсального профиля с акцентом на математику и русский язык.

В то же время наполняемость классов небольшая, и поэтому наши педагоги могут применять к каждому ребенку индивидуальный подход. Качество знаний подтверждают результаты ЕГЭ и призовые места на Всероссийской олимпиаде школьников. За последние 30 лет 22 выпускника были награждены золотыми и серебряными медалями. Наши ученики успешно поступают в средние и высшие учебные заведения, реализуют себя во взрослой жизни. Также у нас созданы условия и для детей с особыми образовательными потребностями. Эти учащиеся потом успешно сдают ГИА и устраиваются в дальнейшей жизни, — подчеркивает Анна Борисовна.

Классная работа

Педагогический штат Талажской средней школы укомплектован полностью. Учителя участвуют и побеждают в районных и областных конкурсах профессионального мастерства.

В дружном коллективе каждый педагог выкладывается на сто процентов: Анна Аркадьевна Третьякова успешно занималась кадетским движением, фишка Людмилы Владимировны Смольниковой — проектно-исследовательская деятельность, Анна Алексеевна Митусова ведет отряд юных инспекторов дорожного движения и вместе с детьми разработала районную краеведческую игру «Тестянка», Любовь Васильевна Аббасова раскрывает в детях таланты через театральную деятельность.

Великолепно готовят к ЕГЭ учитель русского языка и литературы Галина Александровна Новоселова и учитель математики Анна Петровна Попова. Их ученики всегда набирают баллы выше среднего по региону.

Учителя старшей школы расширяют академический кругозор ребят и на высоком уровне готовят их к интеллектуальным конкурсам и играм. Например, в отборочном туре интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», организованной Российским обществом «Знание», участвовало более 200 команд школ и колледжей Архангельской области. В десятку финалистов вошли две команды Талажской школы.

Оксана Иванова Ордина и Анна Борисовна Шорикова погружают учащихся в мир туризма. Благодаря этим занятиям ученики третий год подряд становятся абсолютными чемпионами областных соревнований «Школа безопасности» в младшей возрастной группе. За их плечами — победы в ежегодных туристических слетах для школьников Приморского округа, региональном турслете «Турмания», кросс-походе «Таежный экстрим» и многих других.

И конечно, очень много времени педагоги посвящают работе с семьями учеников: только при сотрудничестве учителя и родителя ребенок будет развиваться гармонично.